Автор: Эдгар Дега (1834 — 1917). Настоящее имя художника — Илер-Жермен-Эдгар де Га

Шедевр: Голубые танцовщицы (Danseuses bleues)

Дата создания: около 1897 года

Материал: Бумага, пастель

Размеры: 64х65 см

Музей: ГМИИ имени А.С. Пушкина. Здание  Галереи искусства стран Европы и Америки XIX — XX (Москва, Волхонка, 14)

Коллекционер Сергей Щукин

Коллекционер Сергей Щукин

1 — история картины

«Голубые танцовщицы» Дега находились почти всегда после написания на территории России благодаря московскому купцу и коллекционеру Сергею Щукину. Ему удалось собрать лучшие образцы современного ему французского искусства, такой коллекции нет даже во Франции. Сергей Щукин признавался своей дочери:

«Если, увидев картину, ты испытываешь психологический шок — покупай её».

Зал Моне с Голубыми Танцовщицами в доме Сергея Щукина

Зал Моне с «Голубыми Танцовщицами» Дега в московском особняке Сергея Щукина. Начало XX века. Реконструкция Кристины Делок-Фурко

Дега после написания «Голубых танцовщиц» передал на хранение ее в коллекцию арт-дилера импрессионистов Дюран-Рюэля в Париже. У последнего полотно приобрел Щукина для своей коллекции. Картина постоянно висела в московском особняке коллекционера на Большом Знаменском переулке до 1918 года, пока коллекция не была преобразована в Государственный музей нового западного искусства, просуществовавший до 1948 года. После прекращения работы музея коллекция Щукина была разделена между ГМИИ Пушкина в Москве и Эрмитажем.

Так выглядел зал импрессионистов в щукинском особняке (реконструкция Кристины Делок-Фурко)

Так выглядел зал импрессионистов в щукинском особняке. Реконструкция Кристины Делок-Фурко

Все работы Эдгара Дега в ГМИИ Пушкина (Москва) происходят из коллекции Щукина.

Знаменитый художник Морис Дени, посетивший Москву в 1909 году, увидев «Голубых танцовщиц» Дега в домашней галерее Щукина, так отозвался о ней: «В большом салоне – голубой Дега, самый прекрасный, самый звонкий и самый новый».

2 — истории о деньгах

Художник происходил из обеспеченной семьи. Отец художника, Огюст де Га, управлял французским отделением крупного банка, основанного в Италии дедом Эдгара Дега, Рене Илером де Га. Илер де Га эмигрировал в Италию в годы Французской революции, полагая, что его жизнь в опасности. Мать Эдгара, Селестина Мюссон, была родом из французской семьи, обосновавшейся в Америке. Её отец был брокером на хлопковой бирже в Новом Орлеане.

Эдгар Дега

Эдгар Дега

Мы привыкли к тому, что художник постоянно нищ и бос, но не в случае Дега. Удивительно, но талант импрессиониста Дега был оценён при жизни. Его работы хорошо раскупались.

«Голубые танцовщицы» были приобретены за баснословные деньги — 60 000 франков! За картины Дега Щукин с маршанами (так в те времена называли арт-дилеров) почти не торговался. Для сравнения — средняя зарплата на заводе обычного работника составляла в месяц 108 франков.

Эдгар Дега "Четыре танцовщицы" 1899. Национальная галерея искусств (Вашингтон)

Эдгар Дега «Четыре танцовщицы» 1899. Национальная галерея искусств (Вашингтон, США)

Не смотря на расточительность, Сергей Щукин в остальных случаях любил говорить: «Хорошая картина — дешевая картина».

Что же о художнике: деньги особого счастья Дега не приносили. У него не было семьи. Он был отшельником. Он редко выходил из своей мастерской. На двери его квартиры была замысловатая щеколда. Дега мог управлять ей из своей мастерской со второго этажа. Если гость был не ко двору, щеколда на двери так и не поднималась. Она очень часто не поднималась.

