ДомойПутешествияИсторические путешествия«Три богатыря» или "Богатыри" Виктора Васнецова

«Три богатыря» или «Богатыри» Виктора Васнецова

Очень странно, но большинство моих знакомых знают это полотно, как картину Виктора Васнецова «Три Богатыря». Да, я сам всегда ее так называл, хотя авторское название картины «Богатыри». При входе в зал творчества Виктора Васнецова в Третьяковской галерее, именно эта картина моментально приковывает взгляд, покоряет и впечатляет сразу. Огромные, сильные, зоркие, умелые воины на могучих конях, всегда готовы к бою за родную землю. Такие не струсят, не сбегут и не продадут. За спиной такого дозора можно жить спокойно.

Знакомая с детства картина

Многие путают название другой горячо любимой всеми картины. Почти каждый знает шедевр Шишкина «Три медведя»: и взрослые, и маленькие дети. Гораздо меньше людей знают ее, как «Утро в сосновом лесу», и уж совсем немногие знают, что медведей на полотне рисовал не Шишкин!

Не многие художественные полотна пользуются такой народной любовью. Во времена раннего СССР очень модно было украшать точки общепита крупными копиями известных картин. Огромные, чтобы во всю стену. Почти везде висели либо «Богатыри», либо «Мишки».

gobelen try bogatyrya
Типичное украшение советских домов — гобелен «Три богатыря»

Вернемся к полотну Васнецова. Богатырей на картине всего трое, но за их спинами чувствуется огромная, мощная родная страна. Самой надежной опорой для могучих воинов служит бесчисленное народное войско, готовое по первому зову в любую минуту встать с ними плечом к плечу против любого врага.

bubnov_utro_na_kulikovom_pole
«Утро на Куликовом поле» художник Александр Бубнов

По-разному мощное, огромной художественной силы полотно «Богатыри» воспринимается людьми. Лично я его вижу, как соединение в единый кулак отваги и доблести с одной стороны, мудрости и опыта с другой, юношеского задора и бесшабашности с третьей. Все это вместе — непробиваемый щит от любого врага.

В основном именно так все и воспринимают картину, но есть и совсем необычные восприятия. Высказывалась версия, что это своеобразная воинская троица: отец, сын и святой дух. Виктор Васнецов — сын священника и с детства воспитывался на православных канонах, возможно, именно по этой причине он писал свой шедевр так долго, как икону, а ее не пишут за день или неделю.

Версия, конечно, весьма спорная, но и она имеет право на жизнь, если картина навевает человеку именно такие образы.

Виктор Васнецов около картины «Богатыри». Москва. 1897. Фотография
Виктор Васнецов около картины «Богатыри». Москва. 1897. Фотография

Начало. Первая задумка в Абрамцево

Известный предприниматель, строитель железных дорог и меценат искусств Савва Иванович Мамонтов, был очень хлебосольным человеком для художников и скульпторов. На его даче в подмосковном Абрамцево каждое лето собиралась очень интересная компания для лучших деятелей искусств конца XIX века. Для каждого у радушных хозяев находилось достойное жилище и стол. Особенно любили Абрамцево художники, здесь, на природе, они черпали вдохновение для своих новых картин.

Елизавета Григорьевна Мамонтова и Виктор Михайлович Васнецов в Абрамцеве. 1890-е гг.
Елизавета Мамонтова (супруга Саввы Мамонтова, владельца Абрамцево) и Виктор Михайлович Васнецов в Абрамцеве. 1890-е гг.

Семья Васнецовых в полном составе каждое лето проводила в усадьбе или окрестностях Абрамцево.

Именно здесь, прогуливаясь по живописным берегам извилистой речки Воря, Виктор Васнецов залюбовался тремя старинными дубами на высоком косогоре. Художник с детства увлекался изучением истории древней Руси, устными и письменными вехами ее культуры. Старинные былины, сказки, сказания гусляров, всегда вызывали его глубокий интерес. Эти массивные дубы вдруг вызвали ассоциацию с могучими богатырями, так появилась идея, которую художник разрабатывал позже более 20 лет, а для начала сделал карандашный набросок на бумаге.

