В продолжении первой статьи «Дворцы Крыма. Часть первая» закончим повествование о дворцах Крыма историями еще 8 крымских дворцов.
Ласточкино гнездо
Ласточкино гнездо – псевдоготический замок, расположенный на отвесной 40-метровой Аврориной скале мыса Ай-Тодор. Двухэтажная башня построена по проекту инженера Леонида Шервуда в 1912 году. Высота – 12 метров, ширина – 10 метров, длина 20 метров.
Нынешнее Ласточкино гнездо появилось над морской гладью неполных 100 лет назад, а в давние времена на этом месте возвышался античный храм. Римляне пришли на смену греческим колонистам и основали в западной части утеса крепость «Харакс», а скалу романтично назвали в честь богини утренней зари Авроры. В VIII-X вв. на нынешнем мысе Ай-Тодор действовал православный греческий монастырь святого Федора, собственно и подаривший мысу имя — Ай-Тодор в переводе означает «Святой Федор».
Свой нынешний вид «Ласточкино гнездо» получило благодаря немецкому нефтяному промышленнику барону Штейнгелю, который любил отдыхать в Крыму. Он приобрёл на Аврориной скале дачный участок и решил построить там романтический замок, который напоминает средневековые сооружения на берегах Рейна. Проект нового дома в 1911 году был заказан инженеру и скульптору Леониду Шервуду. Сад, который был рядом с построенным зданием, после одного из землетрясений обрушился в море.
Замок пережил сильное 6-7 –балльное землетрясение 1927 года — то самое, которое помешало Остапу Бендеру получить стул с бриллиантами мадам Петуховой. Ласточкиному гнезду повезло, в море сорвались лишь острые его шпили и кусок скалы. Долгое время Ласточкино гнездо считалось аварийным, и было закрыто для посетителей — вплоть до 1968 года. К началу 70-х годов XX века здание было восстановлено и реставрировано.
Имение Карасан
Дворец Карасан (с персидского – «восход солнца») – дворцово-парковое имение Раевских на южном берегу Крыма, к северо-востоку от Партенита. Особняк построен в 1880-х гг. в мавританском стиле: ажурные украшения, многочисленные портики, деревянные резные арки и балкончики. Руководил проектом архитектор Карл Эшлиман.
Первоначальное название дворца – «дом Пушкина»: в честь пребывания в нем поэта, в честь поэта в парке была заложена 130-метровая «Пушкинская аллея». В чудесном парке имения содержатся более 220 видов деревьев и кустарников. С 1924 года в здании дворца – корпус санатория «Карасан».
Парк имения занимает площадь 18 гектаров, в основном растения экзотические (из Южной Америки и Африки), кустарники и деревья. Главная достопримечательность — самая большая на Черноморском побережье вековая роща итальянских пиний.
Ливадийский дворец
Ливадия — (с греческого — «поляна», «лужайка») южная резиденция российских императоров, расположенная на берегу Черного моря в 3 км от Ялты. Возведен в конце XIX века из белого инкерманского камня, выполнен в стиле раннего итальянского Возрождения. В начале XX века здание перестроено по проекту архитектора Николая Краснова, Ипполита Монигетти.
На первом этаже размещена экспозиция, посвященная прошедшей здесь Крымской (Ялтинской) конференции союзников 1945 года, определившей контуры послевоенного устройства мира. На втором этаже – личные комнаты семьи Николая II: рабочий кабинет, бильярдная, гостиная, библиотека, кабинет Императрицы, парадная столовая и другие апартаменты.
Дворец в лёгком «итальянском» стиле выстроен в конце XIX вв. Дворец соперничает с Воронцовским за звание самой роскошной резиденции Крыма.
Массандровский дворец
Массандра (с греческого – «неудобные земли»).
Массандровский дворец – дворец российского императора Александра III. Располагается на лесистом горном склоне в Верхней Массандре под Ялтой. Строительство резиденции было начато в 1881 году по проекту французского архитектора М. Бушара и было выполнено в стиле французских замков эпохи Возрождения: квадратная и две круглые башни, островерхие крыши, мансарды, парадная полукруглая лестница.
Дворец предназначался для отдыха царской семьи. В данное время функционирует как музей – филиал Алупкинского государственного дворцово-паркового музея-заповедника.
