Граненый стакан и пивная кружка. История изобретения  

348
граненый стакан

Историю страны интересно рассматривать через призму повседневных предметов быта. Легенды, легенды, легенды… Есть предметы в нашем обиходе, появление и исчезновение которых происходит вроде бы незаметно, но знаменует начало и конец определенной эпохи благосостояния. В России это появление в квартире человека среднего класса телевизора, холодильника, магнитофона. Затем появились плееры с наушниками, компьютеры и мобильные телефоны. Среди посуды такой вехой оказались граненый стакан и пивная кружка.

В народе изобретение граненого стакана молва приписывала архитектору Вере Мухиной. Потом оказалось, что изобретателей уже двое, добавился инженер, профессор геологии Николай Стоянов. В окончательном варианте выяснилось, что граненый стакан изобретали уже трое! Им оказался художник Казимир Малевич. Вот такая троица: скульптор, геолог и художник.

Число «ТРИ» оказалось магическим для граненого стакана. Именно на тройки разбились основные пользователи этого изобретения. Посуда оказалась суперпопулярной и востребованной. Во времена СССР на каждом шагу стояли автоматы газированной воды, с прочными гранеными стаканами для пользования. Очень часто эта граненая посуда волшебным образом перекочевывала на аллеи парков или просто к лавочке за кустами, где, терпеливо вися на сучке, поджидала очередную троицу.

Кроме «трио» гранеными стаканами повсеместно пользовались в столовых, на транспорте, в армии, дома и вообще где угодно. Квас же и пиво пили только из граненых кружек.

При более тщательной проработке вопроса граненый стакан оказался более древним изобретением человечества, чем считалось, а вот пивная кружка – действительно детище Веры Мухиной.

Диего Веласкес "Завтрак" 1617
Диего Веласкес «Завтрак» 1617

Появление граненного стакана

Классический граненый стакан Веры Мухиной датируется 1943 годом, возраст предшественников оказался гораздо старше. Конечно, динозавры не пили из граненых стаканов, но вот на картине испанского живописца Диего Веласкеса 1617 года под сочным названием «Завтрак» уже красуется дальний предок нашего граненного стракана.

Чуть позже, в конце XVIII века, Российский император Павел I разработал «Доктрину порядочной жизни» для наведения дисциплины в армии. Среди цепочки реформ устанавливался порядок выдачи спиртного солдатам. Суточная норма была равна ровно одному граненому стакану «хлебного вина». Традиция продержалась до 1908 года.

В советские времена граненый стакан солдаты прозвали «маленковским». Министр обороны Георгий Маленков продлил инициативу Павла I и издал указ, согласно которому всем военнослужащим полагалось как раз 200 миллилитров водки в обед. Спиртное разрешалось обменять на табак или сахар, опять же в объеме граненого стакана.

Петровское нововведение на флоте небьющегося стакана

Во времена Петра I на флоте наметилась небольшая проблема. При сильной качке и во время штормов билось большое количество достаточно дорогой стеклянной посуды, которая пришла на замену деревянной. Свободную нишу всегда пытаются быстро занять и использовать самые толковые предприниматели. Известный Владимирский стекловар Ефим Смолин продемонстрировал императору новинку – небьющийся стеклянный граненый стакан.

Памятник Петру Первому работы Шемякина. Петропавловская крепость в Санкт-Петербурге
Памятник Петру Первому работы Шемякина. Петропавловская крепость в Санкт-Петербурге

Тяжелое толстое дно не позволяло ему опрокидываться, а уж если и упал – грани не давали кататься по столу. Упав на пол с метровой высоты, стакан не должен был разбиваться о палубу.

Поклонник всего нового, Петр I сразу налил стакан до краев горячительным и, залпом выпив, шмякнул новинку об пол. Стакан разлетелся вдребезги, на Смолина было страшно смотреть. Императору понравились и посуда, и напиток. Петр крикнул: «Стакану быть!» и одобрил изобретение. За время правления Петра I было изготовлено почти 13 тысяч таких стаканов для флота. Удобные и прочные стаканы потихоньку перебрались на сушу.

Петровский пример бить посуду на счастье, прижился и перерос в традицию колотить стеклянную утварь в процессе застолья.