Васнецов во Франции. 1876 год

Весной 1876 года сразу три российских художника были направлены Академией художеств на стажировку во Францию. Это: Илья Репин, Виктор Васнецов и Василий Поленов. Мировой центр художественной жизни к тому времени окончательно переместился из Италии во Францию. Вовсю бушует импрессионизм. К счастью, новомодные течения безусловно оказали на них небольшое влияние, но не захватили наших героев совсем, полностью.

Репин пишет «Садко», много вопросов, друзья сели обсуждать. Подводное царство, красота…

sadko_ilya_repin
«Садко» Илья Репин

Во время дискуссии Василий Поленов показал друзьям и коллегам письмо от их учителя, мудрого Павла Петровича Чистякова.

«В картине не цвет воды задаёт тон, а веяние впечатления от былины задать должно тон воде и всему; вода тут ни при чём. Цвет и густота воды бывают разные, а былина такая — одна».

Письмо Чистякова о российских былинах сильно подействовало на юного Васнецова. Разыгралось воображение: могучие богатыри на волшебных конях, просторы родной страны…

Вспомнился карандашный набросок из Абрамцево. Картина стояла перед глазами. Увлеченный работой, очень быстро написал эскиз картины маслом, от души преподнес его другу Василию в подарок. Реакция Поленова ошеломила Виктора, тот подарок не принял.

Объяснил. Примет эскиз в подарок только тогда, когда будет полностью готова настоящая, серьезная картина, написанная по этому эскизу. Такая постановка вопроса немного остудила сиюминутный пыл и настроила Виктора Васнецова на серьезную, кропотливую работу.

Рождение образа

Абрамцевский набросок карандашом был сделан в 1871 году, в 1876 году в Париже написан подарочный эскиз маслом, и лишь в конце апреля 1898 года работа, наконец, была закончена и заняла почетное место в Третьяковке.

С чистым сердцем Виктор вручил другу давний эскиз «Богатырей» с двумя датами «76» и «1898 10 марта». Таков оказался неблизкий путь подарочного эскиза к новому владельцу, он и сейчас хранится в доме-музее Василия Поленова. Музей расположен в живописном месте на высоком берегу реки Оки в бывшей усадьбе Борок, в Заокском районе Тульской области. Очень интересна сама история семьи Поленовых и их музея. В 1892 году этот музей стал первым в России художественным музеем в деревне, доступным самому широкому кругу посетителей. Сами окрестности вокруг настолько красивы, что так и просятся на картину. Любители однодневных путешествий на автомобиле останутся довольны поездкой в эти края.

Three_bogatyrs_by_Vasnetsov_-_sketch_(1876,_Polenovo)
Первый эскиз маслом картины «Богатыри» 1976 год. Дом-музей В. Д. Поленова

Мы немножко отвлеклись от «Богатырей» и забежали вперед.

Начиная работу над капитальным, основным полотном, Васнецов так изложил видение будущей картины в письме учителю и другу Павлу Петровичу Чистякову.

«Богатыри: Добрыня, Илья и Алешка Попович на богатырском выезде — примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого?».

К делу Виктор подошел очень серьезно. Изначально накопил багаж: кропотливо изучал сказания, легенды, сказки о богатырях. Анализировал, рисовал этюды для будущей картины, подбирал натурщиков. Долгие десять лет шла эта незаметная вроде бы, но очень важная и нужная работа.

«Богатыри» стали для Васнецова наваждением, философским трудом всей жизни. Двадцать семь лет, больше четверти века прошло от карандашного эскиза до последнего мазка кисти.

