История одного шедевра. Василий Суриков «Взятие снежного городка»

612
взятие снежного городка василий суриков
взятие снежного городка василий суриков

Победа Весны над Ледяной стужей, победа Жизни над Смертью. Масленичные игры с языческими корнями. Отражение широты и удали русской души в обычаях и играх народа. Битва за снежный городок на Масленицу, как яркое выражение русского характера. История шедевра «Взятие снежного городка» Сурикова расскажет нам кто мы, откуда мы.

Основные эмоциональные игры приходятся на период юности. В зрелом возрасте всю излишнюю энергию забирает работа, а юность выплескивает море нерастраченной энергии, которая рвется наружу и выливается в играх.

Игры, в которые мы играем

Каждая нация автоматически окружает себя обрядами и играми, отражающими характерные черты своего времени, но все равно они содержат древние традиции и национальный характер населяющих страну людей. Прежние и нынешние игры разнятся, развитие мира идет быстро. Каждому определенному этапу развития – свои развлечения.

Сегодня, это виртуальные игры. Общение, агрессия, азарт, удаль – все приняло удаленный, интимный характер. Современный молодой человек героически победит в страшном сражении с любыми противниками: от огромных монстров, до гномов. Но только бесконтактно, в виртуальности, лично ничем не рискуя. В реальной жизни это часто очень замкнутый человек, мало напоминающий своих игровых героев.

В начале XX века молодые люди в праздники собиралась в центре города на площади. Гонки на лихих тройках, взятие снежных городков, побоища снежками и даже кулачные бои.

В советскую эпоху почти в каждом дворе гоняли в футбол, зимой сами заливали небольшие катки — «коробочки» во дворах для хоккея, летом игры в чижа, городки, настольный теннис. Спортивные игры были в основном на улице, в гуще сверстников.

велосипедный спорт туризм

Даже сегодня, несмотря на уклон к индивидуальным развлечениям, с использованием различных гаджетов, катки зимой переполнены. На вновь отстроенных набережных вдоль рек в городах – велосипеды, роллеры, финская ходьба и бег. От мала до велика. Это говорит о Здоровье нации.

Сибирский характер

В Сибирь, с ее суровым климатом, неустроенным бытом и огромными необжитыми просторами, издавна тянулись люди горячие, отчаянные, сильные. Сюда бежали самые сильные и свободолюбивые, подальше от всякой власти. Часто полукриминальный, тяжелый образ жизни, со своими уставами и законами, вдали от центра страны, постепенно воспитал именно свой, особый несгибаемый сибирский закаленный характер.

Бесстрашие, сила, упорство в достижении цели — граничащее с упрямством, закаленность и личная удаль: вот основные качества, составляющие стержень поведения сибиряка. Конечно, люди все разные, и характер у каждого тоже свой, но в основной массе сибиряк – сильный человек. Суровая действительность быстро заставляла людей слабых духом, покидать Сибирь навсегда. Оставшиеся, через потомство, из поколения в поколение передавали свои лучшие качества детям, выковывая единый, упрямый, силовой сибирский нрав.

Портрет Василия Сурикова. И.Е. Репин 1877
Портрет Василия Сурикова. И.Е. Репин 1877

Василий Иванович Суриков: биография

Василий Иванович Суриков родился 12 (24) января 1848 года в Красноярске, в казачьей семье. Предки по отцовской линии пришли с Дона в отряде Ермака покорять Сибирь. От них он унаследовал гордый, вольнолюбивый характер.

Дед художника Василий Иванович Суриков служил сотником в Туруханске. Двоюродный брат деда — Александр Степанович Суриков, был атаманом Енисейского казачьего полка, обладал большой физической силой. Однажды в бурю оторвало от берега плот, атаман бросился в реку, схватил бечевку и вытащил плот на берег. В его честь назван остров Атаманский на Енисее.