С 1948 года в имении размещалась государственная дача, известная под названием «Сталинская». Здесь отдыхали Сталин, Хрущев и Брежнев.
Усадьба Новый свет
Новый Свет — приморская усадьба знаменитого винодела князя Льва Голицына на южном берегу Крыма, в окрестностях Судака (ныне территория посёлка Новый Свет). Центром усадьбы являлись две жилые постройки — господский дом и дом для приезжающих.
В 1878 году Голицын приобрел у князя Херхеулидзева урочище Парадиз, и в дальнейшем наладил там производство шампанского, существующего поныне, насадив виноградники и заложив глубокие погреба для выдержки вин. В 1912 году Льва Голицына в Парадизе посещал император Николай II.
Существуют разные версии того, когда Парадиз был переименован в Новый Свет, по одной из легенд, которую можно услышать от местных гидов, это название выбрал император. По другой версии, урочище называлось так уже во времена Херхеулидзева. Для своих нужд Лев Голицын выстроил две масштабные постройки. Можно встретить утверждения, что в их проектировании участвовал московский архитектор Федор Шехтель.
Дом для приезжающих выстроен в центре современного посёлка. Здание выстроено в популярном в дореволюционном Крыму мавританском стиле и представляет собой расположенные квадратом четыре трёхэтажные башни с зубчатыми крышами, соединённые с трёх сторон крыльями меньшей высоты, а с передней стороны зубчатой стеной с воротами, в единую монументальную постройку. Ворота оформлены пилонами в форме стилизованных минаретов и ведут в камерный внутренний двор.
Охотничий дом Юсупова
Дворец князя Феликса Юсупова в селе Соколиное Бахчисарайского района Крыма, памятник архитектуры местного значения. Дворец был построен в 1908—1912 годах по проекту архитектора Николая Краснова в восточном стиле, с использованием мотивов Ханского дворца в Бахчисарае.
Здание было белым (в духе татарских горных домов), крыша была покрыта блестящей майоликовой черепицей цвета морской волны, в стрельчатых окнах — ажурные переплеты. На левой от главного входа стене был устроен пристенный фонтан Голубой глаз: в виде неглубокой стрельчатой ниши, облицованный зеленоватыми майоликовыми плитками, с керамическим изображением в центре стилизованного голубого глаза, из которого вытекала струйка воды.
В большой двусветной гостиной стояла копия бахчисарайского Фонтана слез, в парке — ещё один фонтан, созданный по мотивам местных легенд. Также в комплекс дворца входили: мост через речку Коккозку, за ним — мечеть, подарок князя местному населению. Дворец посещали Николай II и король Португалии Мануэл II.
Ханский дворец в Бахчисарае
Ханский дворец – резиденция крымских ханов династии Гиреев в Бахчисарае. В помещениях дворца располагаются музей истории и культуры крымских татар, художественный музей, выставка холодного и огнестрельного оружия. Дворец является единственным в мире образцом крымско-татарской дворцовой архитектуры.
Дворец расположен на левом берегу реки Чурук-Су. В состав дворцового комплекса входят северные и южные ворота, Свитский корпус, дворцовая площадь, главный корпус, гарем, ханская кухня и конюшня, библиотечный корпус, соколиная башня, ханская мечеть, Персидский сад, ханское кладбище, гробница (тюрбе) Диляры Бикеч, гробницы Северное и Южное тюрбе, надгробная ротонда, баня «Сары-Гюзель», набережная с тремя мостами, сады и парковые сооружения и другие объекты.
Архитектурный стиль дворца продолжает традиции османской архитектуры XVI—XVII веков. Главная архитектурная идея — воплощение мусульманского представления о райском саде на земле. «Бахчисарай» переводится с крымско-татарского языка как «дворец-сад» (bağça — сад, saray — дворец). Внутри дворца много двориков с деревьями, цветами и фонтанами. Сооружения лёгкие, украшены росписями, окна забраны ажурными решётками.
Юсуповский дворец
Юсуповский дворец – дворцово-парковый комплекс в Кореизе. Построен в XIX веке в неороманском стиле с элементами эпохи Ренессанса по проекту ялтинского архитектора Николая Краснова для князя Феликса Юсупова (графа Сумарокова-Эльстон). Входы в здание, лестницы и арки украшены скульптурами мраморных (камень был завезен из Италии) и терракотовых львов, персонажей из древнегреческой мифологии.