юрий мальцов гмии
Юрий Мальцов — один из главных донаторов, на средства которого был создан Пушкинский музей в Москве. Памятная доска о Юрии Мальцове украшает вход в музей

Семья стекловаров Мальцовых и ее роль в истории России

Востребованную новинку сразу подхватили и другие серьезные предприниматели. Лидерами в этой области считались купцы Мальцовы. Сегодня неспециалисту эта фамилия мало что скажет, а в имперской России заводчики Мальцовы были такой же известной и уважаемой династией, как Демидовы. Из рядов этой семьи вышло немало достойных представителей, которые сыграли заметную роль в истории России.

В 1828 году Иван Мальцов был назначен первым секретарем при русской миссии в Персии, которую возглавлял Александр Грибоедов. Он оказался единственным, кому удалось выжить во время погрома миссии персами.

Пушкинский музей Москвы ГМИИ
Пушкинский музей Москвы ГМИИ, построенный в большой мере на средства купца Юрия Мальцова

Юрий Мальцов в кругах богемы был известным меценатом. Он спонсировал строительство задуманного Иваном Цветаевым Музея изящных искусств (Пушкинского музея), построил для своих рабочих храм, расписывать который пригласил Виктора Васнецова. Сегодня в храме с росписями Васнецова Музей хрусталя в Гусе-Хрустальном Владимирской области.

Технология произведения прессованного стекла

Первый стекольный завод купец Аким Мальцов построил на реке Гусь в 1756 году. Мальцовы внимательно следили за новинками и в своем доме, и за рубежом, чутко реагировали на запросы рынка стеклянной посуды. Изготовление стаканов методом прессования изобрели в США в 1820 году, но внедрять новинку в американское производство стали намного позже. В Россию эта техника была завезена в 1914 году.

На Уршельском заводе под Гусь-Хрустальным была запущена печь-автомат для машинного производства граненых стаканов методом прессования. Технология была непростая, но позволяла обеспечивать особую прочность выпускаемой продукции.

Капля стекла подавалась в металлическую емкость, прессовалась там и без доработки отправлялась в отжиг при чрезвычайно высоких температурах 1400–1600 °С. Обжигали дважды. На первых порах в стекло добавляли свинец, который делал его еще более прочным и играющим на свету. Затем заготовку гранили по специальной технологии. Дешевый (3 копейки), прочный, удобный стакан моментально захватил рынок.

граненый стакан

Сколько граней у граненого стакана

Сегодня самый популярный вопрос. Сколько граней должно быть у настоящего граненого стакана? В музее гусевского Опытного стекольного завода есть образцы граненых стаканов с 8, 10, 12, 14, 16, 17, 18 и даже 20 гранями. Самые редкие с 17 гранями, советский экспериментальный выпуск. Изготовление стаканов с нечетным количеством граней более усложненное и трудоемкое, поэтому в СССР остановились на наиболее удобном — с 16 гранями.

Вместимость граненого стакана оставалась всегда неизменной: до стеклянного ободка — 200 мл, до краев — 250 мл.

Помимо картины Веласкеса «Завтрак» 1617 года, наш знаменитый стакан появлялся и в других произведениях искусства. Например, «Утренний натюрморт» Кузьмы Петрова-Водкина 1918 года. Здесь у стакана 12 граней.

Фото натюрморта

В 1905 году ювелир Карл Фаберже выставляет напоказ свое новое детище, натюрморт «Пролетарский завтрак». Сюжет именно для этого мастера просто фантастический. Вспомнить хотя бы пасхальные яйца необыкновенной красоты и изящества. Все, что делалось в его мастерской, всегда отличалось изысканностью, а тут «Пролетарский завтрак». Странная шутка Мастера.

карл фаберже. пролетарский завтрак
Карл Фаберже «Пролетарский завтрак». 1905 год

Интересно, но это произведение искусства изготовлено из дорогих материалов. Кирпич создан из яшмы, стакан с водкой – хрустальный! Желток из янтаря, окурок сигареты сделан соединением кварца и серебра, мухи также сделаны из серебра, как и обрывок газеты.

Эту работу Фаберже эксперты оценивают в сумму более миллиона долларов, причем стоимость постоянно растет.

Карл Фаберже. Пролетарский завтрак. Фрагмент
Карл Фаберже «Пролетарский завтрак». Фрагмент

Граненый стакан старого образца, как рабочая лошадь, доскакал в России до 1943 года без особых потрясений. Дело в том, что прямо перед войной в СССР закупили зарубежные промышленные посудомоечные машины для общепита. Срочно понадобилось изготовить посуду, которая по форме подходила бы к этим машинам, при этом была бы особо прочной и не билась.