Суриков гордился своим происхождением:

«Со всех сторон я природный казак… Мое казачество более, чем 200-летнее».

Не осталась бесследной и художественная одаренность родителей. Отец, коллежский регистратор Иван Васильевич Суриков, страстный любитель музыки, великолепно играл на гитаре и считался лучшим певцом Красноярска.

Мать, Прасковья Фёдоровна, была из старинной казачьей семьи Торгошиных, прекрасная вышивальщица, обладала врожденным художественным вкусом.

Н.В. Гребнев — учитель рисования Красноярского уездного училища, первым заметил художественное дарование мальчика, по заданию Гребнева молодой Василий Суриков копировал гравюры с картин старых мастеров.

После смерти отца, Суриков вынужден служить канцелярским писцом. Иногда приходилось, вспоминал он позднее, «яйца пасхальные рисовать по три рубля за сотню».

Начало художественного пути. Губернатор и обманка мухи

Ради забавы он однажды на бумаге в канцелярии изобразил муху. Губернатор, который находился там в это время, проходя мимо увидел ее и попытался смахнуть насекомое. Однако муха продолжала сидеть. Разобравшись, в чем дело, глава губернии взял под опеку молодого писца.

Серьезные рисунки Сурикова так же очень понравились Красноярскому губернатору П.Н. Замятину, и он ходатайствовал перед Советом Академии художеств о зачислении Василия Сурикова учеником.

Суриков в Академии художеств Санкт-Петербурга

Из Петербурга пришел положительный отзыв о его работах, но с оговоркой, стипендия назначена не будет. Помог богатый золотопромышленник П.И. Кузнецов, любитель искусства и коллекционер, который взял на себя расходы по содержанию молодого художника.

В середине декабря 1868 года с обозом Кузнецова Суриков отправился в дорогу, длившуюся два месяца. 28 августа 1869 года Суриков успешно сдал вступительные экзамены в Академию художеств.

Учился Василий Иванович в Академии удачно, брал от занятий все что возможно. За успехи в композиции товарищи называли его композитором. Заканчивает Академию  Суриков в звании классного художника Первой степени.

Через полгода в виде исключения получил возможность уехать за границу, но попросил взамен разрешить ему выполнить заказ по росписи Московского храма Христа Спасителя.

Все подготовительные работы Суриков выполнил в Петербурге, а с июня 1877 года окончательно переехал в Москву. Два года потратил художник на создание фресок, изображающих четыре Вселенских собора. Больше Суриков никогда на заказ не писал.

Портрет жены кисти Сурикова
Портрет жены кисти Сурикова

Создание Суриковым своей семьи

В 1878 году Василий Суриков, уже признанный художник, женился на Елизавете Августовне Шарэ, внучке декабриста П.Н. Свистунова. Брак оказался счастливым, у Сурикова и Шаре родились две дочери: Ольга и Елена. Счастливая семейная жизнь и относительная материальная обеспеченность позволили художнику вплотную обратиться к образам интересующей его русской истории.

Фото супруги Сурикова, урожденной Шарэ
Фото супруги Сурикова, урожденной Шарэ

Из-под кисти Василия Ивановича выходят великолепные произведения искусства отражающие особенно яркие моменты истории России.

Исторические полотка Сурикова

В 1881 году закончено полотно «Утро стрелецкой казни». Суриков выставляет его на выставке передвижников. Фатальное совпадение, картина «Утро стрелецкой казни» была выставлена в день покушения на жизнь царя-освободителя Александра II и в день его кончины. В городе и стране паническая неразбериха. К счастью, полотно не прошло незамеченным и сразу поступило в коллекцию Павла Михайловича Третьякова.

В 1883 году на ХI выставке Товарищества передвижников Василий Иванович Суриков выставляет следующую картину из русской истории «Меншиков в Березове».