Эдгар Дега "Голубые танцовщицы" ГМИИ Пушкина

Эдгар Дега «Голубые танцовщицы» Около 1897. ГМИИ Пушкина (Москва)

3 история — о балете

В истории живописи имя Дега навсегда связано с балетной темой. Он стал первым, кого очаровала не конкретная прима, а балет как искусство и труд, Дега не только увидел, но и показал балет с другой стороны.

Четыре балерины на картине «Голубые танцовщицы» — неразрывное целое, своей пластикой передают идею гармоничного, слаженного и развивающегося движения. Трудно даже сказать, изображены ли на полотне четыре балерины. Это может быть фигура одной и той же танцовщицы, но в разных поворотах. 

Эдгар Дега "Танцовщицы" Музей Метрополитен

Эдгар Дега «Танцовщицы» Музей Метрополитен (Нью-Йорк, США)

Мотив передачи сложного движения интересовал Дега на протяжении всего его творчества. Нередко он как бы развертывал его во временной последовательности, показывая его различные этапы, как в этой группе балерин. Художник несколько раз возвращался к подобной композиции, варианты которой находятся в Лувре и в частном собрании во Франции. Однако, по выразительности, чистоте и гармонии московские «Голубые танцовщицы» представляют наиболее удачное решение этой темы.

Театральный мир балета на его полотнах показывает непривычные уголки театра, иногда видимые только в приоткрытую дверь. Знаменитая картина «Голубые танцовщицы», написана с совершенно необычного ракурса, словно художник, а за ним и зритель, подсматривает за балеринами.

Эдгар Дега. Две отдыхающие танцовщицы (1905—1910), Музей Орсе, Париж

Эдгар Дега «Две отдыхающие танцовщицы» (1905—1910), Музей Орсе (Париж, Франция)

4 история — о потерянном зрении Дега

В 36 лет (1870 год) франко-прусская война приближалась к Парижу. Вместе с Эдуардом Мане Эдгар Дега уходит в армию. Он пошел добровольцем в пехотный полк. Вскоре был обнаружен дефект зрения правого глаза (начало слепоты) и Дега был переведён в артиллерию, где и закончил войну.

Картина «Голубые танцовщицы» относится к позднему периоду творчества Дега. Он написал ее, когда ему было примерно 63 года. В эти годы зрение его ослабело настолько, что он стал писать большими цветовыми пятнами, придавая первостепенное значение декоративной организации поверхности картины, что отчетливо прослеживается в картине.

Эдгар Дега "Балерины" Британская национальная галерея

Эдгар Дега «Балерины» Британская национальная галерея

5 истории — о личной жизни

Не сохранилось никаких свидетельств стремления Дега к физической близости к танцовщицам балета или какой-либо из его натурщиц, впрочем, как и каких-либо иных сведений о личной жизни художника. Никто не знал, есть ли у Дега любовница. Сам Дега никогда не рассказывал о своих отношениях с женщинами.

В личной жизни Дега был одновременно сдержанным и вспыльчивым; с ним случались приступы гнева. Друзья и члены его семьи отзывались о Дега как о неуклюжем прямом человеке. И действительно, его иногда с нежностью назвали «медвежонком» за частое ворчание и брюзжание. Отношение Дега к собственному телу было свободным от условностей. В самом деле, ванна, которую мы часто видим на его многочисленных поздних картинах моющихся женщин, была смело поставлена им посередине мастерской.

Эдгар Дега. Автопортрет

Эдгар Дега. Автопортрет

К концу 80-х годов Дега, по существу, реализовал своё желание «стать знаменитым и неизвестным». Он был практичным и умел распорядиться своим влиянием, постоянно контактировал со многими художниками, и такая активность начинала раздражать некоторых из его коллег. Как лишнее доказательство того, что он уверен в своем таланте и спокоен за свою позицию, Дега замыкается в узком кругу близких друзей. Он выставляется лишь в немногих избранных публичных местах, что вызывает интерес к нему со стороны респектабельных художественных журналов Парижа. Растет продуктивность Дега, количество законченных работ, предназначенных для продажи, одновременно он тщательно планирует с группой надежных торговцев свою стратегию на торгах.

