В конце зимы 1893 года уютный, небольшой особняк на Английском проспекте (ныне улица Куйбышева, 2-4) сняла балерина Мариинского театра Матильда Кшесинская, стремясь к независимости во время встреч с наследником престола. Данное решение было продиктовано тем, что Матильда была возлюбленной будущего Николая Второго. В данном двухэтажном особняке сейчас расположен музей Государственный музей политической истории России, двери которого открыты в рабочее время и любой, купивший входной билет, может прикоснуться к истории знаменитого романа — юных Матильды Кшесинской и будущего Николая Второго.
В конце XIX века людская молва выдумывала разные небылицы о встречах возлюбленных, например, что под Невой есть тайный подземный/подводный ход между императорским Зимним дворцом и особняком Матильды. Действительность была намного прозаичнее, юные влюбленные долгое время встречались в родительской квартире Кшесинских. Иногда вместе с Николаем приходили в гости к балерине сыновья великого князя Михаила Николаевича: Георгий, Сергей и Александр. Матильда (или Маля, как называл ее наследник престола и домашние) угощала гостей шампанским, а Михайловичи пели грузинские песни.
Обстановка в квартире мало подходила для встреч, поскольку там же жили родители и сестра Матильды. Родители делали вид, что не понимают о том, кто приезжает к их дочери и тихо оставляли квартиру вечером.
Юный Николай фиксировал в своем дневнике: «25 января 1893 г. Понедельник. Вечером полетел к моей М.К. и провел самый лучший с ней вечер до сих пор. Нахожусь под впечатлением ее — перо трясется в руке». «27 января 1893 г. В 12 час. отправился к М.К., у которой оставался до 4 час. Хорошо поболтали, посмеялись и повозились».
Именно понимая все неудобство встреч Матильда принимает решение о снятии особняка на берегу Невы, в центре города. По иронии судьбы, одним из прежних владельцев особняка был Великий князь Константин Николаевич, дядя императора Александра III, который, удалившись от супруги жил здесь с балериной Анной Кузнецовой. Надо заметить, что балет долгое время был под попечительством императорской семьи и подобные мезальянсы никого не удивляли.
Николай посетил новоселье сестер Кшесинских в особняке (старшая родная сестра Матильды так же была балериной Мариинского театра). Он оставил заметку в дневнике: «20 февраля. Суббота. В театр не поехал., зато отправился к и отлично вчетвером поужинали на новоселье. Они переехали в новое жилище — уютный домик-особняк в два этажа. Комнаты отделаны очень хорошо и просто, но надо еще пополнить кое-что. Очень приятно иметь отдельное хозяйство и быть независимым. Засиделись опять до 4 час.«
Наследник престола чувствовал себя свободным в этом особняке, он не должен был следовать ритуалам двора, он был молод. Однажды вечером пришедшие гости нашли будущего государя за необычным занятием. Он танцевал пародию на танец Матильды из балета «Спящая красавица», пытаясь сразу изобразить и Волка, и Красную шапочку. В этот момент на будущем властелине Российской державы был платок на голове, а в руках корзинка. Они были юными и беспечными в этом доме, насколько беспечными должны быть юные возлюбленные.
Не смотря на привязанность к балерине, Николай отдавал себе отчет в непреодолимой дистанции между ними. Весной 1894 была объявлена помолвка между наследником престола и гессенской принцессой Алисой. Николай заранее, до приезда невесты в Россию, порвал близкие отношения с Матильдой. Согласно ее воспоминаниям он попросил ее о последнем свидании, «они встретились на Волхонском шоссе у стоящего на обочине сарая с сеном… Когда Ники уехал на полигон, я еще долго стояла у сарая и смотрела ему в след, пока он не скрылся из виду».
В последующем прощальном письме он разрешил балерине обращаться к нему в любое время и с любыми просьбами, а также называть его на «ты» и Ники. Он отдал распоряжение купить Матильде тот самый особняк, в котором встречался с ней, за сто пятьдесят тысяч рублей.
Не смотря на расставание с наследником, Матильда имела романы с другими членами семьи Романовых. В Мариинском театре Матильду откровенно побаивались. Уйдя в 1904 году из труппы, она продолжала разовые выступления, получая умопомрачительные гонорары. За ней и только за ней были закреплены все партии, которые нравились ей самой. Пойти наперекор Кшесинской в начале XX века в русском балете означало закончить карьеру и испортить себе жизнь.