Вера Мухина и ее роль в истории граненного стакана

Знаменитый скульптор Вера Игнатьевна Мухина в то время руководила ленинградской Мастерской художественного стекла. Творческий человек, она всегда подходила к работе «с огоньком».

Портрет Веры Мухиной работы Мхудожника Михаила Нестерова. 1940. Третьяковская галерея
Портрет Веры Мухиной работы художника Михаила Нестерова. 1940. Третьяковская галерея

Вера Мухина была  была творцом ренессансного масштаба, за что не бралась — все у нее получалось и везде были найдены новые творческие подходы. Автор монументальной, известной во всем мире скульптуры «Рабочий и колхозница», лауреат Сталинской премии, могла с энтузиазмом заниматься созданием декораций и костюмов для театра. Мухина рисовала этикетки и плакаты, создала из простых тканей коллекцию женской одежды, которую оценили в Париже.

На новом поприще Вера Игнатьевна работала с фарфором и стеклом.  Она пропагандировала новинку «Полостная скульптура», это когда скульптура создается внутри цельного бруса стекла.

Полостная скульптура. Современное искусство
Полостная скульптура. Современное искусство

Вере Игнатьевне была поставлена непростая задача, усилить и подогнать граненый стакан так, чтобы он смог выжить в заграничной технике.

Дальнейший ход по модернизации стакана породил множество легенд. Говорили, что граненый стакан придумал профессор геологии Николай Славянов. В его дневниках были найдены наброски стаканов с различным количеством граней.

Кстати, Мухина была знакома с идеями Славяна. Они немного соприкоснулись во времени. Загвоздка в том, что Славянов хотел сделать металлический, небьющийся стакан для геологов. О стекле речи вообще не шло, но часть идей по усилению конструкции могла быть почерпнута Мухиной. Документов на сей счет нет, все это гипотеза.

Молва упорно приписывала в соавторы к Мухиной Казимира Малевича, автора знаменитого «Черного квадрата». Мухина действительно была знакома. Два новатора от искусства неплохо общались, но к истории граненого стакана Малевич никаким боком не причастен.

Все эти версии не выдерживают простейшей критики. Николай Славянов умер в 1897 году, Малевич в 1935, а канонический граненый стакан увидел свет в 1943.

С 1941 по начало 1944 года Ленинград находился в окружении и блокаде гитлеровских войск, вряд ли скульптор продуктивно творила в таких нечеловеческих условиях. В то же время Вера Игнатьевна часто жила некомфортно. В юности во Франции на обучении, В СССР побывала в ссылке с мужем и везде находила время для творчества.

Можно сомневаться в участии Веры Мухиной в судьбе граненого стакана, это дело каждого, официальных документов нет, но факты упрямая вещь.

Пивная кружка ссср. Кадр из фильма Берегись автомобиля
Пивная кружка в комедии режиссера Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля». 1966 год

Пивная кружка авторства Веры Мухиной

Почти в одно время с новым стаканом изготавливается советская сверхпрочная пивная кружка, изобретенная Верой Мухиной. Это доказанный факт. Пивная кружка Веры Мухиной и канонический новый граненый стакан выглядят, как кровные близнецы.

Новая пивная кружка, сделанная по чертежам Мухиной, доказывает, что она действительно новаторски работала над созданием крепкой стеклянной посуды.

Новый граненый стакан стал удобней и крепче прежнего. Как всегда в СССР, под новинку была подведена идеологическая основа. Шестнадцать граней нового стакана символизировало количество союзных республик, входивших в состав СССР в 1943 году, а верхняя окантовка обозначала символическое объединение всех этих республик в составе Советского Союза в нерушимый тандем.

Граненый стакан
Граненый стакан в подстаканнике

Первый граненый стакан нового образца выпустили 11 сентября 1943 года на заводе в Гусь-Хрустальном Владимирской области.

Кстати, новые посудомоечные машины, ради которых он модернизировался, долго не продержались. Бой посуды в них продолжился, молодцом держались только обновленные стаканы.

Параллельно с работой над дизайном граненого стакана Вера Игнатьевна приступила к аналогичной работе с пивной кружкой для общепита.

