Петергоф таинственный и неизвестный. Богатырь, «Русич» или «Воин», а может «Хранитель». Детишки верхом на легенде. Румянцев, Штакеншнайдер или Павел Первый, а может Броуэр. Кто творец. Тайна и сказка. Каждый человек, приехавший полюбоваться Петербургом, обязательно старается попасть в Петергоф. Великолепный парк со множеством изумительных фонтанов просто поражает. Огромная золотая фигура Самсона, разрывающего пасть льву, с бьющей на 21 метр струей воды сразу берет вас в плен. Сотни людей, застыв в немом восхищении, просто стоят подолгу, не в силах оторвать взгляд и уйти.
Самсон – символ русского народа. Сила и мощь. Скульптурная композиция, задуманная самим Петром Первым, создана в честь победы России над шведами.
Гигантская каменная голова
Мало кто ведает, что совсем недалеко, в стороне от основных туристических троп, лежит в забвении под охраной ЮНЕСКО еще один старинный русский богатырь. Все мы знаем со школьной скамьи египетские пирамиды, длинноухих истуканов острова Пасхи. В Америке постоянно обнаруживают в пирамидах и пещерах таинственные артефакты.
Только свое, родное, традиционно интересует меньше. А ведь и у нас хватает таинственных пещер, непонятного происхождения и сил мумий, дольмены.
Так в Петергофе, в бывшей усадьбе Лейхтенбергских, лежит огромная голова русского богатыря, наполовину скрытая в земле, которой восхищался еще Александр Сергеевич Пушкин.
До Петра Первого в здешних болотах населения было совсем мало. Только по берегу Финского залива кое-где приткнулись финские рыбацкие деревушки. Названия самые поэтические: Куусоя (Еловая яма) и Похьяеки (Донная речка), а на Поповой горе расположилась Папингондо.
Место изначально не предназначалось для великого строительства. Небольшая пристань для переезда на остров Котлин и путевая изба. Пораженный великолепием резиденций европейских монархов, с фонтанами, необыкновенными благоухающими садами и парками, изящными скульптурами и архитектурными изысками, Петр решил не отставать и создать у себя в Стрельне нечто подобное, а если получится и получше.
Технически оказалось под вопросом. Низина. Для организации фонтанов пришлось бы затопить десятки километров земель.
Так пробил звездный час Петергофа. В 1710 году начались масштабные работы. Заложен Большой Петергофский Дворец, Монплезир и Большой грот с каскадами.
Постепенно место стало имперским. На месте убитых рыбацких деревень возникла великолепная царская резиденция Петергоф (Петров двор). Вокруг с удовольствием стала строиться придворная знать.
Сергиевка в Петергофе
Поближе к Петру приобрел землю в лесу его сподвижник, придворный политик А.И. Румянцев и построил небольшое поместье. Прекрасный вид на Финский залив. На даче любил отдыхать и жить его внук Сергей Румянцев. По его имени парк прозвали — Сергиевка. Так он зовется и по нынешний день.
Хозяева менялись время от времени. От Румянцевых усадьба перешла Кириллу Нарышкину, а в 1838 году император Николай Первый выкупил ее для дочери Марии Николаевны с супругом, герцогом Максимилианом Лихтенбергским.
Новый хозяин привлек модного архитектора Андрея Штакеншнайдера, по проекту которого в Сергиевке был построен новый загородный дворец, Кухонный и Гофмейстерский корпуса, церковь и дома для прислуги. Вокруг был разбит великолепный сад. Райское место для прогулок и отдыха. Но больше всего гостей и посетителей поражала гигантская каменная голова былинного воина, из-под которой бил родник и стекал в ручей. Самое странное, что про эту голову знали издавна очень многие, но письменных упоминаний о ней практически не было.
