Ожидаемое время прочтения: 8 minutes
Многим, кому не довелось побывать в итальянской Флоренции, известна гигантская статуя Давида работы Микеланджело по гипсовой копии исполина из Пушкинского музея Москвы. С одной стороны, Давид – одна из самых известных статуй мира. С другой – визитная карточка Пушкинского музея, набитого оригинальными шедеврами как шкатулка. Почему гипсовая копия Давида опередила остальные шедевры? Проследим, почему и как он появился в музее, а также интересные факты о «московском» Давиде.
10 фактов о Давиде Микеланджело из Пушкинского музея:
Московским «отцом» Давида бесспорно является человек задумавший музей копий великих произведений искусства – профессор И.В. Цветаев (отец великой поэтессы). Будучи просветителем по натуре, профессор желал познакомить москвичей с великими произведениями искусства. Возможность путешествовать по Европе для знакомства с классическим искусством была привилегией немногих. Профессор решил, что Москве необходим музей копий лучших произведений искусства, созданных человечеством (европейское искусство). Цветаев самостоятельно составлял списки и производил заказы копий за рубежом в музейных коллекциях и соборах, если произведения находились в храмовых пространствах.
Открывал музей в 1912 году сам Государь Император Николай II с семьей. Марина Цветаева так описала этот день в своем очерке «Открытие музея», описывая Давида: «Белое видение лестницы, владычествующей над всем и всеми. У правого крыла — как страж — в нечеловеческий и даже не в божественный: в героический рост — микеланджеловский Давид. Гости, в ожидании государя, разбредаются по залам. Вдруг — звон, грохот, испуг, отскок, серебряные осколки и потоки: это восемнадцатилетний зять моего отца задел поднос с кавказскими водами, побежавшими и засверкавшими, как породившие их источники. Старички, удостоверившись, что не бомба, успокаиваются».
Открытие музея в центре Москвы вызвало большой интерес со стороны общественности, поэтому в первые годы средняя посещаемость составляла 700—800 человек в будние дни, а в выходные — 2500 человек. Основной аудиторией музея были преподаватели, студенты, представители интеллигенции и духовного сословия.
- Качественные копии с оригинальных произведений искусства – дорогое удовольствие. Администрация музея не всегда с удовольствием идет навстречу заказчику копий. Именно поэтому хорошая гипсовая копия шедевра – это действительно очень ценное произведение искусства! Таким стал московский Давид.
- Оригинал статуи Давида находится в Галерее Академия. Официальный сайт https://www.accademia.firenze.it/en/
- Есть малоизвестная особенность про изготовление гипсовых копий крупных скульптур: они составляются из гипсовых блоков. Далее эти части соединяют, при необходимости красят гипс в тон оригинала.
- Профессор Цветаев поместил Давида в зале музея со стеклянным потолком для максимального освещения дневным светом сверху. Именно при таком освещении свет более мягкий и наиболее выигрышный для передачи объема скульптур.
- Давид Микеланджело находится в одном из центральных залов Пушкинского музея – в Итальянском дворике, расположенном на 1 этаже так, что посетитель буквально не сможет пройти мимо и не увидеть исполина Давида. Итальянский дворик в Пушкинском музее в точности воспроизводит тип внутреннего дворика любого итальянского палаццо XV века. Как правило, они были квадратными, в центре находился фонтан, открытый небу и лестница на внутренние этажи. Дворик со всех сторон окружали лоджии. Стены таких двориков украшались либо росписями, либо майоликовой скульптурой. Все именно так устроено и зале, где находится Давид.
- Профессор Цветаев задумал расположить Давида так, чтобы вошедший в музей ахнул. Цель была – удивить пришедшего сразу, даже если он не знаком с историей искусства. Размеры и красота скульптуры сходу ошеломляют вошедшего. Профессор оказался прав в расчетах на эмоциональное восприятие, так оно и работает до сих пор! Давида помнит каждый, кто заходил в Пушкинский, хотя на дворе XXI век и удивить человека порой крайне сложно.
- Давид не покидал музея из-за своих колоссальных размеров. Причиной была невозможность перемещения в тяжелые дни Великой Отечественной войны. Стеклянный потолок был сильно поврежден в октябре 1941 года от взрывной волны бомбы, разорвавшейся вблизи музея. Для сохранности скульптуры сотрудники музея сделали вокруг него защитный короб из фанеры и деревянных досок. Ежедневно сотрудники убирали снег, результаты осадков в залах музея, из-за отсутствия возможности ремонта крыши здания.
- Микеланджело Буонаротти исполнил статую Давида когда ему было всего 29 лет. Оригинал он создан из каррарского мрамора, копия Пушкинского музея, как полагается, из материала гипс.
- Высота статуи Давида – 5,17 метров, примерно двухэтажный современный дом. Именно из-за высоты гиганта зритель не знает, что Микеланджело сконструировал зрачок Давида в форме «сердца». На зрачке человека всегда есть блик. Если сделать выемку круглой, то зрачок будет полностью темным. Взгляд на высокую скульптуру Давида подразумевается снизу вверх. Именно потому мы форму углубления не видим, но видим нормальный человеческий глаз, на который естественно падает свет.
В Пушкинском музее на фоне Давида посетители постоянно делают фото или самостоятельное селфи. Символ безупречной красоты был воплощен Микеланджело более 500 лет назад. До сих пор остается незыблемым и часто цитируемым идеалом. Статуя гиганта была изваяна молодым известным скульптором во Флоренции по заказу строительной комиссии cобора Санта Мария дель Фьоре из огромной глыбы мрамора.
Микеланджело и Давид
В 1501 году Микеланджело подписал договор на исполнение статуи за 200 флоринов и пообещал закончить работу через 2 года. Создание статуи происходило в атмосфере тайны. Скульптор работал один. Он передвигался вдоль скульптуры по строительным лесам. Работы велись независимо от погоды и времени суток. Вокруг фигуры было возведено деревянное ограждение, чтобы никто не мог наблюдать за ходом работ. Окончательная полировка статуи заняла у Микеланджело около четырех месяцев. Тем более ошеломляющим был результат.
Микеланджело изобразил Давида обнаженным юношей, готовящимся к решительной схватке. Давид спокоен, но в его фигуре ощущается напряжение, а в лице – несгибаемая воля.
Статуя Давида изображена с идеальной анатомической точностью. Она была задумана для осмотра со всех сторон, ее можно обойти. Однако ученые считают, что для достижения особой выразительности Микеланджело пошел на хитрость. Он сделал более крупной правую руку Давида. Она слишком большая по отношению к телу.
После установки Давида на главной площади Флоренции уже в 1527 году пострадала левая рука статуи. Она была задета скамьей, выкинутой из окон стоящего вблизи здания во время политических споров. В 1991 году некий мужчина повредил скульптуру молотком, отбив мрамор с пальцев левой ноги.
Если у вас будет возможность полюбоваться статуей Давида, обязательно ей воспользуйтесь. Хотя бы для того, чтобы поразиться совершенным ручным трудом Микеланджело Буонаротти.