Старшая дочь Меншикова, написанная с жены художника. Эскиз. 1882
Суриков. Старшая дочь Меншикова, написанная с жены художника. Эскиз. 1882

Лето предыдущего года Суриков с семьей проводил на даче под Москвой. Дождь пошел неожиданно, и художник с семьей пережидал его в простой крестьянской избе.

Василий Иванович сидел за столом перед раскольничьей божницей и перелистывал какую-то историческую книгу. Семья собралась у стола в грустном выжидании хорошей погоды. Замутилось окно от дождевых капель, стало холодно, почему-то вспомнилась Сибирь, снег, когда нет никакой охоты даже просто выйти за дверь.

В этой обстановке ему вдруг мелькнуло что-то давно знакомое, как будто он когда-то, очень давно, всё это уже пережил и видел: и дождь, и окно, и божницу, и живописную группу у стола.

«Когда же это было, где?», — спрашивал себя Суриков, и вдруг точно молния блеснула в голове: «Меншиков! Меншиков в Берёзове! Он сразу представился мне живым во всех деталях, таким, как в картину вписать».

menshikov v berezove
Василий Суриков «Меншиков в Берёзове». 1883 год. Третьяковская галерея в Москве

Суриков писал своего героя со случайно встреченного на улице старого учителя математики, поразившись его портретному сходству с исторической личностью. Суриков шел по Пречистенскому бульвару Москвы и вдруг увидел перед собой высокую, сутулую, плотную немолодую фигуру.

Я хочу написать ваш портрет – подошел он к человеку.

А кого вы хотите изобразить?

Суворова – художник слукавил и не стал говорить, что рисует Меншикова.

eskiz menshikova k kartine surikova
Василий Суриков «Мужской портрет».
Этюд. 1882 год. Третьяковская галерея в Москве

Полотно приняли по-разному. Критики просто обрушились на художника. Его упрекали за несоблюдение правил перспективы, указывали на диспропорцию между огромным ростом Меншикова и низким потолком избы. На самом деле Суриков сделал это сознательно, чтобы показать всю трагичность состояния сильной и властной личности, привыкшей мыслить масштабами всей России, а ныне обреченной на медленную смерть в убогой лачуге. Меншикову тесно не помещение, ему тесна сама ситуация, в которой он оказался.

«Меншиков» из всех суриковских драм – наиболее «шекспировская» по вечным, неизъяснимым судьбам человеческим», – писал о картине художник Михаил Васильевич Нестеров.

Павел Третьяков дорого купил эту работу, что дало возможность Сурикову с семьей уехать на целый год в путешествие по Европе, о котором они давно мечтали.

Суриков. Боярыня Морозова
Василий Суриков «Боярыня Морозова». 1887 год. Третьяковская галерея в Москве

Летом 1887 года на 15 передвижной выставке был выставлен третий шедевр Василия Ивановича Сурикова «Боярыня Морозова». Огромная картина, изображающая сцену из истории церковного раскола в XVII веке.

Фигура боярыни на скользящих санях, вокруг которой праздная, где-то сочувствующая, но в основном равнодушная уличная толпа, это олицетворение старой и новой России. Высоко поднятая в символическом жесте рука — как прощание старой Руси, которая уезжает от этих людей в санях.

Интерес Сурикова к теме старообрядчества пришел из воспоминаний детства. В Сибири было много старообрядцев, широкое распространение получили ходившие по рукам рукописные «жития» мучеников старообрядческого движения, включая «Повесть о боярыне Морозовой».

Уже тогда юный Суриков задавал себе вопрос. Почему владетельница 8000 душ крестьян и огромного роскошного имения, предпочла закончить свою жизнь в холодной, сырой, гнилой землянке?

Суриков вспоминал. Во время обдумывания сюжета картины ключ к образу главной героини дала увиденная однажды на улице раненая ворона с чёрным крылом, которая билась о снег. Художник долго не мог найти лицо Морозовой, бескровное, фанатичное, соответствующее знаменитому описанию Аввакума: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны, и кидаешься ты на врагов аки лев».