Директор Императорских театров, князь Сергей Михайлович Волконский, однажды посмел настаивать на том, чтобы Кшесинская вышла на сцену в костюме, который ей не нравился. Балерина не подчинилась и была оштрафована. Через пару дней Волконский подал в отставку, так ему его неправоту разъяснил сам император Николай II. Новый директор Императорских театров Владимир Теляковский с Матильдой не спорил, совсем.
Прима Мариинского театра прожила в своем особняке до 22 февраля 1917 года. Особняк оказался в центре революционной жизни столицы. В адрес Матильды поступали письма с угрозами и 22 февраля 2017 Кшесинская дала последний званый обед в своем доме. Пять дней спустя, приказав накрыть стол для вечернего чая, она, не сказав ни слова даже прислуге, ушла из дома вместе с сыном: как явствуют ее мемуары, написанные в эмиграции. Угрозы, содержащиеся в анонимных письмах, реализовались день спустя. В особняк ворвалась группа неизвестных, «реквизировавших автомобили Кшесинской и продукты питания«. А уже с 1 марта в особняке обосновались большевики. Особняк становится одним из центров политической жизни революционного Петрограда. Здесь работает Ленин, Сталин, Зиновьев и другие революционеры. В ее особняке был устроен штаб большевиков.
Через пару недель от богатого убранства не осталось и следа, а с высокого балкона начал произгосить речи вернувшийся из эмиграции Ленин. Матильда пыталась вернуть отнятое имущество и обратилась в суд, причем одним из ответчиков значился «кандидат прав В. И. Ульянов (лит. псевдоним — Ленин)». 5 мая 1917 года суд постановил вернуть особняк законной владелице, но большевики чихать хотели на решение мирового судьи. В июле Кшесинская с сыном навсегда покинули Петроград и уехали в Кисловодск, где их ждал Великий князь Андрей Владимирович.
После длительных приключений и злоключений в 1920 году Андрей, Матильда и ее сын Владимир добрались до особняка Кшесинской на Лазурном берегу. Через год старые любовники наконец-то сочетались законным браком, а Володя, официально усыновленный, вместо Сергеевича стал Андреевичем. Матильда Кшесинская проживет очень долгую жизнь, получит титул светлейшей княгини Романовской-Красинской, будет учить балету французских девочек, встретится с шефом Гестапо Мюллером, чтобы освободить сына из концлагеря, напишет воспоминания о своей бурной молодости, переживет мужа на 15 лет, и, не дожив нескольких месяцев до векового возраста, в 1971 году упокоится на кладбище кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем. Похоронена она в одной могиле с мужем и сыном. На памятнике эпитафия: «Светлейшая княгиня Мария Феликсовна Романовская-Красинская, заслуженная артистка императорских театров Кшесинская».
В петербургском особняке балерины до сегодняшнего дня частично уцелели интерьеры особняка, например, великолепная мраморная лестница. Во времена Кшесинской по ней заходили в дом Фёдор Шаляпин, Анна Павлова, Сергей Дягилев и многие другие выдающиеся деятели российской культуры, члены царской семьи. Интерьеры в стиле модерн были частично восстановлены в 1980-е годы. Главное помещение особняка — Белый зал, где балерина устраивала приемы, центр культурной жизни особняка по сей день.
Один из залов особняка-музея представляют экспозицию «Матильда Кшесинская: фуэте судьбы». Отдельно в экспозиции освящен четырехлетний роман балерины и наследника. В музее представлены подлинные вещи из гардероба танцовщицы.
Официальный сайт музея Государственный музей политической истории России: http://www.polithistory.ru/
Время работы:
Пн, вт, сб, вс — с 10.00 до 18.00, касса работает до 17.00
В среду и пятницу с 10.00 до 20.00, касса работает до 19:00
Выходной день — четверг
Каждый последний понедельник месяца — санитарный день
Музей закрыт для посетителей 1, 2, 7 января и 1 мая
Адрес музея: 197046, г. Санкт-Петербург, ул. Куйбышева, д. 2-4. Вход с Кронверкского проспекта.
Проезд: Музей находится рядом со станцией метро Горьковская. Добраться до музея также можно от ст. м. Петроградская (маршрутные такси № 46, 76), Спортивная (маршрутное такси № 183), Финляндский вокзал (автобус № 49, маршрутное такси № 183, 30).
Телефон для справок и предварительных заявок: (812) 233-70-52, 313-61-63 доб. 235 (диспетчер)