Еще свежи в памяти впечатления от выставки Рафаэля, но Пушкинский музей в Москве открыл еще одну выставку-блокбастер «Венеция Ренессанса. Тициан. Тинторетто. Веронезе«. Один из 23 шедевров, блистающих на выставке — портрет кардинала Алессандро Фарнезе кисти Тициана. Молодого мужчину на портрете при жизни называли «Великим принцем Возрождения». Так кто он, кардинал Фарнезе?

Портрет Алессандр Фарнезе Тициан

«Портрет Алессандро Фарнезе» Тициан. 1545-1546. Музей Каподимонте (Неаполь, Италия)

Об Алессандро Фарнезе

Портрет Алессандро Фарнезе не подписан и не датирован, но специалисты утверждают, что он был написан в 1545 или 1546 годах, когда юному, но могущественному кардиналу было примерно 25 лет, а знаменитому метру живописи Тициану уже примерно 56. Он был художник королей и принцев с авторитетом в мире живописцев.

Палаццо Фарнезе в Риме. Интерьер

Палаццо Фарнезе в Риме. Интерьер

Алессандро Фарнезе — человек уникальной судьбы и был достоин быть увековеченным великим художником. Кардинал был внуком папы римского Павла III. Папа как только стал на ватиканский престол, сделал внука кардиналом (Алессандро в тот момент исполнилось 14 лет!). Чтобы гарантировать семье Фарнезе успешность значительная должность кардинала была оставлена близкому родственнику. Алессандро Фарнезе прекрасно защищал интересы семьи в том числе средствами дипломатии, а так же культуры.

Вилла Фарнезе в 50 км от Рима. Местечко Капрарола

Вилла Фарнезе в 50 км от Рима. Местечко Капрарола

Именно дедушка Алессандро, папа Павел III, заказал гениальному Микеланджело фреску Страшный суд для Сикстинской капеллы и фрески «Обращение Савла». Следующими заказами стали проекты собора святого Петра и дворца Фарнезе в Риме.

Не отставал от своего дядюшки и кардинал Алессандро. Он заказывал картины виднейшим живописцам, собрал самую большую в Риме коллекцию антиков, воодушевил Джорджо Вазари на создание его Жизнеописаний.

Портрет Алессандро Фарнезе на выставке "Венеция Ренессанса. Тициан, Тинторетто, Веронезе" в ГМИИ Пушкина

Портрет Алессандро Фарнезе на выставке «Венеция Ренессанса. Тициан, Тинторетто, Веронезе» в ГМИИ Пушкина

Кардинала называли «Великим принцем Возрождения» из-за покровительства искусствам, но и по причине личных его пристрастий, молодой мужчина не смотря на свой сан имел многочисленные любовные связи.  Во время пребывание кардинала во Франции, от связи с герцогиней Клод де Бон в 1556 году у него родилась дочь, Клелия Фарнезе, по свидетельству современников, одна из самых красивых женщин той эпохи.

Якопо Дзукки. Предполагаемый портрет Клелии Фарнезе

Якопо Дзукки. Предполагаемый портрет Клелии Фарнезе (дочери Кардинала Алессандро Фарнезе)

Кардинал поддерживал знаменитого скульптора, ювелира и живописца Бенвенутто Челлини (в том числе способствовал выдворению его из заточения!) Во дворце кардинала Алессандро Фарнезе проживал в первые годы своего нахождения в Италии и Ватикане великий художник Эль Греко.

Кардинал собрал одну из лучших коллекций римской скульптуры, составившей в настоящий момент основное ядро Неаполитанского музея. В 1550-е годы он приобрел имение, вошедшее его стараниями в историю искусства как вилла Фарнезе, палаццо Фарнезе и знаменитую виллу Фарнезина с фресками Рафаэля! В том числе во время написания данных  фресок развивалась любовная история Рафаэля и Форнарины, ведь именно с нее написал здесь Рафаэль одно из самых известных своих произведений. Ее домик до сих пор ютится рядом с роскошной Виллой Фарнезе. Об истории Рафарэля и Форнарины можно прочесть здесь.

Вилла Фарнезе более похожа на укрепленный замок

Вилла Фарнезе более похожа на укрепленный замок

Виллы и палаццо Алессандро Фарнезе — одни из самых роскошных палаццо времени Высокого Возрождения в Италии. Художественные коллекции их как правило были вывезены в Неаполь, где сохранились в музее Каподимонте, откуда происходит знаменитый портрет кардинала, экспонируемый на выставке в ГМИИ имени Пушкина.

Фреска Рафаэля на вилле Фарнезина. Рим

Фреска Рафаэля на вилле Фарнезина. Рим

Для кардинала Тицианом была написана одна из его «Данай», в настоящий момент находящаяся, как большая часть художественной коллекции Алессандро, в музее Неаполя. «Данайя» была написана для личного кабинета кардинала Фарнезе в Риме! Историю создания данной картины и встречи с Микеланджело во время ее создания — в следующей части статьи о Тициане во время работы над портретом кардинала Фарнезе.