Наконец они пересеклись. У Рогожского кладбища художник встретил старообрядку, именно такой он видел бунтарку Морозову. После выставки картина была приобретена за 25 тысяч рублей для Третьяковской галереи, по тем временам деньги очень большие.

Закончив хлопоты с «Боярыней Морозовой», семья Суриковых отправилась в Красноярск, где жили мать художника Прасковья Фёдоровна и брат Александр.

Смерть жены художника

Василий Иванович давно хотел собрать материал для картины из истории Сибири, но эти творческие планы были нарушены тяжёлой болезнью жены. Поездка в Сибирь отрицательно сказалась на здоровье Елизаветы Августовны, и она скончалась через несколько месяцев после возвращения в Москву, 8 апреля 1888 года.

Суриков крайне тяжело переживал смерть горячо любимой жены. В письме от 20 апреля 1888 года он писал брату: «Вот, Саша, жизнь моя надломлена, что будет дальше, и представить себе не могу».

До смерти жены у художника было все: силы, сознание правильности выбранного пути, любимая работа, любимая семья, любимое отечество и ощущение кровной связи с ним.

К этому времени Василий Иванович Суриков известный художник, член общества Передвижников, признанный мастер исторического полотна. Все пошло кувырком, работа встала, все валится из рук. Везде перед глазами жена…

фотография Василия Сурикова
фотография Василия Сурикова

Вмешался брат Александр. Через год он увозит художника из Москвы, где все напоминает о жене, на родину в Красноярск.

Жизнь в глубинке не так кипуча и быстра. Ее размеренный темп постепенно успокоил и затянул душевные раны Василия Ивановича и начал выводить из тягостной депрессии.

Человек так устроен, его психика, самое тяжелое постепенно стирается из памяти, уступая место приятным воспоминаниям из прошлого. Вспоминается лучшее. И ушедший человек вроде бы как жив в твоей памяти, ты с ним общаешься.

Так произошло и с Суриковым. Горе постепенно стало покидать его, повседневный быт снова захватывал своими делами. Появляется новое общение, рядом были дети и близкие. Руки художника соскучились по работе, воскресло желание творить. Жизнь снова возвращалась к истерзанному тоской человеку.

Фотография Василия Сурикова с братом и дочерями
Фотография Василия Сурикова с братом и дочерями

«Взятие снежного городка» Сурикова

Как ни странно, именно в это время, на контрасте с тягостными воспоминаниями, Василий Иванович Суриков написал самую светлую из своих картин: «Взятие снежного городка».

Идею художнику подал младший брат Александр. В сравнении с благополучными европейскими тихими, сытными праздниками, другое дело Сибирь. Все забавы подчеркивали лихость, бесстрашие и любование своей молодецкой силой. Одной из таких задорных забав был захват снежного городка на Масленицу. Приход Весны традиционно праздновали широко.

Городки сооружали, оказывается, только на Урале и в Сибири. Может не так масштабно, но в пору моей юности в Подмосковье, в снежные зимы мы всем двором играли в «царь горы», почти по тем же правилам, но вернемся во времена Сурикова.

Обычно игра в крепость, по свидетельству современников, проходила в последний день Масленицы. Участвовали в ней и малые, и большие. Каждое казачье войско ежегодно отпускало сумму денег на постройку такого снежного городка.

взятие снежного городка василий суриков
Василия Суриков «Взятие снежного городка». 1891 год. Русский музей в Санкт-Петербурге

На площади из комьев снега устраивался круглый, кверху сужающийся столб, наподобие стога сена. Стенки делались отвесными. На вершине устанавливался флаг. Вокруг обводилась большая снежная высокая стена с широкими уступами для защитников. Кроме насыпей изо льда, снежных ям, гладких валов, осажденные имели на вооружении и «симы» — замаскированные веревочные петли для ног наступающих. Осажденные обстреливали цепи нападавших снежными лепешками, скатывали с ледяных валов огромные снежные шары, сыпали из мешков сыпучий снег на головы атакующих, жгли солому. В руках у них были длинные гибкие прутья, которыми они нещадно стегали нападавших.

