Рафаэль Санти был самым юным из трех титанов Возрождения, кроме него так называют Леонардо да Винчи и Микеланджело Буанаротти. Когда художник приехал во Флоренцию ему было 19 лет, Микеланджело — 29 лет, Леонардо — 52 года.
Рафаэль жил во Флоренции 4 года, 1504-1508 гг. В тот момент в городе сложилась абсолютно фантастическая ситуация: в городе одновременно по одним и тем же улицам и палаццо ходили Рафаэль, Микеланджело и Леонардо да Винчи. Три титана эпохи Возрождения соперничали друг с другом в одном культурном пространстве. Никогда уровень мастерства не достигал такой концентрации в рамках одного города.
![Рафаэль. портрет Аньоло Дони](https://Wanderings.Online/wp-content/uploads/2016/09/Портрет-Аньоло-Дони.jpg)
На выставке «Рафаэль. Поэзия образа» в ГМИИ имени Пушкина экспонируется парный портрет супругов Дони. Портреты были заказаны Рафаэлю одновременно с заказом Микеланджело картины «Святое семейство» (его так же называют Мадонна Дони/ Тондо Дони), который сейчас украшает галереи Уффици.
![Микеланджело svyatoe-semejstvo-madonna-doni](https://Wanderings.Online/wp-content/uploads/2016/11/Rafael.-Svyatoe-semejstvo.-Madonna-Doni.jpg)
Рафаэль и Леонардо
Между Леонардо и Рафаэлем были отношения ровные, на уровне «учитель–ученик», ни скандалов, ни интриг. Рафаэль восхищался Леонардо, учился и подражал его стилю. Молодой художник посетил мастерскую Леонардо да Винчи во Флоренции и увидел его «Джоконду». В соответствии с воспоминаниями современников он был под огромным впечатление от данной работы. Перерабатывая данную тему, а именно разворот тела и позу модели, положение рук, был исполнен портрет Маддалены Строцци (в замужестве Дони), который экспонируется на выставке в ГМИИ.
![Рафаэль. Портрет Маддалены Дони](https://Wanderings.Online/wp-content/uploads/2016/09/Портрет-Маддалены-Дони.jpg)
![Леонардо. Джоконда](https://Wanderings.Online/wp-content/uploads/2016/11/Mona_Lisa.jpg)
Рафаэль и Микеланджело
Они были противоположностями друг другу. Рафаэль был красивым, элегантно одетым, окруженным друзьями и поклонниками. Микеланджело напротив — вечно один, язвительный в высказываниях. У него был тяжелый характер. К своему внешнему виду Микеланджело относился подчеркнуто пренебрежительно.
Микеланджело однажды заявил – «Все, что умеет Рафаэль, он научился у меня». Отчасти это правда, Рафаэль как губка впитывал и творчески осваивал высшие достижения живописи своего времени.
![sobor-svatogo-petra-3](https://Wanderings.Online/wp-content/uploads/2016/11/Sobor-Svatogo-petra-3.jpg)
Художники соперничали между собой в заказах, в росписи Сикстинской капеллы Ватикана, в архитектуре при строительства собора Святого Петра. Только внезапная смерть Рафаэля позволила Микеланджело перехватить данный архитектурный заказ и завершить его.
Статья о картинах Рафаэля на выставке шедевров Пинакотеки Ватикана расположена по ссылке: Рафаэль и кровавая история картин на выставке в России
О картинах, представленных в 2016 году на выставке «Рафаэль. Поэзия образа» в ГМИИ имени Пушкина (Москва, улица Волхонка) написано в этой статье: 8 картин Рафаэля Санти в ГМИИ.
Статья о фактах жизни и смерти Рафаэля представлена по этой ссылке: 10 интересных фактов о жизни и смерти божественного Рафаэля