Кратко об истории пивоварения и появлении специальных кружек

Первыми начали варить пиво шумеры в древней Месопотамии еще за несколько тысяч лет до нашей эры. Позже пиво появляется в Древнем Египте. Рецепт держали в секрете. В Европу пиво попало намного позже, спустя долгие тысячи лет. По красивой легенде, сын одного из фламандских королей Гамбринус женился на египетской богине плодородия Изиде, которая и научила его варить вкусное пиво.

Пивные кружки появились одновременно с самим пивом. Вначале простейшие, из дерева и кожи. С развитием цивилизации пришли новые материалы. В XVII веке пиво стали пить из оловянных кружек. Производство кружек из олова было наиболее простым и дешевым. Поначалу в олово добавляли свинец, но потом, выяснив ядовитую природу вещества, заменили его висмутом, медью и даже серебром.

Кружки стали готовить из керамики и фарфора, покрывая разноцветной глазурью и яркими рисунками. Позднее появились модели из чистого серебра для аристократической публики. В XX веке подавляющее большинство кружек для пива стали делать из стекла.

Германские традиции пивоварения

В каждой стране Европы была разработана своя кружка. Пивная кружка из Германии была металлической, чехи предпочитали керамические, французы — стеклянные, а жители Восточной Европы и России пили пиво из деревянных.

С развитием технического прогресса постепенно менялся внешний облик изделия.

«Правильная» пивная кружка должна была иметь крышку и сверху быть уже, чем внизу — так пиво медленнее «выдыхалось», да и гигиены было побольше. Распитие пива всегда был процесс длительный, в разнообразных точках распития пенного напитка на яркий запах скапливались насекомые: мухи, пчелы… Крышка служила надежной преградой и защитой так же и от них.

Постепенно пивная кружка перекочевала из разряда повседневной посуды в предмет поклонения и обожания. Кружка, ее стоимость, служила статусным знаком отличия ее хозяина. В Германии у студенческих организаций и цеховиков появилась традиция: они сами только для себя производили персональные пивные кружки. На каждую наносился рисунок, герб и тексты с пожеланиями.

Среди военных существует древняя легенда, будто бы генералы, победившие в бою, должны были выпить два сапога с пивом. С тех пор настоящий премиальный сапог преобразовался в стеклянный и вошел в историю в виде пивной кружки. После победы Германии над Францией в 1871 году, каждый солдат немецкой армии заказывал себе специальную памятную пивную кружку. Она служила сувениром-напоминанием о боевых подвигах хозяина, о старых товарищах и нелегкой службе. На таких кружках были написаны: название полка, сроки службы, имя солдата, памятные даты и фрагменты битв.

Гражданское население не отставало от военных. В середине XIX века на фабрике сыновей Эрнста Боне стали производиться фигурные пивные кружки. Кружки изготавливались в форме известных литературных персонажей, знаменитых исторических деятелей, интересных архитектурных сооружений и экзотических животных. Фарфор служил материалом, а использовали эти пивные кружки в основном как подарок.

Кузьма Петров-Водкин "Утренний натюрморт"
Кузьма Петров-Водкин «Утренний натюрморт»

В Мюнхене подавалось пиво в особых звучащих кружках, из недр которых вместе с пивом льётся баварская народная песня.

Англичане традиционно стойкие поклонники пива, поэтому пабы у них всегда переполнены посетителями, в них тесно, весело и очень шумно. Чтобы облегчить жизнь клиентам и поднять прибыли, владельцы придумали необычные кружки: ручка была выполнена в виде свистка, с помощью которого посетитель просил бармена принести очередную порцию пива.

Японцы любят показную роскошь, поэтому практикуют литьё пивных бокалов из чистого золота, под заказ. Самый дорогой из них весит около 900 грамм и по стоимости соответствует иномарке класса люкс.

Повсеместно появились заядлые коллекционеры и обширные коллекции всевозможных редких пивных кружек. Соревновались во всем. Бавария – мировая столица пива. Там даже объёмы кружек не стандартные пол-литровые, а целый литр, но их переплюнули. Рекордсменкой по своим параметрам является пивная кружка высотой 199 сантиметров и ёмкостью 2796 литра, изготовленная компанией «Селангор Пьютер» в Малайзии. Впервые она была представлена восхищенной публике 30 ноября 1985 года.

Пивоварение и специальная посуда в России

В России посуда для пива существовала издревле. Она использовалась в корчмах для раздачи напитка. Какой-то особой марки кружки не было, да и объем у всех был разный.