Взятие снежной крепости, ее осада и штурм требовали отваги, физической подготовки, смелости. Нужно было валом, по команде, атаковать бастионы, вскарабкиваться на башню, брать «в полон» защитников крепости, срывать крепостной флаг. Хотя число атакующих как правило превышало в два раза обороняющихся, взять крепость было делом нелегким.

Около главного городка строился маленький, для казачат. Обычно бой длился до позднего обеда, как правило завершался победой наступающих. О такой битве и рассказал в своей картине Суриков, когда отвага, энергия и радость заявляют о себе во всю мощь, когда битва-война заканчивалась полным разгромом крепости. Смельчаку, первым сумевшему вскарабкаться на башню, подносили блин, пирог и напиток.

Победитель кланялся старикам и на коленях принимал у них символ победы — знамя крепости. Взятие снежного городка у Сурикова веселая и в то же время сокрушительно-грозная стихия.

Развлечение действительно было всенародным. В Красноярске часам к трем около «снежного городка» в ближнем селе Ладейки собирался весь город, большая толпа нарядных, празднично одетых людей. К тому времени деревенские умельцы уже сооружали из снега «Городок», который устраивался на праздничную потеху красноярских горожан, а они вносили за это добровольные пожертвования в пользу устроителей «Городка». Из-за многочисленности народа и экипажей иногда трудно было рассмотреть, что происходит. Везде играла музыка — гармоники и скрипки.

В Ладейке существовал обычай: перед началом штурма «городничий» или вымазанный сажей «царь», кланялся собравшимся и читал стихотворение под названием «Начатие и прибытие прошедшей масленицы». На последней рифме подавал знак, и осаждающие бросались в бой. Шумная и весёлая забава.

Описание картины «Взятие снежного городка»

Суриков отразил все это в своей картине сполна. Снежный городок, символизирующий последний оплот зимы, защищают березовыми прутьями, символом Древа жизни. Всадник, сидя на вороном коне, олицетворяет собой весеннее солнце, сила которого и разрушит зимний бастион.

Ярко чувствуется стремительность прорыва, все тело всадника подалось вперед. Правой рукой он сшибает строение из снега, левой рукой молодой человек пытается удержать коня. В прыжке конь так сбил передними копытами снежную преграду, что в разные стороны разлетелись комья снега. Грива коня взметнулась, зубы оскалены, а глаза «огнем горят». Конь и всадник, будто единое целое, желающее добиться победы.

Василий Суриков. "Взятие снежного городка" (фрагмент)
Василий Суриков. «Взятие снежного городка» (фрагмент)

Победителю обязательно преподнесут большой золотой блин с маслом. Но блин не только символ нарождающегося солнца, но и поминальная пища по усопшим, т.е. тризна.

Сурикову близки сибирские нравы и забавы праздничных гуляний. Приподнятая, радостная обстановка отражается в цветовой гамме, улыбках людей, празднично украшенной упряжки с бубенцами, ясном небе, свежести воздуха, вверх поднятых людьми березовых тростинках и во всеобщей забаве, веселье, сопровождающем игру. Люди заинтересованы и веселы, им нравится эта игра.

При взгляде на картину создается радостное позитивное ощущение. Люди, дополняя друг друга, создают общий портрет счастья от прихода Весны.

Окончание «Взятия снежного городка» и успех картины

В начале осени 1890 года Суриков переехал из Красноярска в Москву.

Законченный в Сибири «Снежный городок» он привез с собой, выставив его весной 1891 года на 19-й Передвижной выставке. Картина пропутешествовала с выставкой по всей России. В 1899 году полотно было куплено у художника за 10 000 рублей известным коллекционером и меценатом Владимиром фон Мекком.

