Историческая и творческая судьба Николая Фешина несколько отличается от биографий художников, попавших в момент рассвета творческих сил в водоворот российской революции начала XX века.
Факты о Николае Фешине:
-
- ученик Ильи Ефимовича Репина
- российский этап своей жизни постоянно проживал на казанской земле (где и родился), прерываясь на обучение в Санкт-Петербурге
- закончил Императорскую академию художеств (Санкт-Петербург)
- в 1916 году 35-летнему художнику присвоено звание академика Императорской академии художеств
- половину творческой жизни прожил в России (Советском Союзе), вторую половину — в США
- в России и в США Николай Фешин считается национальным художником
- карьера художника в царской России складывалась благополучно. Будучи в Казани, он направлял свои работы на выставки в США, где он стал заочно популярен. В США у него был агент, курировавший его интересы. Связи с зарубежьем оборвались с Первой мировой войной
Февральскую и Октябрьскую революции Николай Фешин не приветствовал и вообще не испытывал по поводу преобразований большого энтузиазма. В автобиографии он писал: «Люди, вдохновлённые идеалами, взялись перестраивать страну, торопясь разрушить старое, не имея ни физических сил, ни необходимых знаний для изменения старого ради незнаемого нового…»
С 1921 года в Казани открыла деятельность Американская администрация помощи (АРА). Ее сотрудники стали заказывать Фешину свои портреты, за которые художник брал стандартную цену — 250 миллионов советских рублей, что равнялось 50 долларам. Через американских сотрудников АРА художник смог из советской России возобновить переписку со своим американским агентом.
1923 году с невероятными усилиями Николай Фешин с семьей эмигрировал в США.
Налаживанием быта и наличием работы помог американский агент художника, который подготовился к приезду семьи Фешина. Судьба художника на новой родине была благополучна, у него был заработок, достоянный уровень жизни (в отличии от многих эмигрантов в Европе, которые зарабатывали на жизнь водителями, посудомойками, швеями). В США Фешин до сих пор считается национальным американским художником.
Персональные выставки художника были организованы агентом в первый год и более признание его заслуг его не оставляло. В штате Нью-Мексико (город Таос) он построил свой дом в стиле модерн. В 1936 году Ильф и Петров во время своей знаменитой поездки по США случайно встретились с супругой Фешина, беседу с которой они описали в книге «Одноэтажная Америка». Дом художника в стиле модерн в 1979 году был включен в список национальных исторических памятников США. Работы Фешина хорошо продавались, он так же преподавал. Он купил для себя с дочерью большой дом в Голливуде.
Если вспомнить о манере письма, то работы Николая Фешина безусловно принадлежат к стилю импрессионизм. Согласно устоявшемуся мнению специалистов в России рубежа XIX-XX веков импрессионистом уверенно можно назвать только Константина Коровина, но работы Николая Фешина (менее известного широкой публике, но не менее значимого) безусловно принадлежат к стилю импрессионизма.
Художник создал более 2000 произведений, которые находятся в коллекциях более 30 музеев в США, не считая частных собраний. Самое большое собрание работ Николая Фешина в России (189) находится в Музее изобразительных искусств Татарстана (Художественная галерея «Хэзинэ») в Казанском Кремле). Его творчество представлено также в музеях Санкт-Петербурга, Чебоксар, Козьмодемьянска, Кирова, в частных собраниях.
Всего в Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан хранится 189 работ, из них 100 экспозиционных. В Галерее Хазинэ работам художника отведены несколько залов. В Казани хранится не только самая значительная, но и значимая коллекция работ художника в мире.
Распространено мнение, что Фешин любил серый цвет. Портрет Вари Адоратской – исключительно тонкая разработка разных оттенков серого, где он играет и тонами, и фактурами. Однако художник был уверенным мастером и в других палитрах.
Один из шедевров, который Фешин создал в США, — это его дом в Таосе (штат Нью-Мексико) в стиле модерн. Этот дом внесен в Национальный Реестр Исторических Мест (The National Register of Historic Places ). Сейчас он принадлежит частному Музею Искусств Таоса (Taos Art Museum at Fechin House) и работает как музей.
Самые дорогие работы Николая Фешина:
«Маленький ковбой» — 11,2 млн долларов (Christie’s, Лондон, 2010 г.)
«Черемисская свадьба» — 3,3 млн. долларов (Sotheby’s, Нью-Йорк, 2011 г.)
«Портрет мадемуазель Подбельской» — 3,3 млн долларов (Christie’s, Лондон, 2012 г.)