Стандартизацию отдельной меры в России первой стала Советская власть. Уже в 1918 году вышел декрет о внедрении метрической системы мер и весов. В СССР утверждались три стандарта для пивных кружек: 1 литр, 0.5 литра и 0.25 литра. В 1931 году вступил в действие общесоюзный стандарт ОСТ 3550. Был создан эталонный чертеж пивной кружки с определенными размерами, на котором линиями обозначено, где должны быть 0.5 литра, а где четверть.

Кружка была массивная, из прессованного стекла, родная сестра граненому стакану. Количество граней не было регламентировано. Кружка, объемом 0.5 литра и высотой 13.3 сантиметра, весила 700 граммов, а с напитком — более килограмма. Очень весомое изделие.

При внедрении импортных посудомоечных машин выяснилась та же картина, что и с граненым стаканом. Нужна была доработка и подгонка. Вера Мухина взялась за разработку модели для общепита. В результате была создана специальная модель пивной кружки «Барная». Именно эта кружка была издана самым массовым тиражом и употреблялась повсеместно.

Название «Пивная кружка» не совсем верное. Рожденные в СССР помнят, как в городах на каждом шагу стояли передвижные бочки с квасом. В жаркое время приятно выпить маленькую кружку холодного напитка (0.25 литра) и взять домой трехлитровый бидончик кваса. Квас разливали в те же стандартные пивные кружки.

Жаль, что в прошлое ушли автоматы с холодной газированной водой за смешную цену в 1 копейку без сиропа и за 3 копейки с сиропом. Да и квас из бочки стал очень редок и достаточно дорог, а в пластиковых бутылках он имеет совсем другой вкуса и вовсе не дешев.

Вроде бы хорошее начинание – борьба с алкоголизмом во времена Никиты Хрущева привело к запрету торговать водкой на розлив. В тот период исчезли из продажи удобные для единоличного употребления «мерзавчики» (125 мл) и «чекушки» (200-250 мл). Закрылись небольшие, но очень удобные «Рюмочные», где можно было в чистоте за столом выпить стограммовую рюмку водки, закусив бутербродом с селедкой и пойти далее по своим делам.

Пол-литровая бутылка водки в два стакана не помещалась, а на три делилась идеально. В стакан до стеклянного ободка входит ровно 167 граммов водки, что составляет ровно треть пол-литровой бутылки. Очень удобно делить, простая арифметика, три до ободка. Да и обделить трудно. Повсеместно стали «соображать» вместо ста граммов на человека, почти вдвое больше — 167. Выпивали, где придется: на детских площадках (там лавочки), в подъездах (оставляли мусор), но в основном в скверах. Фраза «сообразим на троих» появилась благодаря граненому стакану в «хрущевские» времена.

Непродуманность превратила хорошее дело в его противоположность.

Приключения Шурика
Фрагмент комедии режиссера Леонида Гайдай «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика». 1967 год

В 1972 году в Гусь-Хрустальском Уршеле поставили купленный у французов автомат, который делал стаканы по 290 граммов. Их вообще никто не брал, было непонятно, сколько в такой стакан нужно налить и сколько можно недолить. Пришлось переделывать автомат на привычный народу стандарт, 200 — 250 граммов.

Повседневность специальной посуды и народные поговорки

Нужно сказать, что граненый стакан в России любят и пользуются повсеместно, особенно раньше, в СССР. Более других пришлась по вкусу модель Мухиной, с круглым ободком прозванная «губастый». На предыдущих, старых моделях стакан имел огранку до самых краев, пить было неудобно, неплотное прилегание приводило к проливу жидкости во время питья. На мухинской модели стакан венчает широкая, ровная, плоская полоска, которая мягко ложилась на губы. Поэтому «губастый».

Это не единственное слово в нашем лексиконе, связанное с граненым стаканом. Всем известны традиции поднимать стакан «за здравие» или «за упокой», бить «на счастье», искать истину на «дне стакана». Сравнение неудавшейся жизни с «разбитым стаканом». Когда возникает сложная, запутанная ситуация, то в ней «без стакана не разберешься», а когда разберешься, то дело наконец то «устаканилось». Мы произносим эти слова машинально, не вдумываясь, настолько они вошли в обиход нашей жизни.