За это полотно Василий Иванович Суриков получил серебряную медаль на Всемирной выставке в Париже в 1900 году.

В 1908 году несколько картин из коллекции фон Мекка, среди которых, помимо «Взятия снежного городка» Сурикова, были «Золотая осень. Слободка» Исаака Левитана, «Венеция» Михаила Врубеля, «Сибирь» Аполлинария Васнецова и «Радоница» Абрама Архипова, были приобретены для собрания Русского музея императора Александра III. Сегодня это Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге.

Масленица и язычество «Взятия снежного городка»

Попробуем уйти еще глубже в историю праздника Из всех древних славянских праздников Масленица — самый древний. В древности взятие снежного городка относилось к языческим поверьям в то, что на Масленицу весна побеждает зиму — весенние и летние боги врываются в снежную крепость зимних богов, разрушают её и приносят в мир тепло и жизнь.

Московская масленница

В воскресенье, во время проводов Масленицы, ее чучело сжигали с радостными криками и песнями, изгоняя тем самым Зиму или Смерть.

Задолго до принятия христианства на Руси у наших языческих предков уже существовал обычай — встречая весну в марте месяце, совершать изгнание Смерти или Зимы. По той же самой причине на Масленицу сжигается тряпичная баба — славяно-языческая богиня зимы и смерти Морана.

Душа русского народа всегда жаждет праздников и шумных гуляний. А такие крупные праздники как Масленица мы привыкли отмечать с размахом. Масленица, сохранила в себе все следы языческого карнавала, особый архаический дух поминального плача и веселого свадебного разгула. Как бы то ни было, но традиция на Масленицу устраивать символическую битву весны с зимой крепко вошла в комплекс масленичных гуляний, наравне с блинами, ледяным столбом и сжиганием бабы.

Каждый день масленичной недели имеет особое свое название: понедельник — встреча, вторник — заигрыш, среда — лакомка, четверг — разгул, перелом, пятница — тещины вечерки, суббота — золовкины посиделки, воскресенье — проводы, прощание, прощеный день.

масленница

Всю неделю праздновали весело, раздольно. Масленица, это катальные горы и качели, это сладкие яства и скоморошьи потехи, это кукольные балаганы, ряженые, кулачные бои. Ходили в гости на блины, катались по улицам на лошадях в разукрашенных санях.

Народная фантазия в выдумке развлечений, забав и каверз в этот веселый праздник неисчерпаема: в санный поезд впрягали вместо лошадей ватагу ряженых, на сани водружали столб с вертящимся колесом — символом возрождающегося солнца. На это колесо сажали мужика с калачами, искушенного в разного рода праздничных проделках и с огромным интересом смотрели, что этот мужик будет вытворять.

Часто вместо строительства снежной крепости устанавливался вертикальный столб, который также назывался «городком». На вершину столба привязывали бутылку вина, платок, жареного петуха или поросёнка, новые красные сапоги. Столб смазывался свиным жиром. Победитель должен был подняться до вершины столба, и снять приз. Гуляли ряженые, будоражили народ.

Сохранение национального во «Взятии снежного городка»

Уже во времена Сурикова многие традиции Масленицы стали исчезать. Суриков едва ли не первый художник, обратившийся к национальному, языческому, историческому духовному наследию.

«Взятие снежного городка» можно рассматривать как попытку привлечь внимание к проблеме исчезновения традиций старой Руси и попытку показать и сохранить красоту укоренившихся обрядов.

Не первый раз Василий Иванович показывает на своих полотнах уход старой Руси при молчаливом, безучастном наблюдении нового общества. Одна его часть с восторгом участвует и наблюдает, а другая равнодушно сидит в санях, воспринимая все, как праздничный театр. Европейская часть России уже не знала того размаха праздника, который был еще нормой в середине XIX века в Сибири.

