Выставка Рафаэля в ГМИИ им Пушкина натолкнула на раскрытие в отдельной статье темы личной жизни Рафаэля Санти, которая мало отражена в источниках и воспоминаниях, однако есть в письмах художника к родственникам и друзьям. Известно, что он был постоянно окружен последователями и поклонниками своего творчества. Друзья не раз уговаривали художника жениться на девушках достойного положения, но он предпочел остаться холостым. Рафаэль несколько лет был женихом племянницы кардинала, однако в итоге отказался идти под венец.

Сикситинская мадонна

Фрагмент картины Рафаэля «Сикстинская мадонна». 1513-1514. Дрезденская картинная галерея

Он был сосредоточен на работе. По воспоминаниям современников он говорил: «Чтобы мне написать идеальную женщину, мне надо увидеть тысячи красивых женщин». Образы мадонн Рафаэля имели собирательный характер, но известно лишь одно женское имя в сильных привязанностях Рафаэля — Форнарина, которую он изображал на полотнах. 

Известно, что он был под впечатлением от этой женщины в свой последний, римский период жизни.

800px-la_donna_velata_v2

Рафаэль. Донна Велата. 1515-1516. Палаццо Питти. Флоренция

Форнарина была дочерью сиенского булочника, на что указывает ее прозвище Форнарина (итал. fornarino — булочник). Настоящее имя возлюбленной художника было Маргарита Лути. Со временем информация об их отношениях обросла слухами и легендами.

Основная версия истории её жизни гласит, что она была родом из Сиены, жила в Риме на Via Santa Dorotea 20. Ее дом в вечном городе сохранился до сих пор. Как гласят полулегендарные рассказы, девушка была римской любовью художника, который встретил её случайно, влюбился, выкупил её у отца за 3000 золотых и снял ей в Риме виллу на Via di Porta Settimiana.

rafael-porter-fornariny-1518-1519-galereya-borgeze-rim

Рафаэль. Форнарина. 1518-1519. Галерея Боргезе. Рим

Форнарина оставалась его возлюбленной и натурщицей на протяжении десятилетия, до самой смерти художника, в день его рождения (ему исполнилось 37 лет). Верностью полюбившему её Рафаэлю, как утверждают, она не отличалась. Источники указывают, что когда папский посланник прибыл к ложу умирающего Рафаэля, священник потребовал, чтобы рыдающую девушку удалили из помещения, так как передавать папское напутствие в её присутствии он считает несообразным.

Считается, что ее портретами являются две работы Рафаэля: «Форнарина» и «Донна Велата». Специалисты склоняются, что именно ее образ вывел Рафаэль в «Сикстинской мадонне».

Статья о картинах Рафаэля на прошедшей выставке шедевров Пинакотеки Ватикана расположена здесь.

О картинах, представленных на выставке «Рафаэль. Поэзия образа» в ГМИИ имени Пушкина (Москва, улица Волхонка) написано в этой статье. Статья о фактах жизни и смерти Рафаэля находится здесь. Взаимоотношения Рафаэля с Микеланджело и Леонардо — здесь