Ушли в прошлое автоматы с газированной водой, общепитовские столовые и мелкие буфеты, для обслуживания которых были необходимы миллионы граненых стаканов. Канули в лету «загоны» для плохого, разбавленного пива с огромными очередями страждущих. Квас в бочках почти исчез и стал дорог, поэтому стали не нужны мухинские пивные поллитровые кружки и маленькие для кваса.

Зато появилось много недорогой красивой посуды, доступной каждому жителю. В магазинах невообразимое множество любого пива, хоть на разлив, хоть в бутылках. Его пьют дома из красивых бокалов самого различного дизайна. Заводы уже не выпускают «шестнадцатигранники» массовыми партиями и тем не менее, граненые стаканы и рюмки в малых количествах есть почти у каждой хозяйки. В основном ими отмеряют жидкое и сыпучее. Быстро и удобно, насыпал, например, сто граммов соли в рюмку и отправил по назначению. Нужно куда-то 200 грамм молока, налил в стакан по ободок и отправил в рецепт.

Праздники и памятники граненого стакана

Уже наши современники знают и помнят граненое ретро, а в Гусь-Хрустальном даже устраивают праздники в его честь. Увековечен граненый стакан и в памятниках.

Первый в мире памятник граненому стакану был открыт в Алма-Ате на улице Щепеткова, где расположился уютный трактир «Медведь». Автор скульптуры Александр Редреев шуточно переиначил «Рабочего и колхозницу»: два медведя стоят на задних лапах и держат граненый стакан на вытянутых вверх руках.

В Екатеринбурге есть памятник проводнице, которая несет чай в граненых стаканах установленных в подстаканниках из нержавейки времен Хрущевской оттепели.

памятник граненному стакану в Екатеринбурге
Памятник граненному стакану в Екатеринбурге

Для кого-то стакан стал поводом публику развлечь и самому прославиться. Неизвестные математики, в свободное от решения сложнейших теорем время, подсчитали. Если взять 476 граненых стаканов и поставить один на другой, то высота этой стеклянной колонны будет равна высоте скульптуры «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной. Поистине титанический труд.

В 2003 году в Петербурге был установлен своеобразный рекорд. В театре «Балтийский дом» построили пирамиду из двух тысяч граненых стаканов высотой полтора метра. Это достижение вошло в Книгу рекордов Петербурга.

Екатеринбург не ударил в грязь лицом. Пирамиду такой же высоты выстроили уже из двух с половиной тысяч стаканов.

Достижения уральцев и питерцев не давало спать конкурентам из Удмуртии. В 2005 году в Ижевске в День города была сооружена пирамида из граненых стаканов с рекордной высотой в 245 сантиметров. На «строительство» ушли рекордные 2024 стакана. Так решил прославиться один из местных ликеро-водочных заводов.

Фейки в интернете бывают на самые разнообразные темы, но само существование фейка подчеркивает актуальность темы.

Недавно появилась заметка-шутка. В Замоскворечье, на улице Балчуг, между гостиницей «Балчуг Кемпински» и Большим Москворецким мостом открыт памятник граненому стакану работы Церетели. Место выбрано не случайно, здесь еще царем Иваном Грозным бы поставлен первый в Москве кабак для опричников!

Высота Царь-стакана по замыслу равна высоте гостиницы. Так что вид на Кремль с верхних этажей гостиницы будет через стакан. Ранее это место было несправедливо обделено вниманием. На том берегу Москвы-реки и Царь-Пушка, и Царь-колокол. Зато теперь на замоскворецком берегу – Царь-Стакан!

Заметка — шутка логично выводила Царь-стакан созданным из прочного стекла по проекту скульптора Зураба Церетели. Действительно, кто же ещё может создать такого гиганта? Вес скульптуры более 18 тонн. Водоотведения из стакана не предусмотрено, поэтому при сильных осадках он будет наполняться, а затем солнышко будет его постепенно «выпивать». Веселая шутка — не помешает для хотя бы небольшого снижения напряжения в обществе.

Берегите старенькие стаканы, неожиданно могут пригодится.

Заводы, выпускающие граненые стаканы в СССР

Вернемся немного в советскую историю. После Великой Отечественной войны граненые стаканы начали штамповать на стекольных заводах СССР по 5-6 сотен миллионов в год, из расчета по паре штук на человека.

Граненые стаканы были в каждой квартире, в столовых, в воинских частях, тюрьмах, больницах, школах, детсадах. Они сопровождали советских людей в поездах, поджидали в уличных автоматах по продаже газировки. Все это изобилие выпускали в основном три завода. Ниже, вкратце, расскажем о них.

