Выставка «Венеция Ренессанса: Тициан, Тинторетто, Веронезе. Из собраний Италии и России» раскрывает перед зрителем 23 первоклассных произведения, исполненных тремя величайшими живописцами. В России эти работы будут собраны впервые, а некоторые из них никогда не покидали пределов Италии.
Название выставки-блокбастера: «Венеция Ренессанса: Тициан, Тинторетто, Веронезе. Из собраний Италии и России»
23 шедевра Венецианского Ренессанса (авторы: Тициан, Тинторетто и Веронезе)
Музей: ГМИИ имени А.С. Пушкина
Даты проведения выставки: 9 июня 2017 -20 августа 2017
Адрес: Москва, Волхонка, 12 (Главное здание музея)
Венецианский Ренессанс
Выставки полотен великих итальянских мастеров стали устойчивой традицией в Пушкинском музее. В 2011-м году привезли Караваджо, затем Тициана, а под конец прошлого года триумфально Рафаэля.
То, что для показа шедевров Венецианского ренессанса выбраны именно эти три гения — Тициан, Тинторетто и Веронезе, — момент принципиальный. Тициан здесь центральная фигура, он заложил основы венецианской школы с ее интересом к человеку и окружающему его миру, свободной манерой письма прямо по холсту и особым колоритом. Тинторетто же и Веронезе, художники следующего поколения, продолжили традиции венецианской школы, заложенной ее патриархом Тицианом, но каждый по-своему развивали их.
В эпоху Возрождения Венеция переживала блестящий расцвет искусства и, в первую очередь, живописи. Венецианская склонность к яркости и праздничности, типичный для ее художников красный цвет, пристрастие к обилию золота на картинах — все эти вещи венецианцы унаследовали от Востока.
Новаторство венецианцев
В Венецианском ренессансе (в отличии от флорентийского) господствовала не архитектура, а живопись. Живописцы Венеции первыми стали писать картины на холстах! Прежде художники писали фрески по штукатурке, а иные произведения в основном на деревянных досках. Венецианцы же обращаются к холстам. Тициан расписывал фресками в раннем периоде своего творчества, но после отказался от данного направления. Одной из основных причин была венецианская влажность, фрески быстро разрушались.
В новой же технике не нужно было спешить, ведь фреска быстро высыхала, а масло на холстах — нет. Венецианцы уже не пишут темперой, а только маслом. Они сформулировали то, что есть живопись сейчас: холст и масло. Революцию в живописи начал Тициан, а Веронее и Тинторетто довели его до логичного окончания.
Конкуренция между Тицианом, Тинторетто и Веронезе
В истории принято считать, что трое венецианских живописцев были враждебно настроены друг к другу и остро соперничали за заказы. В основу данной выставки вложена идея, что враждебности между ними не было. Конкуренция, но не соперничество, влияли на гениев Венеции.
Тициан в конце тридцатых годов XVI века стал недосягаемым для конкурентов (он писал для императоров, в основном вне территории Венеции). Тинторетто и Веронезе были младше его на 30-40 лет и абсолютно признавали его авторитет.
Знаменитое полотно Веронезе «Брак в Канне Галилейской», которое сейчас находится в Лувре, было написано для монастыря на острове Сан Джорджо в Венеции. Наполеон Бонапарт закрыл этот монастырь и вывез картину во Францию. На первом плане картины мы находим подтверждение сказанному: евангельский сюжет, где Христос изображен сидящим в центре за столом, автор запечатлел себя играющим на скрипке, рядом с ним — Тициан, а по правую руку от Тициана сидит Тинторетто.
Каждый из мастеров занимал свою определенную нишу, обращаясь к разным категориям заказчиков и к разным слоям общества. Художники внимательно наблюдали за работой друг друга, изучали ее, и, в конечном итоге, сумели сформировать между собой тип отношений, исключавший открытое противостояние. Между ними была конкуренция, но не было вражды.
Сенсация выставки или новый Тициан в России
Картина «Венера и Адонис» Тициана принадлежит российскому благотворительному фонду «Классика». Эту работу великого мастера недавно открыла главный научный сотрудник ГМИИ имени Пушкина, доктор искусствоведения Виктория Маркова. Картина впервые экспонируется в России.
Прежде она считалась картиной, написанной художником круга Тициана, и именно в таком качестве была приобретена фондом «Классика». Перед организацией выставки картина была атрибутирована как произведение Тициана и потому занимает свое законное место на выставке.
Виктория Маркова считает, что эта картина написана раньше знаменитого тициановского холста на тот же сюжет, хранящегося в Музее Прадо.
Музеи и церкви
Организаторы выставки (в данном процессе было задействовано в том числе посольство Италии в России) проделали титаническую работу, поскольку многие работы за 500-летнюю свою историю не покидали территории Италии. Часть холстов была заказана для монастырей и церквей Венеции, в которых они находились по сей день.
Несколько полотен было предоставлено на выставку российскими музеями (Эрмитаж, ГМИИ имени А.С. Пушкина), но в остальном шедевры были предоставлены ведущими музеями Европы:
- Галереи Уффици (Флоренция)
- Национальная пинакотека (Болонья)
- Галерея Академии (Венеция)
- Городской музей Кастельвеккио (Верона)
- Городские музеи Палаццо Киерикати (Виченца)
- Музеи ди Страда Нуова – Палаццо Бьянко (Генуя)
- Галереи Эстенси (Модена)
- Национальный музей Каподимонте (Неаполь)
- Галерея Дория Памфили (Рим)
- Национальная галерея старинного искусства Палаццо Барберини (Рим)
- Капитолийская пинакотека (Рим)
- Королевские Музеи – Галерея Сабауда (Турин)
Церкви Венеции, согласившиеся передать на выставку в Москву шедевры Ренессанса:
- церковь Сан Джованни Элемозинарио (Венеция)
- церковь Сан Маркуола (Венеция)
- церковь Сан Сильвестра (Венеция)
Экспозиция выставки дает зрителю редчайшую возможность познакомиться с бесценными шедеврами великих итальянских мастеров, хранящихся в собраниях главных музеев Италии и России и погрузиться в атмосферу пышного величия и торжественной роскоши ренессансного искусства Венеции.