Если бы не Павел Михайлович Третьяков, эта цифра была бы еще больше. Он давно хотел приобрести «Богатырей» для своей галереи, но Васнецов все время дописывал, добавлял, что-то изменял, и так бесконечно. В очередной раз заглянув к Васнецовым в гости, Павел Михайлович, полюбовавшись картиной, в долгой беседе все-таки убедил Васнецова, что картина готова.

В своей частной картинной галерее под работы Виктора Михайловича Третьяков выделил целый зал на втором этаже. «Богатыри» на шикарном месте, в самом центре, они до сих пор висят в том месте, которое для них определил Третьяков. К сожалению, приобретение этого шедевра в июне 1898 года стало одним из последних для Павла Михайловича.

ilya_muromec_bogatyry_vasnecov
Илья Муромец на картине «Богатыри» Васнецова

Илья Муромец

В центре дозора Илья Муромец. В правой руке — тяжелая булава, символизирует силу и власть, на левой — крепкий щит, в руке — боевое копье. Профессиональный воин, очень сильный, спокойный, бывалый, весь излучает богатырскую мощь. Вся его жизнь связана с войной. При этом одет просто, но защищен очень хорошо, ничего лишнего: кольчуга, шлем, булава, копье и щит. Илья – крестьянский сын.

Воин настороже, зорко смотрит вдаль из-под ладони. Враг хитер и опасен, но незамеченным не проскользнет. Илья здесь старший: и по возрасту, и по жизненному опыту, и по оценке ситуации.

Илья самый мощный и крупный из богатырей, под стать ему и богатырский конь. Именно таким и должен быть верный спутник богатыря в битвах. Мощный, могучий вороной круто выгнул шею, глядя в сторону налитым кровью глазом. По первому знаку хозяина он готов ринуться на врага и топтать его тяжелыми копытами с пеной у рта, закусив удила. Загудит, задрожит земля под их могучей поступью.

dobrynia_nikitich_bogatyry_vasnecov
Добрыня Никитич на картине «Богатыри» Васнецова

Добрыня Никитич

Рядом рвется в бой верный соратник — Добрыня Никитич. Он — правая рука Ильи Муромца. Из богатого рода. На картине уже не молод, хотя в былинах он одного возраста с Алешей Поповичем. Храбр до безрассудства, но рассудителен, дипломатичен и всегда готов к любой битве.

Любит покрасоваться. Щит из очень дорогого красного металла с золотой инкрустацией. На груди сияет большая золотая цепь и массивный золотой крест. Добрыня происходит из княжеского рода. Богатырский меч вложен в золотые ножны, украшенные драгоценными камнями. Щегольские сапоги в позолоченных стременах. Сбруя богатырского коня под стать хозяину, богато украшена.

kon_dobrynia_nikitich_bogatyry_vasnecov
Конь Добрыни Никитича на картине «Богатыри» Васнецова

При внешней аристократичности, это могучий воин, первый в битве. Как повествует былина, при первом знакомстве, победил Илью Муромца в рукопашном бою. Взгляд суровый и хмурый, рука уже наполовину выхватила меч, хотя врага еще не видно. Очень решителен и упорен. Большой золотой крест на его груди не случаен. Воин, послуживший прообразом Добрыни Никитича, был известен на Руси, как яростный сторонник христианства, огнем и мечом продвигавший его среди язычников.

Под стать бойцу и богатырский конь, красивый, с фасоном. Чистокровно белой масти, очень дорогой по стоимости, редкий на Руси — арабский скакун, вероятно трофей, добытый в боях со степняками. Очень быстрый, яростный, с налитыми кровью горящими глазами, ноздри раздуты, он уже чует врага. При этом очень красив: светло-русая грива напоминает волосы девушки, тонконогий, он просто танцует под всадником в предвкушении битвы. Настоящий княжеский конь, малейший посыл и он стремительно рванется вперед, унося хозяина в самую гущу боя.

alesha_popovich_bogatyry_vasnecov
Алеша Попович на картине «Богатыри» Васнецова

Алеша Попович

По другую сторону от Ильи Муромца расположился самый молодой из богатырей – Алеша Попович. Сын священнослужителя, согласно легенде, рос не по дням, а по часам. Авантюрный склад характера, удаль и избыток юношеской энергии унесли его далеко от родного дома.