Эдгар Дега. Танцевальный класс. Музей Орсэ

Эдгар Дега «Танцевальный класс» Музей Орсэ (Париж, Франция)

6 история — о Дега и импрессионистах

Дега мало интересовал пейзаж, занимавший центральное место в творчестве импрессионистов, и он не стремился запечатлеть на полотне ускользающую игру света и тени, так завораживавшую Моне. Дега вырос из традиционной живописи, которая так мало значила для других импрессионистов. Дега можно отнести к импрессионизму только благодаря трепещущей, светящейся игре красок. Общим, как для Дега, так и для остальных импрессионистов, был, пожалуй, только жадный интерес к живописным сюжетам современной жизни и стремление запечатлеть её на полотне каким-то новым, необычным способом.

Ирония судьбы, но именно в 1890-х, после распада группы импрессионистов, работы Дега стали наиболее близки по стилю именно к импрессионизму. Однако размытые формы и яркие тона, которые он начал использовать в эти годы, были скорее следствием прогрессирующей потери зрения, чем стремлением художника к характерным для импрессионизма цветам и формам.

Эдгар Дега. танцовщицы в розовом и зеленом. 1894. Частное собрание

Эдгар Дега «Танцовщицы в розовом и зеленом» 1894. Частное собрание

Дега никогда не имел никаких учеников, но многие художники, например, Поль Гоген, Жорж Сера, Анри Тулуз-Лотрек, признавали его влияние на своё искусство.

7 история — цитаты Дега о живописи и балете

«Живопись требует небольшой тайны, некоторой неопределённости, некоторой фантазии. Когда вы вкладываете совершенно ясное значение, людям становится скучно.»

«Ничто в искусстве не должно казаться случайным, ни один жест.»

«Меня называют живописцем танцовщиц. Балерины всегда были для меня лишь предлогом, чтобы изобразить замечательные ткани и ухватить движение».

Эдгар Дега "Розовые танцовщицы"

Эдгар Дега «Розовые танцовщицы»

8 — Интересные факты о жизни Дега

  • Дега родился в семье богатого банкира, увлекавшегося искусством
  • В 1853 году Дега начинает изучать право по желанию отца, одновременно  по своему желанию — берет уроки живописи в мастерской Барриаса. С 1855 года он регулярно посещает Школу изящных искусств, где работает в мастерской Ламотта, ученика Энгра
  • Его родовая фамилия – аристократическая, де Га, но он поменял её на более «народную» — Дега
  • Дега был перфекционистом. Друзья шутили, что он прекратит работу над картиной, только если отобрать её силой
  • Его называют «живописцем танцовщиц», и не зря. Он написал более полутора тысяч полотен, где так или иначе были изображены танцовщицы, а в первую очередь – балерины
  • Художник был признанным мастером пастели. Он не только довел до совершенства существующие способы работы с ней, но и создал новые, к примеру, обработку картин паром и разведение пастели
Эдгар Дега. танцовщика выгибается. 1883

Эдгар Дега «Танцовщика выгибается» 1883

9 история-анекдот из жизни Дега (или как Дега снимал мастерскую)

Молодой Эдгар Дега, скитаясь по парижским углам, решил снять мастерскую. После долгих поисков он наконец нашел в небогатом районе подходящую комнату, но хозяин квартиры сразу же выставил целый ряд условий:
— Я могу вам сдать эту комнату, но предупреждаю: здесь должно быть тихо,
— Я спокойный человек, месье, — скромно ответил Дега.
— Никаких гостей, никаких криков, — продолжал хозяин.
—  Обещаю, — сказал художник.
— Домой не возвращайтесь поздно, потому что пол скрипит, — добавил хозяин.
—  Хорошо, постараюсь, — обещал Дега.
—  Вы храпите? Стены здесь тонкие, и я не смогу уснуть.
—  Нет, я сплю спокойно, — ответил Дега, уже теряя терпение.
— Тогда все в порядке. Я сдам вам эту комнату, — сказал довольный хозяин.
—  Но я должен вас честно предупредить, — заметил Дега, — что я художник.
—  И что же?
—  Боюсь, вас может встревожить плеск воды, в которой я мою свои кисти!