Вилла Фарнезина. Интерьеры

Вилла Фарнезина. Интерьеры

Род Фарнезе был тесно связан в интригах и родственных связях с родом Борджиа, потому в популярном сериале Борджиа вы можете увидеть места, описанные в статье, а также знакомых персонажей.

с помощью популярного сериала "Борджиа" можно окунуться в эпоху XVI века

С помощью популярного сериала «Борджиа» можно окунуться в эпоху XVI века

Тициан. История написания портрета кардинала

Тициан по просьбе Алессандро Фарнезе исполнил портрет папы Павла III и его внуков, а также индивидуальные портреты Папы. Художник, обласканный милостями императоров Европы, взялся за заказы при Папском дворе в надежде, как оказалось тщетной, получить церковный бенефиций (земельное владение) для своего сына Помпонио. Тициан был искусным царедворцем, потому часто дарил картины влиятельным друзьям в обмен на определенные услуги и ответные подарки.

Тициан Вечеллио "Автопортрет". 1567. Музей Прадо (Испания)

Тициан Вечеллио «Автопортрет». 1567. Музей Прадо (Испания)

Во время пребывания в Риме Тициан, кроме работы над портретами, познакомился с живой легендой, «божественным» Микеланджело, который уже был в почтенном возрасте к тому моменту почти 70 лет. В ватиканскую мастерскую Тициана Микеланджело привел Джорджо Вазари, автор знаменитых описаний жизни художников Ренессанса. В момент  визита в мастерскую Микеланджело Тициан работал над картиной «Данайя» для Алессандро Фарнезе.

Данайя. Тициан. 1545-1546. Каподимонте Неаполь

«Данайя». Тициан. 1545-1546. Музей Каподимонте в Неаполе. Авторская копия более позднего времени находится в Эрмитаж (Санкт-Петербург)

Согласно тексту «Жизнеописаний» Вазари: «Однажды, посетив Тициана в Бельведере, Микеланджело и Вазари увидали у него картину, над которой он работал: обнаженную женщину в образе Данаи, принимающей в свое лоно Зевса в виде золотого дождя, и (как это принято в присутствии художника) очень ее расхвалили. Когда же они от него ушли, то, беседуя об его искусстве, Буонарроти его очень хвалил, говоря, что ему нравится весьма его манера и колорит, однако жалел, что в Венеции с самого же начала не учат хорошо рисовать и что тамошние художники не имеют хороших приемов работы.

Микеланджело

Даниеле да Вольтерра. «Портрет Микеланджело Буонарроти (1475–1564)» Metropolitan Museum (США)

Ибо, говорил он, если бы искусство и рисунок так же помогали этому человеку, как ему помогает природа, в особенности в изображении натуры, то большего нельзя было бы себе представить, имея в виду его прекраснейшее дарование и его изящнейшую манеру. С этим действительно нельзя не согласиться, ибо тот, кто много не рисовал и не изучал избранные античные и современные образцы, не сможет успешно работать сам по себе и исправлять то, что он изображает с натуры, придавая этому то совершенство, которое даруется искусством помимо порядка вещей в природе, создающей некоторые части неправильно».

Портрет кардинала Фарнезе

Шедевр: Портрет Алессадро Фарнезе

Художник: Тициан (Тициан Вечеллио)

Время создания: 1545-1546

Материал и размер: Холст, масло, 97 х 73 см

Место постоянного экспонирования: Музей Каподимонте (Неаполь, Италия)

Портрет Алессандр Фарнезе Тициан

Фрагмент «Портрета Алессандро Фарнезе» Тициан. 1545-1546. Музей Каподимонте *Неаполь, Италия)

История шедевра: после своего написания картина хранилась в Риме, на вилле Фарнезе до 1644 года, далее была передана в Палаццо дель Джардино в Парме, где хранилась до 1662. После портрет переехал в Палаццо делла Пилотта (Парма), где хранился до 1680 года. История портрета кардинала была в перемещении его в коллекцию шедевров Королевского собрания Неаполя (до 1734 года), далее был передан в Музей Каподимонте Неаполя, где хранится по настоящее время.

Tициан Вечеллио. «Портрет папы Павла III с кардиналом Алессандро Фарнезе и герцогом Оттавио Фарнезе»

Tициан. «Портрет папы Павла III с кардиналом Алессандро Фарнезе и герцогом Оттавио Фарнезе» 1546. Музей Каподимонте (Неаполь, Италия). Описываемый нами в статье кардинал Алессандро Фарнезе стоит слева от папы.

На портрете с выставке в Пушкинском музее кардинал практически повторяет свой образ с портрета папы Павла III с внуками. Алессандро держит перчатку в руке- атрибут нетипичный для церковного деятеля. Скорее это намек на светский характер деятельности кардинала. Парадный портрет кардинала Фарнезе указывает на социальный статус изображаемого.

У Тициана есть портрет Папы и двух его внуков «Папа Павел III с кардиналом Алессандро Фарнезе и герцогом Оттавио Фарнезе», созданном в тоже время, что и индивидуальный портрет кардинала.