Загадочная голова и Льюис Кэролл в Сергиевке
Как и вся славянская история, происхождение, существование и бытность «Головы Адама», окутана легендами, рассказами из уст в уста, но официальных, письменных источников, за редким исключением, нет. Льюис Кэрролл в девятнадцатом веке путешествовал по России и был гостем усадьбы. В «Дневнике путешествия в Россию» 1 августа 1867 года он писал:
«Здесь мы любовались гладкой пеленой водопада, ниспадающего с широких каменных ступеней. Длинной аллеей, сбегающей под сводом вьющихся растений вниз по лестницам и склонам. Огромным камнем, обтесанным в форме гигантской головы с лицом и глазами, загадочными, как у кроткого сфинкса. Казалось, будто какой-то Титан пытается освободиться из-под бремени легшей на его плечи земли…».
Удивительный памятник повлиял на впечатлительного писателя и был отражен в сказке «Алиса в Зазеркалье».
Пушкин и Раевский-младший в Сергиевке
Еще один легендарный писатель побывал в этом удивительном месте. В июле 1818 года Александр Сергеевич Пушкин и Николай Раевский-младший отдыхали и любовались Петергофом. Посетили Сергиевскую усадьбу. Колоссальная мертвая голова в тенистом овраге, из под которой бил родник, здорово перекликалась со знаменитым «Сказанием о Еруслане Лазоревиче».
Старинная былина повествовала о подвигах чудо-богатыря Еруслана Лазоревича. Ее часто слышал в детстве в устном пересказе няни Арины Родионовны юный Саша Пушкин. Один из подвигов Еруслана, поход за живой водой в царство колдуна и волшебника, богатыря Огненного Щита – Пламенное копие.
По пути Еруслан встречает множество поверженных воинов. Самый могучий из них Росланей — богатырь. Огромный холм впереди оказался отрубленной головой Росланея, под которой был спрятан волшебный меч – кладенец.
Меч имел секрет. Им можно ударить соперника только один раз. При повторном ударе он поразит хозяина. Так у Росланея оказалась отрубленной голова. Голова отдала чудо меч Еруслану.
Придя в царство Огненного Щита, Еруслан поразил его с одного удара. Набрав живой воды, поехал и оживил Росланея – богатыря и стали они названными братьями.
Много еще подвигов совершил Еруслан Лазоревич, но именно этот вошел в поэму «Руслан и Людмила».
Смотрит храбрый князь —
И чудо видит пред собою.
Найду ли краски и слова?
Пред ним живая голова.
Огромны очи сном объяты;
Храпит, качая шлем пернатый,
И перья в темной высоте,
Как тени, ходят, развеваясь.
В своей ужасной красоте
Над мрачной степью возвышаясь,
Безмолвием окружена,
Пустыни сторож безымянной,
Руслану предстоит она
Громадой грозной и туманной.
Зрелище огромной, как бы спящей, загадочной каменной головы в Сергиевке или «Сказание о Еруслане Лазоревиче», что подарило сюжет воображению юного поэта, мы никогда не узнаем.
Очень жаль, что былина о Еруслане не изучается детьми в школах. Практически она забыта. Так постепенно уходит из образования наш славянский фольклор. Кстати, и о самой Голове Адама из Сергиевки письменно почти ничего не известно. Документальных свидетельств о создании памятника нет. Дореволюционных рисунков, картинных изображений или фотографий нет. Популярные путеводители того времени о ней молчат. Да и в наше время о Голове мало кто знает.
Только легенды. Зато какие колоритные.
Версия петровских времен
Как известно Петр Первый любил покрутится возле мастерового люда. Запросто. Хозяин поместья решил придать огромному валуну в саду красивые очертания и пригласил мастера из Петергофской Гранильной фабрики. А мастер как раз собирался крестить ребенка. Петр по широте душевной стал крестным отцом. В благодарность мастер высек из валуна голову своего кума, Императора Петра Первого.