Он не так могуч, как товарищи по дозору, но удалой независимый характер, природная хитрость и смекалка, вместе с полной бесшабашностью и бесстрашием, делали Алешу очень опасным для врагов. Его прототип имел у князя должность «храбр», что ставило парня в один ряд с самыми лучшими и умелыми отборными воинами.

Во всех былинах Алеша показан очень веселым, компанейским парнем. Не случайно у него с собой кроме оружия приторочены к седлу гусли. Остроумный, колкий на язык, любитель женского пола, хорошо играл на гуслях и пел, поэтому, безусловно, пользовался у женщин большим успехом. Любитель бравады. Он мог быть коварным и совсем не добрым, но никогда не давал в обиду себя и близких. В схватке всегда был в самой гуще, в самой отчаянной рубке.

Воин, в отличие от старших товарищей, расслаблен, конь пощипывает травку, богатырь о чем-то с удовольствием вспоминает…

andrey mamontov_try bogatirya
С Андрея Мамонтова (сына мецената Саввы Мамонтова) писал образ Алеши Поповича Виктор Васнецов

Писал Алешу Васнецов с юного сына Саввы Мамонтова. К сожалению, Андрей Мамонтов рано умер, художник писал его лицо уже по памяти.

Конь соответствует хозяину: низкорослый, но крепкий, вольнолюбивый рыжий степной скакун, игривый и смекалистый, как и сам Алеша Попович.

Идиллия в любую секунду может сменится бешенной скачкой в самую гущу боя. Алеша может позволить себе немного расслабится, командир здесь Илья Муромец — самый рассудительный, мудрый и опытный.

При внешней расслабленности, богатырь уже предчувствует скорый бой: ноги вставлены в стремена, быстрая боевая стрела уже вставлена в тугой лук. Сигнал – и все понесутся вперед.

В этом дозоре все сбалансировано, каждый воин дополняет соратников: сын священника Алеша Попович – смекалкой и хитростью, княжеский сын Добрыня Никитич – бесстрашием и мужеством, крестьянский сын Илья Муромец – физической и духовной силой, а главное — опытом. Вместе они непобедимы.

Философия картины

Виктор Васнецов очень любил «Богатырей» и поэтому написал их в необычном ракурсе: зритель смотрит на бойцов как-бы снизу, богатыри на пьедестале, над зрителем. За их спинами видны могилы с надгробьями. Это бывшие богатыри: некоторые погибли в битвах, некоторые постарели и умерли в почете и уважении. Надгробия свидетельствуют, что о них помнят и чтут их память.

Впереди расположились молодые деревца. Пока они просто поросль, но пройдет совсем немного времени, они подрастут, окрепнут, возмужают и станут могучими елями.

Философия Васнецова проста и понятна: поколения сменяют друг друга, места павших тут же занимают самые достойные из молодежи. Цепь защитников родины бесконечна! Между прошлым и будущим действующие богатыри, над ними в небе парит крупная птица – символ свободы.

Само небо, темное и пасмурное, навевает тревогу. Грозовые тучи надвигаются быстро и уже закрыли солнце. Резкий, холодный ветер несет беду и порывами развевает гривы богатырских коней.

Добрыня уже рванулся вперед, вынимая из ножен грозный меч, но Илья перегородил ему путь копьем. Рано! Нужно хорошо осмотреться, чтобы не попасть в засаду!

dobrynia_nikitich_bogatyry_vasnecov
Фрагмент картины «Богатыри» Васнецова

Богатыри на Руси

Богатырский дозор картина собирательная. Прототипы персонажей жили в разное время, в одном месте этот отряд мог собраться только благодаря воображению художника. Если взять за основу возраст Ильи Муромца на полотне, то Добрыня Никитич уже должен был бы быть глубоким старцем, а Алеша Попович совсем юным мальчишкой. Вместе их собрал гений Виктора Васнецова.

