Самое необычное здание не только на Никольской, но, наверно, и во всей Москве — комплекс Синодальной типографии. Это родина книгопечатания в России. Иван Грозный и митрополит Макарий поставили на Никольской Государев печатный двор. Скорее всего, книги тут печатали еще в 1550-х годах. Первым бесспорным автором русской печатной и датированной книги был Иван Федоров, работавший тут вместе с Петром Мстиславцем. Они вошли в историю как русские первопечатники. Первая датированная книга «Апостол» была выпущена в свет 1 марта 1564 года.
Издавна Никольская улица славилась не только своей торговлей, но и просветительными учреждениями, учебными заведениями, книжными лавками, Печатным двором — улицей просвещения, улицей книжной мудрости называют ее историки.
Обратите внимание на фигуры льва и единорога над центральными воротами. Если верить некоторым источникам, они – часть наследия первого печатного двора. В память о прежней типографии при Александре I этот дуэт сняли и перенесли на новое строение. Сегодня их чаще представляют как воплощение Науки и Памяти: всемогущей силы знания (лев) и умения пронести эти знания через века (единорог).
Однако оригинальный замысел средневековых зодчих был несколько иной: фигуры льва и единорога на Руси олицетворяли собой верховную власть. В эпоху империи символами царской власти на фасаде служили двуглавый орел и вензелевое имя Александра I, которые в советское время сбили и заменили новой атрибутикой.
В смуту 1611 года печатный двор сгорел, к 1620 отстроен заново и интенсивно работал весь XVII и XVIII век, выпуская богослужебные книги и учебники. В 1703 году по указу Петра I в типографии печатного двора вышла первая печатная газета «Ведомости», положившая начало русской периодической печати. В 1722 году типографию передали созданному тогда Святейшему Синоду, и до 1917 года тут была Московская синодальная типография, одна из самых больших и хорошо оборудованных в России. В типографии был уникальный набор шрифтов, включая коптский и сирийский.
В 1642 году, во времена царя Михаила Федоровича, Трефил Шарутин и Кристофер Галлоуэй построили новые каменные палаты с башней и воротами на Никольскую. Ворота украшали лев и единорог. В 1773 году в башне появилась трещина, а в 1810 двор пришлось разобрать из-за ветхости.
Проект нового здания Синодальной типографии поручили архитектору И.Л. Мироновскому. Он построил здание причудливом и модном во времена Александра I псевдоготическом стиле. Из-за войны с Наполеоном стройка была закончена только в 1814 году. Со старых ворот сюда перенесли льва и единорога: они символизировали власть. Две таблички по бокам на фасаде центрального ризалита здания гласят, что первое здание типографии было построено при первом царе из дома Романовых, а второе при Александре I.Фасад украшен стрельчатыми готическими окнами и башенками, витыми колонками с замысловатым орнаментом. Фронтон украшал двуглавый орел, который позже заменил герб СССР. На фасаде целых двое солнечных часов.
Самое старое здание комплекса – Правильная палата, Теремок – находится во дворе. Известный археолог А.Г. Векслер установил, что подземный этаж этой палаты относится к концу 15 века, то есть в ее основе древнейшее гражданское строение Москвы. Теремок в 1872-75 годах искусно реставрировал архитектор Артлебен. Было пристроено крыльцо, перестроен верх в русском стиле XVII века и декорирован фасад, выходящий на Театральную площадь. Интерьеры расписывали палехские мастера. В 1875 году правильную палату посетил Александр II. В начале XX века там располагался музей печатного дела в России.
После революции в типографии был Гознак, потом архивы и Центральное архивное управление. В 1930-х создан Историко-архивный институт, с 1991 РГГУ.
Время постройки здания Синодальной типографии, выходящей на Никольскую улицу: 1811—1815 (центральная част здания), боковые корпуса — середина XVIII века, надстроены в 1890 году
Архитекторы: Бакарев А.Н., Мироновский И.Л.; боковые корпуса строили архитекторы Д.В. Ухтомский, И.Ф. Мичурин
Псевдоготический стиль на Никольской подчеркивал связь здания с русской историей. Готические завершения окон, острые башенками на крыше, множеством резных украшений, резные полуколонны в центре фасада — все направлено на украшение одной из центральных улиц в духе романтизма.
Постройка в псевдоготическом стиле воспринималась современниками как единый архитектурный ансамбль с башнями и стенами Китай-города, которые не раз достраивались и переделывались в «русском стиле».
Где: Никольская улица 15 (за углом от Красной площади). Пешком пара минут от станций метро «Площадь Революции» и «Театральная», «Охотный ряд»