Люди всегда мечтали о том, чтобы на троне был праведник! Французы уверены, что в их истории такой правитель был – Людовик IX, благочестивый и набожный, автор беспрецедентной серии законов, которые в XIII веке предписывали должностным лицам не богохульствовать, не красть, не пить и не развратничать.
Его и при жизни стали величать святым, а после смерти и вовсе канонизировали. Для популяризации жизни и деятельности такого монарха не должно быть жаль ни сил, ни средств, ни времени. Центр национальных памятников Франции сил не пожалел.
Музеям Московского Кремля естественно к лицу представлять ценности, связанные с жизнью и деяниями верховных правителей. В результате совместных усилий Центра национальных памятников и Музеев Московского Кремля была организована и устроена в Патриаршем дворце Кремля выставка под названием «Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель».
Личность Людовика Святого, судьба собираемых им реликвий и церкви Сент-Шапель – тесно связаны между собой. Мудрый и справедливый правитель Людовик, король Франции из династии Капетингов, покровительствовал искусству и способствовал формированию национального самосознания.
«О Людовике Святом известно много благодаря тому, что он был канонизирован. И целый ряд свидетельств о чудесах, которые происходили после его смерти, был собран и описан«, — комментирует директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина.
В результате IV крестового похода крестоносцы-латиняне захватили Константинополь, где обнаружили огромное количество ценнейших христианских реликвий. Среди них были Терновый венец Спасителя, большой фрагмент Животворящего Креста, там были копье сотника Лонгина, которым был прободен распятый Бог», — рассказывает заместитель генерального директора Музеев Московского Кремля Ольга Дмитриева.
Людовик Святой приобрел многие святыни, тем самым упрочил авторитет Франции и трона. И повелел возвести воздушную, невесомую, готическую с небывалой красоты витражами капеллу Сент-Шапель для хранения святынь, где они находились вплоть до Французской революции.
В XVII — XVIII веках считалось, что готическое искусство – это что-то ужасное. Но в XIX вновь появился интерес к произведениям, созданным в Cредние века. Это произошло в том числе и благодаря выходу в свет в 1830-е годы романа Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери». Тогда решили начать реставрацию собора. К сожалению, некоторые фрагменты витражей были утрачены. Но тем, что вы видите, 800 лет. И они впервые вывезены из Франции», — говорит президент Центра национальных памятников Франции Филипп Белаваль.
В экспозиции представлены предметы разного времени, но у каждого уникальная история. Так, корона долго хранилась в доминиканском монастыре в Льеже, ее считали регалией Людовика. Позже выяснилось, что это реликварий. За хрустальными пластинами — частица Венца, фрагменты истинного Креста и Копья.
В центре выставки – хрустальный реликварий, сделанный в 1806 году. Впервые Терновый венец был вынесен на поклонение в соборе Парижской Богоматери именно в нем.
Рядом с реликварием наполеоновского времени — документ XIII века. С ним столкнулся Людовик Святой, когда решил приобрести Терновый венец. Ему предъявили этот акт, из которого следовало, что святыня уже заложена венецианцам. Тем не менее, Людовик IX долго вел переговоры и за немыслимые деньги Терновый венец все же купил. В Москву реликвию везти не решились. Но представленные экспонаты сполна раскрывают личность Людовика Святого, не слишком хорошо известную российской публике, и помогают лучше узнать французскую средневековую культуру.