Тема богатырей всегда волновала Виктора Михайловича, ей посвящено немало его картин. Вспомните его шедевр «Витязь на распутье».

ВИТЯЗЬ НА РАСПУТЬЕ Виктор Васнецов
«Витязь на распутье» Виктор Васнецов

Одинокий воин выбирает судьбу

Русь того времени не была сильным единым государством, в основном состояла из множества мелких независимых княжеств, полностью раздробленная. Семьи были многочисленными. Князь-отец раздавал выросшим сыновьям небольшие городки во владение, где каждый собирал свою боевую дружину.

Владений всегда не хватало, поэтому шли отбирать у соседей, которые зачастую были единокровными братьями. Бились жестоко, насмерть…

Повсюду возникали временные союзы. Два, три князя объединялись для набега и громили своего ослабевшего братца, потом так же громили их самих. Каждый сам за себя, поэтому и богатыри во главе их небольших дружин были одиночками, где на всех набрать умелых воинов.

Сказания и легенды всегда отражают срез именно своего времени. Россия в основном была страна аграрная. Расчищали площадки от леса, выжигали пни, распахивали и сажали крестьянские культуры. Работа тяжелая. Естественно, появилось сказание о Микуле Селяниновиче, огромном богатыре-пахаре, который мог в одиночку расчистить и запахать необъятные земли.

bogatyry

Немного в глубины истории и преданий

В языческое времена и богатыри, и легенды о них, были другими. Мир охранял огромный богатырь Святогор: «выше леса стоячего, ниже облака ходячего». Когда Святогор объезжает владения, Мать — Сыра Земля потрясается, леса колышутся и реки выливаются из берегов.

Грозным главой пантеона тогдашних славян был Род, все и вся подчинялось ему. Разумеется, Святогор — его могучий сын, матерью была сама «Мать – сыра земля». Серьезная семейка. У Святогора есть могучий брат, бог-кузнец, повелитель огня — Сварог. Был у Святогора и хороший друг — Микула Селянинович, в свободное от ратных дел время они общались. Это Микула открыл ему тайну силы Земли.

По миросозерцанию в то время вселенная была поделена на две части: Мир Нави и Мир Яви. Святогор был специально рожден, чтобы защитить Светлый мир от Мира Тьмы. Проход между мирами был у подножия столпа, на котором держалось небо, по другим версиям это был не столп, а Мировое древо, расположенное в Святых горах.

Святогор круглосуточно сохранял Землю от темных чудищ из Нави, таково было его основное предназначение. К сожалению, На Руси богатырь никогда не был, хотя, наверное, мечтал побывать, ведь он постоянно находился на боевом посту в Святых горах. Силы, которые ему противостояли, были не менее могучи, чем он сам. Здесь, в горах, сплелись в тугой клубок все главные божественные нити переплетения сил.

Вий – «темное», слепое существо из параллельного, неземного мира создал в противовес Святогору сразу трех своих богатырей: братья Горынычи – Горыня, Дубыня и Усыня. Они должны были сторожить портал с другой стороны, чтобы души умерших не могли сбежать через выход из Нави. Кругом царили волшебство и мистика. Таким, вкратце, был мир легендарных богатырей того времени.

sviatogor
Всесильный Святогор самый древний и могучий русский богатырь

Всесильный Святогор — самый древний и могучий русский богатырь.

Изменение ситуации. Изменения у богатырей. Русь тем временем не стояла на месте и постепенно стала объединяться в единое государство, расширилась и окрепла. Оборона большой страны потребовала и возникновения единого, коллективного войска, время богатырей-одиночек уходило.