Версия шведских времен
На Финском заливе до Петра правили шведы. Они решили изваять из огромного валуна голову своего императора. Пытались перетащить ее к воде, но не рассчитали силы. Изваяние и по сей день лежит в парке, постепенно погружаясь в землю.
Версия мистическая
А вот уж совсем мистическая версия. Отчего чело витязя столь грустно и печально? Ответ простой. Он – Хранитель мира и Санкт – Петербурга. Постепенно вода в источнике исчезает. Если иссякнет родник, и Хранитель уйдет в землю полностью, уйдет под землю и Санкт – Петербург вместе с жителями. И настанет на Земле тьма кромешняя.
Конечно, не все так ужасно. Есть выражение: «Природа не терпит пустоты». Там, где нет единой официальной информации, возникает вакуум, который быстро заполняется легендами и слухами.
Самая простая версия, скульптура является оформлением водного источника, впадающего здесь в ручей.
Скорее всего Голова появилась в 1800 году, при Сергее Румянцеве. Его дед был известным сподвижником Петра Первого, и Сергей Петрович распорядился придать валуну черты Императора, таким образом почтив его память.
В это время в Петергофе творил фонтаны известный архитектор Франц Петрович Броуэр.
Усадьбу покупает император Павел Первый. Возможно, он заказал Броуэру проект головы витязя с бронзовым шлемом.
Сам шлем никто не видел, но на носу Витязя сохранилось круглое отверстие для крепления шлема.
При осмотре головы создается ощущение, что стоит раскопать землю вокруг нее, и в глубине обнаружится продолжение, тело огромной статуи. «Голова Адама» является памятником федерального значения и охраняется ЮНЕСКО. Вероятно, очень быстро нашлись бы энтузиасты готовые бесплатно раскопать землю вокруг головы, но делать это имеют право по закону только специально обученные люди. Другим землекопам доступ закрыт.
А вот созерцать скульптуру можно сколько угодно. Кстати, она имеет множество названий. Самые популярные: «Старик», «Русич», «Воин», «Голова Святогора», «Голова Адама».
Не следует путать название головы прародителя с «Адамовой головой», символическим изображением человеческого черепа с двумя крест-накрест лежащими костями, которое является символом смерти и бесстрашия перед её лицом.
Есть еще одна версия. Голова гораздо старше, чем принято думать. Неизвестно сколько пролежала засыпанная землей на холме в лесу. Случайно была обнаружена при расчистке родника и разбивке сада.
Так или иначе, Голова существует и будоражит наше воображение своими загадками.
После революции, в 20-х годах XX века, «Сергиевке» дали статус памятника природы, и усадьба со всеми прилегающими к ней зданиями была передана в распоряжение Ленинградскому университету. Их собственностью парк является и до сих пор.
Внимание широкой общественности к монументу было привлечено уже в советское время. Ленинградский журнал «Спартак» в 1931 году поместил снимок с изображением пионеров, сидящих на изваянии, были приведены географические координаты, по которым любители прогулок могут найти его. Статья вызвала большой интерес, сохранились коллективные фотографии этого времени возле скульптуры.
Сегодня Сергиевка больше напоминает картину Василия Поленова «Бабушкин сад». Отреставрировано не так много. Старинные здания ветшают. Но великолепный вид на Финский залив, старинный парк с уютными дорожками, детишки, ползающие по Голове Воина. Спокойствие. Время здесь останавливается.
Среди петербургской интеллигенции распространилась примета — если творческий человек погладит скульптуру руками и выпьет воду из струящегося под ней родника, то к нему обязательно придёт вдохновение.
Как добраться из Санкт-Петербурга
Доехать до этого чудесного места можно на электричке или автобусе с юго-запада Санкт-Петербурга, либо на собственной машине.
Автобусом
Самую простую поездку предлагает автобус № 200. На нем вы доедете от станции метро «Автово» прямо до «Сергиевки» за 60–80 минут в зависимости от наличия пробок при выезде из города.