Стекольный завод имени Артема (город Артемовск, Донецкая область)

Немецкий промышленник Фарке построил этот завод в 1878 году. В 1924 году назван в честь большевика Артема (Сергеева). До 1928 году завод выпускал только бутылочное стекло, в 1928 году перестроен и переориентирован на выпуск хозяйственной посуды и простых изделий для сервировки стола.

Производство цветного стекла налажено с 1958 года.

В 70-90-е годы ХХ-го века на заводе работали уникальные мастера-стеклодувы. Здесь находится музей стекла, начиная с первой продукции – пивных бутылок с надписями и кружек начала ХХ века – и заканчивая цветным стеклом, которое не раз демонстрировалось на выставках.

Уршельский стекольный завод имени 10-й годовщины Октября (УШЗ)

Находится завод в посёлке Уршельский в Гусь-Хрустальном районе Владимирской области России. Завод основан в 1858 году Иваном Сергеевичем Мальцовым.

Первоначально производство называлось Уршельская хрустальная фабрика. В 1914 году на заводе была запущена печь-автомат по производству граненых стаканов машинного производства.

Фабрика была национализирована в 1917 году. 1918-20 производство не функционировало. В 1926 году на его базе началось строительство механизированного завода по производству бутылок.

Семидесятые и восьмидесятые годы начинается расцвет производства, выпущено большое количество пивных кружек. Наиболее известная – «Барная» или по-другому «Общепит». Сегодня завод увы закрыт и не работает.

Памятник Акиму Мальцову в городе Гусь-Хрустальный
Памятник Акиму Мальцову в городе Гусь-Хрустальный

Гусевской хрустальный завод имени Акима Мальцова

Завод расположен в городе Гусь-Хрустальный Владимирской области. Старейшее в стране предприятие по массовому выпуску всего ассортимента посуды и уникальных высокохудожественных изделий ручной работы.

Завод основан в 1756 году Акимом Васильевичем Мальцовым. Предприятие было ориентировано на выпуск бесцветного и цветного стекла, а также хрусталя. Завод знаменит. Неоднократно отмечен высшими наградами всероссийских и международных выставок. Во времена СССР почти все хрустальные изделия завода шли на экспорт из страны. Знаком престижа того времени считалось обилие хрустальных изделий в доме. Хрусталь собирали и им гордились.

В советское время завод был значительно расширен и переоборудован. До войны именовался «Завод имени Бухарина». С начала 1960-х годов были внедрены прогрессивные процессы непрерывной варки в ванных печах хрусталя и цветного стекла, окрашенных редкоземельными элементами. На заводе был взращён уникальный штат специалистов. Работы лучших художников отмечены международными наградами и премиями. Предприятие заслуженно награждено орденом Октябрьской Революции.

19 января 2012 года завод прекратил существование. Однако он возобновил работу в декабре 2013 года под названием «Гусевской хрустальный завод имени Акима Мальцова». Возрожденный завод сосредоточился на изготовлении авторского хрусталя ручной работы по индивидуальным заказам.

Музей хрусталя в Гусь Хрустальном в начале ХХ века
Музей хрусталя в Гусь Хрустальном в начале ХХ века — Собор святого Георгия

 

Путешествие в Гусь-Хрустальный Владимирской области

В окончании статьи посоветуем совершить путешествие в город Гусь-Хрустальный Владимирской области. Старинный интересный город. Особо рекомендуем осмотреть Собор святого Георгия, построенный по проекту Леонтия Бенуа в 1904 году. Архитектор Бенуа построил половину интерьеров Зимнего дворца и Петергофа. Он был невероятно дорогим и престижным архитектором.

По совету Леонтия Бенуа к созданию художественных образов собора был привлечен великий Виктор Васнецов. В соборе экспонируется два уникальных образа больших размеров. Вы удивитесь красоте работ Васнецова. Тем более, в отличие от «Трех богатырей», интерьеры собора в Гусь-Хрустальном вы не видели прежде. Встреча с каждой работой трудолюбивого Виктора Васнецова — это праздник!

Музей Мальцовых в городе Гусь-Хрустальный Владимирской области
Музей Мальцовых в городе Гусь-Хрустальный Владимирской области

В соборе экспозиция музея хрусталя. Удивительным образом сливаются неповторимая красота стекла внизу и работы Васнецова над ними. Отдельно стоит рассматривать фантазийное стекло, а в дополнении собор и работы Васнецова.