Изменились и легенды

Вечный одинокий скиталец Святогор встречает в Святых горах бывалого воина Илью Муромца. Илья совсем не великан, уже не молод, умудрен опытом в ратном деле, крепок телом — богатырь новой формации. Такой силы, как у Святогора у него нет.

Святогор огромен, надменно позволяет трижды ударить себя со всей силы, с усмешкой сравнивает удары, с укусами комарика. Позер. Сила его непомерна, но реального применения в миру она не находит, ни одного подвига этот богатырь не совершил. Высшие силы, которые дали жизнь Святогору, решили забрать его обратно. Опять включается магия.

Объезжая Северную гору, богатыри находят огромный гроб с надписью на крышке: «Кому суждено в гробу лежать, тот в него и ляжет». Первым в него улегся и примерился Илья, слишком велик, а вот Святогору он пришелся как раз впору. «Ли же ты Илья да мой меньший брат! Ты покрой-ка крышечку дубовую, полежу-ка я в гробу, полюбуюся». 

Неожиданно крышка захлопывается. Все попытки вырваться из гроба за счет силы тщетны. «Ты разбей-ка крышечку саблей вострою». Взял Илья в руки саблю и стал отчаянно рубить дубовую крышку. Куда ударит Илья, там вмиг становятся обручи железные и оплетают гроб.

Понял Святогор, что с колдовством ему справится не удастся, конец близок, решил в память о себе передать Илье огромную силу богатырскую, да меч непобедимый. Дело нехитрое, для этого Муромцу нужно только наклониться к гробу и Святогор с дыханием передаст ему великую силу.

Говорит тогда Илья да таковы слова: «У меня головушка есть с проседью, мне твоей-то силушки не надобно, мне своей-то силушки достаточно. Если силушки у меня да прибавится, меня не будет носить да мать сыра земля».

Богатыри посовещались и вместе находят мудрое решение: Святогор передает Илье только половину своей силы, да еще непобедимый меч богатырский. Так трагично закончил свой путь самый древний и самый сильный славянский богатырь!

Вроде все просто, но в этой легенде произошла смена мировоззрения, смена видения предназначения богатырей. Ушел со сцены Святогор, яркий представитель старого богатырства: огромный, грозный, пугающий, страшный. В то же время очень одинокий, далекий от мира людей, не знающий когда и куда ему применить свою непомерную силу.

На смену старым сказочным витязям пришли другие богатыри, может быть, не такие огромные, но всегда готовые в меру духовных и физических сил служить людям, Русской земле, защищать Родину и ее людей от несправедливости и опасности. Готовность к очистке родной земли от всякой нечисти резко отличает богатырей новой формации от сказочных силачей прошлого.

bogatir

Монах Александр Пересвет и Куликовская битва

В мире все постоянно находится в движении, вражеское войско тоже не стояло на месте. Оно росло, становилось все более многочисленным и оснащалось современным новым оружием. Против них в одиночку было никак не выстоять. Русь не сразу, постепенно, через поражения и неудачи, тоже научилась собирать объединенное крупное войско. Оборона, как и нападение, стали коллективными. А что же богатыри?

Для них всегда в любом войске отводилось почетное место. Постепенно возникла традиция: прямо перед битвой, когда рать стояла против рати, вперед выходили самые сильные и могучие, на смертельный поединок.

Русь сражалась с огромной, мощной ордой степняков. Князь Дмитрий Иванович Донской готовился дать им бой на поле Куликовом. За моральной поддержкой и благословением князь отправился в монастырь к Сергию Радонежскому (сейчас – Троице-Сергиева Лавра). Тот благословил князя на бой и дал ему в помощь двух братьев монахов-богатырей, хорошо знающих военное дело: Александра Пересвета и Андрея Ослябя.

От вражеского войска вперед вышел любимец Мамая — богатырь Челубей. Опытный воин-поединщик, он обладал огромной силой и никогда не проигрывал в схватках. Со стороны Русского войска против него вышел инок-богатырь Александр Пересвет. Бились на копьях со щитами.

