800 лет назад Святой Терновый венец был захвачен крестоносцами в Константинополе. В скором времени король Франции, Людовик Святой, выкупил его за небывалую цену — половину годового государственного бюджета страны.

В момент прибытия выкупленной святыни во Францию Людовик IX Святой торжественно встретил реликвию в 40 километрах от Парижа. Король снял с себя все королевские регалии и обувь.  Он понес на плечах реликвию в Париж, будучи босым, в одной рубашке, взволнованный и со слезами на глазах, в сопровождении большой торжественной процессии.

Людовик Святой и сокровища Сент-Шапель

Реликварий Тернового венца на афише выставки в Кремле

Святой Терновый венец хранится в реликварии, который представлен на выставке в Музее Кремля «Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель».

  • Святой Терновый венец — венец из ветвей растения с шипами (терниями), согласно Евангелиям был водружен на голову Иисуса Христа римскими воинами, чтобы усугубить его страдания. Венец всегда был символом силы, правления и почета. Изготовление его из терновника вместо традиционного лавра, использовавшегося римлянами для плетения венков великим героям, было позорным актом издевательства над Сыном Божьим.
  • Реликварий — вместилище для хранения ценных реликвий, которые имеют религиозное сакральное значение
Реликварий тернового венца Святой Людовик и Сант-Шапель

Реликварий тернового венца на выставке в Московском кремле «»Святой Людовик и реликвии Сент-Шапель»

Произведение: Реликварий Святого Тернового венца

Дата и место создания: Париж, 1806

Материалы: Золото, серебро, хрусталь

Диаметр произведения: 28,2 см

Автор: Мастер Жан-Шарль Кайе. На произведении есть клеймо мастера

Место постоянного хранения: Сокровищница собора Парижской Богоматери

Наполеон Бонапарт после коронации

Наполеон Бонапарт после коронации

Во времена правления Наполеона Бонапарта был создан данный реликварий в виде кольцеобразной колбы из горного хрусталя для размещения в нем венца. Перемещение святыни в колбу было произведено 6 августа 1806 года в присутствии кардинала Беллуа, архиепископа Парижского.

«Обруч» из тростника, внутри которого закреплены терновые ветви, был помещен в первый реликварий из хрусталя, разделенный по окружности на две половины, оправленные в обод из золоченного серебра. Эти две части соединены тремя креплениями в виде растительного орнамента также из золоченного серебра.

Реликварий для тернового венца_Сент-Шапель

Первый реликварий Тернового венца

Вся  описанная выше конструкция помещается во второй реликварий формы земного шара из золоченной меди, который сейчас также хранится в сокровищнице парижского собора Нотр-Дама. Второй реликварий поддерживают три ангела и венчает крест, фигура коленнопреклоненной Веры и лев, символ «колена Иудина».  Второй реликварий выполнен в форме средневековой королевской короны, покоящейся на массивной подставке с литыми изображениями трех царственных особ, преемственно обладавших Терновым венцом: императрицы Елены, императора Латинской империи Балдуина II и Людовика IX Святого, держащего в руках доставленную в Париж святыню.

реликварий тернового венца

Реликварий тернового венца (не экспонируется на выставке в Кремле)

Оба реликвария были сделаны одним ювелиром — Жаном-Шарлем Кайе (1772-1849).

По задумке и воплощению автора, поскольку терновый венец находился внутри глобуса, внешне он не был доступен для обозрения публики. Возможно именно по этой причине в 1862 году был сделан новый внешний реликварий Эженом-Эммануэлем Виолле-ле-Дюком при содействии скульптора Жоффруа-Дешома. Замысел был осуществлен ювелиром П. Пуссиельг-Рюсаном. С этого времени посетители могли внешне видеть реликвию.

реликварий тернового венца

Реликварий тернового венца (не экспонируется на выставке в Кремле)

Стиль

Все реликварии созданы в стиле ампир, появившийся в послереволюционный период наполеоновской Франции.

  • Ампир происходит от французского empire «имперский стиль». Основные источники творческого переосмысления и вдохновения — искусство архаики Древней Греции, искусство императорского Рима и Древнего Египта. В античности Ампир черпал, с одной стороны, монументальность и лаконизм, а с другой — идею утверждения императорского величия посредством соответствующих атрибутов и символов.
реликварий тернового венца

Реликварий тернового венца в Соборе Парижской Богоматери (не экспонируется на выставке в Кремле)

История приобретения Тернового венца Людовиком Святым

С IV до середины XI века Терновый венец был доступен для поклонения в Сионской церкви. Потом венец перенесли в Константинополь. После того, как в 1204 году крестоносцы захватили Константинополь, в их руки попал и императорский дворец Константинополя Буколеон с часовней, в котором хранились реликвии, количество которых их потрясло. Но самый важный комплекс — реликвии Страстей.

Есть описание, сделанное рыцарем Робером де Клари, который перечисляет все, что они увидели в императорской часовне во дворце: терновый венец, большой фрагмент истинного креста, копье Лонгина, губка, пропитанная уксусом и желчью, которую подавали Христу, гвоздь от Распятия... Там было немало и других святынь, связанных и с почитанием Богородицы, и с другими святыми.

Крестоносцы отдавали себе отчет в ценности этих реликвий, которые были немедленно поставлены под охрану и перешли в собственность новых императоров Латинской империи (просуществовавшей с 1204 по 1261 год). Но они постепенно начинают реликвии закладывать и продавать, поскольку их положение крайне непрочное в силу того, что у них мало и военных, и финансовых сил.