Языческая символика смерти-рождения всегда присутствовала в разгульном характере Масленицы. Это была иная, ушедшая Россия, но Суриков воспел ее, чтобы противопоставить цивилизованной, смотрящей на обрядовую культуру, как на забавный фольклорный аттракцион.

Василий Суриков. "Взятие снежного городка" (фрагмент)
Василий Суриков. «Взятие снежного городка» (фрагмент)

Пройдет время и унесется в безвозвратное прошлое бешеный всадник на вороном, затихнет Масленица, навсегда разойдутся две культуры одного народа. Может быть всадник, взлетевший над крепостью, разрушитель снежного городка, слившийся со своим бешенным вороным, эта та часть русской души (культуры), которая покидает национальное поле, уходя в прошлое, оставив после себя иное поколение, рациональное, образованное, уходящее в цивилизованное будущее.

Вместе со стариной уходила и возможность иного пути, тайну которого уже не разгадать. Яростный всадник в беспамятстве пронесся через весь ХХ век, разрушая остатки материальной и духовной культуры своего народа. Новая Россия наконец-то догнала цивилизацию и соединилась с ней, не задумываясь об утраченном. Суриков оставил вечные вопросы кто мы, откуда и куда идем? Главную свою задачу художник выполнил. Память и размышление о том, кто мы.

Сегодня снова мы смотрим на знаменитое полотно, на игрище в котором отражен дух народа. Посмотрите на всадника, штурмующего крепость. Отвага, сила. Идет на прорыв не жалея себя, а сзади команда единомышленников на лошадях, если у него не получится, его место тут же займет другой смельчак и пойдет на прорыв. При такой отваге атакующих любая крепость будет взята.

Взгляните, сколько самоотверженности в защитниках. Вооруженные лишь снежками и прутьями, они на своих двоих стойко защищают свой городок-крепость от конных всадников. Бьются до последнего, и не каждый смельчак проскочит сквозь строй больно хлестающих прутьями. Напор и сила, против стойкости. С такими защитниками и атакующими ничего не страшно.

За побоищем внимательно наблюдают дети и подростки, они учатся на примере старших отваге, ловкости самопожертвованию. Каждый мальчишка в мечтах видит себя на вороном коне, мчащимся во главе всадников. Взрослое население тоже с удовольствием наблюдает за игрищами. Хорошая, удалая и сильная, смелая у нас молодежь. Крепкий тыл вырастили, такие не дадут Родину в обиду. После таких игрищ наступает духовное единение молодых и взрослых.

Можно воспринимать живопись по-разному. Один видит красивую картинку, другой просто проводит досуг, скучая глядя на полотна, третий видит сказку: мало ли что можно нарисовать! Хорошо, если картина дает повод для размышлений, философствования, задает вопросы.

Художники тоже бывают разные. Один пишет не стараясь и утверждает, что это стилизация под детский рисунок. У другого без подписи под картиной не понятно, что нарисовано и что он хотел сказать.  Суриков, который без натуры не писал ни санного полоза, ни страннического посоха, ни пищали, ни пороховницы, оставлял потомкам только документ. Вот почему все картины этого живописца – исторические документы.

Композиция и ракурсы «Взятия снежного городка». Кого писал Суриков на своих картинах?

В центре картины показан лихой взлёт скачущего на лошади всадника, который с ходу разрушает стену снежной крепости. Всадник и конь изображены в труднейшем ракурсе, они летят прямо на зрителя, окружённые взметнувшимися комьями снега.

Художнику было сложно реалистично изобразить движение лошади, в яростном порыве бросающейся вперёд всей грудью, прямо на зрителя. Василий Иванович никак не мог ухватить ракурс. Его брат Александр, вместе с приятелем пять раз делали городок на своём дворе и звали казака, который, настёгивая лошадь, летел на городок. Идеальный ракурс был найден.