В тесте древнерусской повести «Задонщина» сказано: «И ударились крепко копьями, едва земля не проломилась под ними, и свалились оба с коней на землю и скончались».

При всей внешней простоте, поединок представлял из себя сложную схему, полную уловок. Челубей, профессионально бившийся на конных поединках, придумал ход, дававший большое преимущество. Его копье было значительно длиннее обычного. Сближаясь с ним, противник получал сильнейший удар, еще даже не подступившись, не имея никакой возможности вступить в бой. Если он оставался в живых, но был выбит из седла, Челубей без промаха кидал копье.

bitva chelubeya i peresveta
Битва Пересвета и Челубея

В прошлом опытный воин, Пересвет сразу заметил, что его копье намного короче, чем у Челубея. Чтобы самому атаковать, нужно было приблизится к врагу во время его же удара. Монах сделал рискованный, очень опасный, но единственно возможный ход. Вопреки всякой логике снял с себя броню и все доспехи, остался лишь в легкой тряпичной накидке с изображением креста. Копье Челубея не должно было ударить в доспехи и выбить его из седла, а должно было при ударе войти в мягкое тело, пронзить его насквозь и позволить приблизится к врагу вплотную, а затем атаковать. Все получилось по задуманному, Челубей был убит и выбит из седла.

Сам Пересвет, смертельно раненый, в седле усидел и доехал до строя русских войск. Верный конь вынес к русскому войску героя, но уже мертвого, оставшегося в седле победителем.

Русский воин отважен, силен духом, и не боится смерти, не страшится самого сильного врага, готов без раздумий отдать жизнь за Родину, в этом его главная сила!

Места погибших богатырей сразу занимали новые, благо на Руси недостатка в богатырях никогда не было. Народ всегда чтит память и любит наиболее известных из них.

Большое путешествие «Богатырей» Виктора Васнецова

Свой первый дозор «Богатыри» провели, более двадцати лет охраняя семью Виктора Васнецова. «Богатыри» — это для нас была… не картина, а что-то необходимое в жизни — постоянная обстановка жизни, как стены, потолки, обед, чай…» — вспоминал сын живописца Алексей.

naturshik-v-kolchuge_abramczevo
Музей-усадьба Абрамцево «Натурщик в кольчуге» Виктор Васнецов

Совсем не карманного формата: полотно три на четыре с половиной метра, можно сказать было членом семьи Васнецовых. Если живописец с семьей ехал из Москвы в Киев, где расписывал Владимирский собор – «Богатыри» отправлялись с ними. Потом обратно. Если не было заказов, на все лето выезжали на «дачу», в имение Саввы Мамонтова в Абрамцево. Там тоже беда, где разместить «Богатырей». Одно дело разместить семью, а где взять такую большую и объемную мастерскую для работы.

фотография Абрамцевского художественного кружка
Фотография Абрамцевского художественного кружка с детьми. 1890-ые гг. Виктора Васнецов -третий слева.

Нашелся изобретательный Мамонтов. Он приказал расширить и оборудовать под мастерскую художника большой сарай в поле, недалеко от так называемого «Яшкиного дома». Получилось то, что надо, просторно и никому не мешает. Вдохновленный Васнецов пропадал там целыми днями. Сюда в поле приводили породистых коней из конюшен Саввы Мамонтова и писал с них эскизы. Образы богатырей, собранные с разных натурщиков, тоже рождались здесь. Более пятнадцати этюдов маслом написаны за время работы над картиной. «Портрет витязя в кольчуге», «Абрамцево», «Лошади» и многие другие.

По мере сил все старались помочь Васнецову. Например: работники создающегося тогда Исторического музея всегда шли навстречу художнику и разрешали брать на время домой нужные ему для эскизов старинные воинские доспехи не только из экспозиции, но и разыскивать, искать в запасниках музея.