Внутри собора светлое пространство разделено колоннами из черного горного лабродорита. Этот камень можно найти в отделке метрополитена Москвы и Санкт-Петербурга. Собор был изначально возведен с электрическим освещением 12 хрустальных люстр. Великолепные люстры бесследно исчезли после революции 1917 года.

Уцелевшая люстра храма- музея в городе Гусь-Хрустальный
Уцелевшая люстра храма- музея в городе Гусь-Хрустальный

По счастливой случайности на Гусевском хрустальном заводе (где были изготовлены люстры) сохранилась 13-ая, которая считалась образцом и дошла до наших дней. Сегодня именно она и висит в соборе. Кстати, вес каждой хрустальной люстры составлял 350 кг.

Пол собора выложен знаменитой метлахской плиткой из Германии. Подобную плитку можно обнаружить в особняках столетней давности класса люкс. Доходные дома Санкт-Петербурга и Москвы сохранили метлахскую плитку в пространствах коридоров и прихожих.

Музей хрусталя в Гусь-Хрустальный с колоннами лабродарита
Музей хрусталя в Гусь-Хрустальный с колоннами лабродарита

Для росписи собора великий живописей Виктор Михайлович Васнецов выполнил 5 работ, из которых 2 «Страшный суд» и «О тебе радуется, Благодатная!» сегодня представлены внутри собора — музея. Оставшиеся три крупные по размерам работы (полотна размерами 3х5 метров): «Евхрастия», «Сошествие во ад», «Распятие»  хранятся в Санкт-Петербурге, в Государственном музее истории религии.

Над «Страшным судом» Васнецов работал на протяжении 8 лет: с 1896 по 1904 годы. Для работы ему был отведен отдельный зал в Историческом музее Москвы. По масштабу полотно можно сравнить со знаменитым Страшным судом Микеланджело. Всмотритесь в работу, она состоит из многофигурных композиций. Разглядывать можно часами.   

"Страшный суд" Виктора Васнецова в храме-музее Гуся-Хрустального
«Страшный суд» Виктора Васнецова в храме-музее Гуся-Хрустального

На картине «Страшный суд» изображено судилище над всеми людьми (живыми и мертвыми) в конце света. В центре картины мы видим маленькую полуобнаженную фигуру человека, стоящего в деревянном гробу. Это символ души человека предстает перед судом и молящейся о своих грехах. 

Чуть выше его — мы изображен ангел хранителя этого человека. В правой руке он держит свиток его добрых дел за семью печатями, в левой же руке — весы, на которых  и будет происходить оценка добра и зла. Справа Васнецов изобразил Сатану, на чаше весов которого свиток с грехами этого человека.

Вторая работа Васнецова в соборе — мозаика «О тебе радуется, Благодатная!» Эта работа сделана по эскизам Васнецова, а выполнил ее самый талантливый мастер-мозаичист Владимир Александрович Фролов. Помните, он работал над мозаиками для московского метрополитена в блокадном Ленинграде и умер от голода, не прерывая работы. Знаменитые мозаики станций Новокузнецкая, Маяковская, Автозаводская — его работы.

Мозаика Богоматери Оранта в храме-музее города Гусь-Хрустальный
Мозаика Богоматери Оранта в храме-музее города Гусь-Хрустальный

Фролов дружил и часто работал с Леонтием Бенуа и Виктором Васнецовым. Множество работ Фролова вы видели неоднократно, просто не догадываетесь об этом. Великие мозаики церкви Спаса на Крови в Санкт-Петербурге так же работа его мастерской.

Вернемся в Гусь-Хрустальный. В центре композиции изображена богоматерь Оранта (образ моления Бога, когда Богоматерь вздевает руки вверх). Богоматерь молится за род человеческий в окружении ангелов и святых. Мозаике повезло после 1917 года. Поленившись сбивать мозаику «реставраторы» послереволюционного периода замазали ее побелкой.

Повествование о красотах храма, где располагается музей хрусталя может быть бесконечным, желаем читателю посмотреть на это уникальное место лично. Про музей хрусталя и мозаичиста Владимира Фролова будет отдельная статья.

Спасибо всем, кто дочитал статью до конца! Хороших вам путешествий!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь