Автор — Борис Михайлович Кустодиев
Название — «Морозный день»
Дата написания картины — 1913 год
Место экспонирования — Саратов. Государственный художественный музей Радищева
Иван Есаулков
Вот небольшой городок –
Луковка церкви горит,
Ясный морозный денёк
Радости людям дарИт.
Дворник метлой снег метёт,
Кучер на саночках мчит,
Барышень юных везёт,
Бойко лошадка бежит.
Лишь промелькнули дома,
Церковь и дворник с метлой.
Радостно дышит зима,
Жжётся мороз озорной.
Это наш русский уклад,
Это знакомый нам быт!
Матово краски горят,
Сказочен города вид.
Всюду пушисты снега,
Встали печные дымы.
Как же ты нам дорога,
Русская сказка зимы!
*Кустодиев Борис Михайлович — выдающийся мастер жанровых сцен русского быта. Родился в Астрахани в 1878 в семье преподавателя духовной семинарии. Посетив в 1887 году выставку передвижников и впервые увидев картины настоящих живописцев, юный Кустодиев был потрясен. Он твердо решил стать художником. В возрасте пятнадцати лет он стал брать уроки живописи у выпускника Петербургской Академии художеств П. Власова. Окончив в 1896 году духовную семинарию, Кустодиев отправился в Петербург и поступил в Академию художеств.
Молодой художник учился в мастерской Ильи Ефимовича Репина, который привлек молодого художника к соавторству в картине «Заседание Государственного Совета» (1901–1903, Русский музей, Петербург). Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева — портретиста (Портрет Ивана Билибина был отмечен золотой медалью II класса на международной выставке в Мюнхене в 1901 году).
Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане – «русские венеры»).
Эти серии и близкие им полотна (портрет Федора Ивановича Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. Революцию Кустодиев воспринял карнавально, в духе народного лубка. В 1909 году у Бориса Кустодиева появились первые признаки тяжелой болезни. Несколько операций, проведенных с целью излечить заболевание спинного мозга, принесли лишь временные облечения. В 1916 году паралич приковал художника к инвалидному креслу, однако Кустодиев продолжал активно работать в разных видах искусства, продолжая свои популярные «волжские» серии.