На нашу с Вами радость, Виктор Васнецов в силу неугомонного характера был очень продуктивным художником, закончив одно полотно, сразу брался за другое, он фонтанировал идеями, рисовал и рисовал…

Однако «Богатыри» стояли особняком. Труд всей жизни! Долгих 27 лет никак не мог их закончить. Вновь продумывал, дополнял, что-то убирал, что-то додумывал, дорисовывал.

Картина, как он сам говорил, стала «долгом, обязательством перед народом, который меня вырастил, воспитал, вооружил умением». «Я работал над «Богатырями», может быть, не всегда с должной напряженностью, но они всегда неотступно были передо мною, к ним всегда влеклось сердце и тянулась рука!» — признавал живописец.

Скорее всего он работал бы над ними еще дольше, если бы не Павел Третьяков. Несомненный авторитет мира живописи и искусств, он убедил Васнецова закончить работу и выставить «Богатырей» на суд зрителей.

viktor_vasnecov i bogatyry
Портрет Виктора Васнецова и картина «Богатыри»

С тех пор они поражают людей своим величием. На картине изображена «вся сила и мощь русского народа <…> сила торжествующая, спокойная и важная». Так восторженно писал о них Владимир Стасов.

Богатыри, словно могучие исполины, закрывают собой государство он недругов, тревожно и в то же время спокойно на душе при виде такой силы и мощи. Богатыри разного сословия и возраста, из разных эпох, стоят плечом к плечу. Стена…

Спи спокойно родная страна, на защите Богатыри! При этом поле — не конкретное место на карте, а вся Русь. Если наша статья проникла в ваше сердце, и Вы захотите сами посмотреть «Богатырей» в Третьяковской галерее, чтобы составить свое личное впечатление от ее восприятия, будем очень рады. Приятного просмотра!

КС

viktor_vasnecov i bogatyry
«Богатыри» в зале Третьяковской галереи.
Фото: strana.ru
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Продолжайте исследовать...

Санкт-Петербург победил в World Travel Awards

На европейской церемонии награждения World Travel Awards  город Санкт-Петербург завоевал звание лучшего направления для Европейского туризма в 2016 году. Данная победа уже второй год...

8 картин Рафаэля Санти в ГМИИ

13 сентября в ГМИИ Пушкина на Волхонке открывается выставка-блокбастер "Рафаэль. Поэзия образа". Выставка-событие представит зрителям 13 произведений мастера Высокого Возрождения - 8 работ маслом...

Статьи по теме

Владимир и окрестности: что посмотреть в древней столице

Привет, путешественники! Если вы открыли эту статью, значит, как и я,  вы неравнодушны к...

Мертвый город Сарай-Бату: исторические секреты Астраханской области

Вы когда-нибудь слышали о Сарай-Бату? Нет? Ну, это, пожалуй, одно из самых удивительных мест...

Топ-достопримечательности Волгограда: Идеальный маршрут на 2 дня

Здравствуйте, друзья путешественники! Собираетесь на выходные в Волгоград, но боитесь, что времени на обзор...

Лучшие фестивали военной реконструкции: путеводитель по историческим событиям

В последние годы интерес к историческому моделированию значительно вырос, привлекая тысячи энтузиастов и зрителей...

Что посмотреть в Калининграде: гид по самым живописным местам

Что посмотреть в Калининграде. Этот город, исторически известный как Кёнигсберг, некогда столица Восточной Пруссии,...

Знаменитые военные панорамы России: обзор и фото

Военные панорамы России — это не просто музейные экспозиции, это мощные исторические памятники, позволяющие...

Десять сокровищ Дагестана: Живописные места региона

Открывая 'Десять сокровищ Дагестана', мы погружаемся в мир, где каждый уголок скрывает свою историю...

Исторические и культурные маршруты на автодоме по России

Путешествие на автодоме по России – это уникальная возможность исследовать богатые исторические и культурные...
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x