Святой ЛюдовикЛатинский император Балдуин II сильно задолжал Венеции и предложил ей венец в качестве компенсации, но в итоге терновый венец был продан Людовику Святому, который обошелся вдвое дороже, чем последующее возведение Сент-Шапель. Причем когда Балдуин II приехал на переговоры во Францию для ведения переговоров, его бароны уже заложили терновый венец венецианцам. Его выкупают у них. На нашей выставке в Кремле представлена грамота о залоге венца итальянскому банкиру Никколо Квирино — удивительный документ той эпохи.

Терновый венец, полученный от латинского императора Балдуина II, Людовик IX Святой торжественно встретил 10 августа 1239 года в городке Вильнёв-Аршевек, что в 40 километрах от Парижа. При этом Людовик снял с себя все королевские регалии и обувь, а потом, босой, в одной рубашке, взволнованный и со слезами на глазах, вместе со своим братом Робером д’Артуа и в сопровождении большой торжественной процессии, понес реликвию на плечах.

Так 19 августа 1239 года Терновый венец Иисуса Христа оказался в Париже.

Сент Шапель

Сент-Шапель на острове Сите в Париже

Сент-Шапель

После в рекордные сроки, за неполных три года, для святых реликвий в центре Парижа, на острове Сите, была воздвигнута часовня Сент-Шапель (Sainte-Chapelle, или Святая часовня) — один из шедевров готической архитектуры, на строительство которого было затрачено еще больше денег, чем та сумма, в которую был оценен Терновый венец Иисуса Христа.

Сент-Шапель представляет собой часовню-реликварий, выполненную в готическом стиле. Она имеет сравнительно небольшие размеры: 35 метров в длину и 11 метров в ширину. При этом эта часовня, шпиль которой уходит в небо на 75 метров, сейчас занимает третье место по посещаемости в Париже и считается одной из самых красивых небольших готических церквей в мире.

За свою легкость и красоту Сент-Шапель по праву считается шедевром французской готики.

Сент-Шапель. Верхний храм. Витражи

Сент-Шапель. Верхний храм. Витражи

Во время Великой французской революции часовня Сент-Шапелль была закрыта. Некоторое время она использовалась как хлебный склад, а затем была приспособлена под судебный архив. Начиная с 1790 года не раз поднимался вопрос о ее сносе, но, к счастью, это варварское мероприятие не было осуществлено.

Судьба реликвий из Сент-Шапель плачевна. Большая часть погибла в ходе Великой Французской революции: реликварии были переплавлены, а реликвии выброшены. Терновый венец уцелел благодаря тому, что его передали в Национальную библиотеку Франции, но вынули из реликвария (тот представлял собой большую готическую корону с драгоценностями), а сам венец разломили на три части.

Вернулась реликвия в начале XIX века уже в Нотр-Дам, в ведение архиепископа парижского. Сент-Шапель перестала быть действующей часовней даже после реставрации монархии.

Верхняя капелла Сен-Шапель

Верхняя капелла Сен-Шапель

История реликвария Святого Тернового венца

За несколько недель до коронации в соборе Парижской Богоматери Наполеон Бонапарт решил продемонстрировать Французской церкви свою благосклонность.

В 1801 году Наполеон передал его парижскому архиепископу с другими реликвиями. Эти бесценные предметы из коллекции короля Людовика IX Святого, все они были связаны с распятием и погребением Иисуса Христа. К перечню святынь прилагалась большая картонная коробка. В ней-то ошеломленный каноник и обнаружил сваленным в кучу то, что до сих пор считается едва ли не самым главным из реликвий христианского мира.

Наполеон I и Наполеон III преподносили в дар реликварии для хранения хрупкой святыни.

Людовик Святой и сокровища Сент-Шапель

 

Терновый венец был заключен в запаянный хрустальный круглый корпус, украшенный золотым растительным орнаментом. Хорошо видно, что корпус состоит из трех одинаковых секторов, соединенных непрозрачными перемычками. Эти перемычки закрывают места рассечения.

Так в сокровищнице собора Парижской Богоматери оказался Терновый венец.

С тех пор в первую пятницу каждого месяца (в три часа дня), а также в Страстную пятницу католического Великого поста (с десяти утра до пяти вечера) эти реликвии выносят для поклонения верующим. В другие дни года доступа к этим святыням нет.

Людовик Святой

Людовик Святой с Терновым венцом

Значение приобретения Тернового венца для Франции

Приобретение Тернового венца было новым политическим капиталом для Франции и династии Людовика Святого, династии Капетингов. Людовик прекрасно осознавал, что необыкновенно поднял свой престиж и во Франции, и в европейском масштабе. Хотя паломническая карта Европы очень богата, но реликвии Страстей в этой иерархии стоят выше всего.

Венец Спасителя хранится во Франции с XIII века.

Терновый венец (французы называют его Sainte Couronne — Святая корона).

Выставка Людовик Святой и реликвии Сент-ШапельКогда король строил Сент-Шапель, то сделал ее дворцовой капеллой, подчеркивая, что лично он обладает святынями.

В глазах его современников эти реликвии освящали и защищали всю Францию. Их присутствие – важный фактор формирования национального самосознания французов.

Достаточно быстро Людовик Святой стал отделять от тернового венца шипы и рассылать их и в пределах Франции (например, в аббатства, которые он основывал), и за ее пределы. Скажем, в Ассизи, город, связанный с именем Франциска Ассизского, которого он очень почитал и отправил туда и часть ризы, и один из шипов венца (он до сих пор там хранится). Он хочет связать христианский мир почитанием общих реликвий. Сейчас розданные им шипы находятся и во Франции, и в Швейцарии, и в Италии, и в Англии.