Творчество Врубеля яркое и актуальное в XXI веке. Работы Врубеля сочетали в себе яркую декоративность формы с драматичным, трагичным содержанием, визуальную роскошь — с мрачными, тревожными настроениями. В статье расскажем о драматичной личной жизни художника, скульптора Михаила Врубеля. Подробнее об интересных фактах из жизни Врубеля здесь — ссылка.
Михаил Врубель (1856, Омск — 1910, Санкт-Петербург).
![Фотография. Врубель во время работы 1898 год](https://wanderings.online/wp-content/uploads/2021/09/vrubel_1900_god.jpg)
Киев и первая большая любовь в жизни Врубеля
По рекомендации своего учителя Павла Чистякова историк искусства Адриан Прахов пригласил Врубеля в Киев для работы над реставрацией Кирилловской церкви XII века. Предложение было лестным и сулило хороший заработок. Вместе с Врубелем на роспись стен собора были приглашены лучшие художники: Виктор Васнецов, Михаил Нестеров, и другие. Врубель приехал в Киев расписывать древнерусский собор. Он не знал, что проведет здесь шесть лет, откроет для себя удивительный мир византийского искусства и влюбится в жену своего работодателя.
![Михаил Врубель. Портрет Эмилии Праховой. Эскиз к росписи Владимирского собора в Киеве](https://wanderings.online/wp-content/uploads/2021/09/vrubel_prahova_1884_-eskiz.jpg)
По части любовных отношений Врубель к киевскому периоду имел изрядный и в основном трагический опыт. Первая большая любовь приключилась с Михаилом Александровичем в 1884-м. Ему было 27. Часто бывая в доме своего работодателя Прахова, Врубель был очарован хозяйкой — Эмилией. Он оказывает знаки внимания замужней даме, матери троих детей, надеясь на взаимность.
Эмилия Прахова
Эмилия была талантливой пианисткой, ученицей Ференца Листа! Она содержала в Киеве литературный салон. Как честный человек 28-летний Врубель предупредил профессора Прахова, что непременно женится на его супруге Эмилии. Прахов пожимал плечами. Это был не первый и не последний раз, когда ради таланта Врубеля, окружающие мирились с эксцентричностью его натуры. Первое время ухаживания Врубеля даже забавляли чету Праховых, но вскоре наскучили обоим. В итоге Врубель был командирован в Италию — изучать византийское искусство.
![Михаил Врубель. Портрет Эмилии Праховой в иконе Богоматерь с младенцем. Владимирский собор в Киеве](https://wanderings.online/wp-content/uploads/2021/09/mikhail-vrubel-icon_emilia_prahova_vladimirskiy_sobor.png)
Едва вернувшись, он делает Эмилии предложение. Врубель был влюблен не на шутку. Он написал с Эмилии Праховой икону «Богоматерь с младенцем». Он возвел вокруг нее настоящий романтический культ. Будучи отвергнутым, он сильно переживал. Много позднее, однажды, он пошел купаться со своим приятелем, художником Константинов Коровиным.
По его воспоминаниям, он, заметив у Врубеля на груди множество больших белых шрамов, спросил, откуда они. «Не знаю, поймете ли вы». — Ответил Врубель. — «Я любил женщину, она меня — нет. Вернее, даже любила, но многое мешало ее пониманию меня. Я страдал в невозможности объяснить ей это мешающее. Я страдал, но, когда резал себя, страдания уменьшались».
Михаил Врубель и оперная дива Надежда Забела
Выпускница Киевского института благородных девиц и Петербургской консерватории, Надежда Забела дебютировала в качестве оперной певицы в 1893 году. Ее карьера сразу задалась и критики отмечали «хрустальную прозрачность тембра» и «прелестное мецца воче в высоком регистре». Ей рукоплескали в главных столицах Российской империи: Киеве, Москве и Петербурге. Римский-Корсаков, услышав пение Забелы, вскоре начал писать музыку специально «под нее»!
![Надежда Забела-Врубель в образе Морской Царевны опера «Садко», 1900 г.](https://wanderings.online/wp-content/uploads/2021/09/nadezhda-zabela-vrubel-v-obraze-morskoj-czarevny-opera-sadko-1900-g..png)
Врубель всегда был очень музыкален и увлечён оперой. Рассказывают, что он настолько был очарован голосом певицы, что сделал ей предложение едва ли не в первые дни знакомства. В тот момент Михаилу Врубелю исполнилось 40 лет, Надежде Забела – 28.
Знакомство
«На одной из репетиций — вспоминала много лет спустя Забела, — я во время перерыва (помню, стояла за кулисой) была поражена и даже несколько шокирована тем, что какой-то господин подбежал ко мне и, целуя мою руку, воскликнул: «Прелестный голос!» Стоявшая здесь певица Любатович поспешила мне представить: „Наш художник Михаил Александрович Врубель“, — и в сторону мне сказала: „Человек очень экспансивный, но вполне порядочный“. Так чувствителен к звуку голоса Врубель был всегда. Он тогда еле мог разглядеть меня — на сцене было темно, но звук голоса ему понравился». Так состоялось их знакомство.
![Жена Михаила Врубеля. забела](https://wanderings.online/wp-content/uploads/2021/09/original.jpeg)
Когда художник сделал предложение певице Надежде Забеле, она его совсем не знала. Общие знакомые рассказывали ей, что Михаил Александрович крепко выпивает. Что зарабатывает он эпизодически, а тратит широко и безоглядно, и потому живет практически впроголодь. Говорили правду, что он, мягко говоря, с причудами. Немного поразмыслив, Надежда Ивановна ответила «да». Вскоре Надежда Забела уехала выступать в Швейцарию. Врубель, быстро закончив текущие дела, отправился след за невестой. Венчание проходило в Крестовоздвиженском соборе Женевы. От вокзала к собору Врубель шел, вернее, почти бежал — пешком: денег на извозчика по обыкновению не было.
![Забела Врубель и картина Михаила Врубеля "Царевна -Лебедь"](https://wanderings.online/wp-content/uploads/2021/09/vrubel_zabela.jpg)
Так, в 1896 году Врубель женится на известной оперной певице Надежде Забеле. Сейчас это звучит необычно, но долгое время в театральных кругах Врубеля называли просто «мужем артистки Забелы». Лишь со временем слава мужа превысила славу жены. Надежда стала главной любовью Михаила Врубеля. Она взяла двойную фамилию после свадьбы.
Семья в гармонии музыки
Художник принимал самое близкое участие в работе жены. Все костюмы для её ролей придумывал сам.
«Мне пришлось петь Морскую Царевну около 90 раз, и мой муж всегда присутствовал на спектаклях. Я даже как-то спросила его: «Неужели тебе не надоело?» –»Нет, –отвечал он, – я могу без конца слушать оркестр, в особенности море. Я каждый раз нахожу в нем новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона»», – вспоминала Надежда Забела-Врубель.
![Надежда Забела-Врубель. Фотография](https://wanderings.online/wp-content/uploads/2021/09/7_1920x0_a08.jpg)
Михаил Врубель и Надежда Забела прожили вместе пять счастливых лет. Брак этот изменил их обоих. Катерина Ге вспоминала, что сестра ее «сделалась как-то по-особенному моложава и интересна — от атмосферы влюбленности, которой ее окружал этот Врубель». Музыкальные критики стали находить в ее голосе новые, более теплые и мягкие оттенки.
Что касается Врубеля, он обрел музу, а вместе с ней — большую уверенность в своих силах. Он стал спокойнее. Впервые за долгие годы он казался близким счастливым.
Зная за мужем привычку сорить деньгами, Надежда Ивановна — разумно и трезво — распоряжалась бюджетом. Однако бытовые аспекты не слишком заботили Врубелей. Это был союз творческих людей, скрепленный как романтическим чувством, но и обоюдным уважением к таланту другого.
![Врубель. Портрет сына. 1902. Русский музей](https://wanderings.online/wp-content/uploads/2021/09/portret-syna-1902.jpg)
Сын Савва
Чета Врубелей будет неоднократно бывать в Абрамцеве. Надежда Забела-Врубель будет играть и петь в мамонтовских спектаклях. Своего новорожденного сына Врубели назовут Саввой — в честь Мамонтова.
В 1901 году с рождением сына закончилась идиллия в семье Врубелей. Савва родился с расщепленным небом — в народе такой недуг называют «заячей губой». Этот факт произвел на Врубеля тягостное впечатление, он видел в, казалось бы, пустяковом дефекте внешности ребенка дурной знак.
Для ухода за маленьким сыном Забела-Врубель временно оставила сцену, и отцу семьи пришлось обеспечивать семью самостоятельно. Он не привык к такой ответственности. Он работал по 14 часов в сутки (против привычных четырех). К желаемым результатам он не приближался. Основная работа Врубеля в это время была над «Демоном поверженным». Практически готовую картину он переделывал снова и снова. Перфекционизм превращался в одержимость и исступление. В 1902-м Врубеля впервые госпитализировали с диагнозом «острое психическое расстройство». Еще через год внезапно заболел и умер Савва. Нестабильной психике Врубеля был нанесен страшный удар.
![Михаил Врубель и его жена Надежда Забела](https://wanderings.online/wp-content/uploads/2021/09/vrubel_i_zhena.jpg)
Безумие и смерть Михаила Врубеля
Врубель прожил относительно недолгую жизнь – всего 54 года. Уже в первые годы наступившего XX века состояние его здоровья стало резко ухудшаться. Причиной затяжной душевной болезни, которая и свела его в могилу, стал прогрессирующий сифилис, которым художник заболел ещё во время своей поездки в Европу.
Нестабильность организма привела к ужасным головным болям, нервным срывам, бессоннице. Последовали годы художник проводил в специальных клиниках. Летом 1904 года выздоровевший Врубель переселился в Петербург, так как жена его получила там ангажемент в Мариинском театре.
![Михаил Врубель. "Ангел с душой Тамары". Иллюстрации к поэме "Демон" М.Ю. Лермонтова](https://wanderings.online/wp-content/uploads/2021/09/mihail-vrubel.-angel-s-dushoj-tamary-i-demon.-1890–1891-gg..jpg)
Прижизненная популярность
Психическое состояние Врубеля привлекло к нему внимание прессы. Практически одновременно с этим начинает меняться отношение к его творчеству в обществе. Наступает расцвет эпохи Русского модерна. Главное художественное объединение России того времени «Мир искусства» Сергея Дягилева, ранее настороженно относившееся к творчеству художника, признает Врубеля «своим». В 1905 году Врубеля «за известность на художественном поприще» избирают академиком Академии художеств.
![Михаил Врубель. Жемчужина. 1904](https://wanderings.online/wp-content/uploads/2021/09/zhemchuzhina_1904.jpg)
Однако в том же году к художнику возвращаются симптомы психоза. Он вновь начинает лечение в клиниках, но положительного эффекта лечение не дает. В последние годы художник практически слепнет, его преследуют галлюцинации. Он постоянно повторяет близким, что устал жить. В апреле 1910 года, по-видимому, намеренно простудившись и заработав воспаление легких, Михаил Врубель умирает.
Надежда Забела-Врубель пережила мужа всего на 3 года. Она умерла в 1913 в возрасте 45 лет при несколько туманных обстоятельствах, после окончания спектакля. Некоторые биографы утверждают, что это было самоубийство.