К 200-летию прославленного Ивана Айвазовского в Иркутском областном художественном музее имени В.П. Сукачёва открылась выставка. Впервые в истории музея в рамках одной экспозиции будут представлены все 10 произведений художника, в том числе картина «Утро в Венеции», которая не экспонировалась более полувека.

Прижизненный портрет Айвазовского кисти Алексея Тыранова

Прижизненный портрет молодого Айвазовского кисти Алексея Тыранова. На выставке в Иркутске не экспонируется

Выставка: «Гений морского пейзажа. Иван Айвазовский и его современники»

Музей: Иркутский областной художественный музей имени В.П. Сукачева

Сроки проведения: 22 марта — 30 июля 2017

Контакты: Иркутск, ул. Ленина, 5

+7 (3952) 34-01-46

+7 (3952) 33-39-73
Айвазовский. Купание овец. 1877 год. Иркутский худ музей

Иван Айвазовский «Купание овец». 1877 год. Иркутский областной художественный музей им. Сукачева В.П.

«Море – моя жизнь. Проживи я еще 300 лет, всегда бы нашел в нём нечто новое», – говорил Иван Айвазовский. В коллекции иркутского художественного музея хранится 10 работ масрера — пять живописных и пять графических. Именно они и составили основную часть экспозиции. Хотелось отметить, что даже небольшие графические работы автора представляют большую художественную ценность, так как являются натурными зарисовками, которые в дальнейшем служили эскизами для живописных полотен мастера.

Айвазовский. Остров Капри. 1881 Иркутский худ музей

Иван Айвазовский «Остров Капри» 1881. Иркутский областной художественный музей имени В.П. Сукачева

Чтобы экспозиционный ряд стал более насыщенным, выставку дополнили макетами кораблей Российского и Черноморского флота, выполненными иркутскими художниками-любителями корабельного моделирования. Также выставка содержит работы современников живописца, его учеников, многие из которых демонстрируются впервые.

Работы этих прославленных художников могли бы составить отдельную выставку, но в данный момент они лишь дополняют юбилейную выставку Айвазовского: Максим Воробьёв, Лев Лагорио,  Руфим Судковский, Алексей Боголюбов, Михаил Клодт, Сергей Васильковский, впервые публике будут показаны работы Александра Мордвинова, Антона Иванова и Василия Пискунова.

Иван Айвазовский. Утро в Венеции (Венеция в тумане). Иркутский областной художественный музей имени В.П. Сукачева

Иван Айвазовский. Утро в Венеции (Венеция в тумане). Иркутский областной художественный музей имени В.П. Сукачева. 1875. 62,3х94,4 см. Картина более 50 лет не экспонировалась и реставрировалась последние 20 лет 

Впервые за более чем пол века экспонируется отреставрированное «Утро в Венеции (Венеция в тумане)». Эта поздняя работа Айвазовского, в которой мастер, используя технику лессировки, достиг удивительной прозрачности. С годами краска стала осыпаться. Долгое время живописное полотно пытались восстановить, но безуспешно. И только иркутскому реставратору Галине Муравьевой это, наконец, удалось. Работа заняла не одно десятилетие, и результаты действительно поражают – сонная и тягучая Венеция в утреннем свете, написанная в 1875, выглядит как совсем новая работа.

Иркутский музей. Выставка Айвазовского

Картина попала в музей благодаря известному меценату Александру Сибирякову, портрет которого кисти Алексея Корзухина также можно увидеть в экспозиции. Скорее всего, он приобрел ее на выставке в Петербурге, а в 1877 году подарил Иркутской мужской классической гимназии вместе с двумя другими миниатюрами Ивана Айвазовского «Закат у острова Капри» и «Марина». В 1920 году эти работы были переданы в картинную галерею Городского музея. Еще две картины – «Купание овец» и «Остров Капри» – купил основатель художественного музея Владимир Сукачев. Его потрет, который создал Василий Худояров, также представлен в зале.

Марины Айвазовского на выставке Иркутского областного художественного музея имени Сукачева В.П.

Марины Ивана Айвазовского на выставке Иркутского областного художественного музея имени Сукачева В.П.

В марине «Купание овец», небольшой по размерам картине, живо ощущается бесконечная даль неба и моря. Волшебные, завораживающие краски угасающего дня придают обыденной сценке на переднем плане лирико-романтическое звучание. Другой пейзаж «Остров Капри» написан позднее уже в более светлых тонах. На нем мы видим корабль, приближающийся к суше по морской глади. Композицию замыкают две маленькие человеческие фигурки на берегу, которые оживляют величественный пейзаж.

Статья о судьбе и творчестве Ивана Айвазовского «Семь историй из жизни И.К. Айвазовского»: http://wanderings.online/shest-istorij-iz-zhizni-i-k-ajvazovskog/