Василий Суриков был человеком широкой души и очень любил своих близких. Часто рисовал их и постоянно включал в свои картины.

На полотне «Меншиков в Березове» прекрасная молодая женщина, та, что сидит у ног опального Меншикова, завернувшись в соболью шубку, жена художника Елизавета Августовна Шарэ.

Фотография жены Василия Сурикова
Фотография жены Василия Сурикова

Для «Снежного городка», как и всегда, позировали для картины близкие и знакомые Сурикову люди. В дорожных санях, на спинку которых накинут богатый ковер с букетами, спиной к зрителю, в горностаевой пелеринке сидит двоюродная племянница художника – Доможилова.

С ней рядом, в темной шубке, опустив руку в муфте на спинку саней и повернувшись в профиль, глядит на потеху Екатерина Александровна Рачковская — жена известного красноярского врача. Красноярская молодая красавица попадья (с нее был написан этюд «Сибирская красавица»). Сидящий на санях справа — брат Сурикова, Александр.

Все они, вместе с гениальными полотнами великого художника, навсегда вошли в историю русской культуры. Произведениями Василия Ивановича Сурикова может гордится Россия и ее народ!

Умер Василий Иванович Суриков 6 марта 1916 года от хронической ишемической болезни сердца и похоронен рядом с женой и дочерью в Москве, на Ваганьковском кладбище (участок № 21). Последними словами художника стали: «Я исчезаю».

Могила Суриковых на Ваганьковском кладбище
Могила Суриковых (художника, его супруги и дочери Елены) на Ваганьковском кладбище

Кроме бессмертных полотен Василий Суриков оставил еще одно достойное наследие. Его дочь Ольга Васильевна вышла замуж за художника Петра Кончаловского. Уже ее дочь, Наталья Кончаловская была писателем, среди её работ — биография деда «Дар бесценный».

Она вышла замуж за Сергея Михалкова, автора текста гимна СССР, а позже России. Все мы выросли с его стихотворным «Дядей Степой». Семья Михалковых до сих пор значительна в российской культуре.

Кинорежиссёр и актёр Никита Сергеевич Михалков, а также — его родной брат, тоже режиссёр — Андрон Михалков-Кончаловский. Также все многочисленные дети братьев Михалковых и их внуки и внучки, тоже являются потомками Василия Сурикова.

В каких музеях можно увидеть картины Сурикова?

Жители Красноярска и гости города могут посетить дом-музей художника, тот самый дом, где художник родился и куда ездил отдыхать и работать. У Дома-музея Сурикова открылся памятник гениальному живописцу.

Жители Петербурга и многочисленные туристы обязательно посещают Русский музей, коллекции которого уникальны. «Взятие снежного городка», «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы», «Степан Разин», «Посещение царицей женского монастыря» и многие менее известные работы Сурикова.

Жители Москвы и ее гости могут увидеть полотна Сурикова «Утро стрелецкой казни» и «Боярыня Морозова» в Третьяковской галерее, а также посетить могилу художника и его жены на Ваганьковском кладбище. Могила №21.

Памятник Сурикову в Москве был открыт 23 января 2003 года на Пречистенской улице в сквере, напротив Российской академии художеств, где когда-то великий художник постигал тайны изобразительного искусства.

Если рыбак ловит любую рыбу без разбора, он придет домой без улова. Если грибник собирает грибы вообще все, он ничего не найдет. Постарайтесь в музее не проявлять героизм, чтобы осмотреть рекордное количество картин, а, прочитав заранее всю возможную литературу, долго и тщательно насладитесь одним – двумя шедеврами, проведя перед ними все возможное время.

Удачных путешествий!

КД.

Памятник В. И. Сурикову в Красноярске на территории музея-усадьбы Сурикова (скульптор Юрий Злотя).
Памятник В. И. Сурикову в Красноярске на территории музея-усадьбы Сурикова
(скульптор Юрий Злотя)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь