Картины «Крещение Христа» кисти венецианского гения Тинторетто и «Воскресение Христа» кисти Веронезе встретились в стенах Пушкинского музея в Москве на выставке «Венеция Ренессанса. Тициан, Тинторетто, Веронезе». Оба полотна были написаны 500 лет назад, между 1570-ми и 1580-ми годами. Веронезе и Тинторетто были признанными в Венеции мастерами живописи, на момент написания картин им было более 50 лет. Зрелые мастера творили шедевры. Судьба развела венецианские полотна, «Крещение Христа» Тинторетто до сих пор находится в стенах церкви, для которой была написана. Полотно Веронезе, побывав в в знаменитой английской коллекции первого премьер-министра Британии Роберта Уолпола, была приобретена Екатериной II для создаваемого ею Эрмитажа. Каковы же два полотна, написанные на темы из жизни Иисуса Христа? Какими историями и тайнами они окутаны?
Крещение Христа
Автор: Тинторетто
Время создания: Около 1580 года
Размеры: 283! х 162 см
Место постоянного нахождения: Церковь Сан Сильвестро в Венеции (район Сан Поло)
Картина «Крещение Христа» кисти Тинторетто оставляет яркое впечатление. Она была написана для церкви, в которой находится по сей день (исключая выставку в Пушкинском музее). Церковь Сан Сильвестро расположена в самой центральной части Венеции, около моста Риальто. Храм неоднократно перестраивали и алтарная композиция Тинторетто, хотя и оставалась внутри церкви, была перенесена из алтаря на боковую стену.
В момент перестройки храма в 1840 году, в соответствии с изменениями в архитектуре церкви, холст Тинторетто увеличивали в размере. Так в композиции «Крещения Христа» появилась фигура Бога Отца. В 1940 году данную фигуру с полотна удалили во время реставрации.
Очередная реставрация картины, проведенная в 2003-2004 годах вернула картине первоначальное сияние красок, а так же позволила оценить ее как одну из лучших алтарных работ мастера.
Датировка картины относится ко времени работы художника над росписью зала Скуолы Гранде ди Сан Рокко (здание братства, оказывающего помощь больным). Обращаясь к созданию картины необходимо отметить, что исследователи сообщают, что Тинторетто работал за «нищенские» гонорары, которые покрывали лишь затраты на холсты и масло. Не смотря на данный факт, Тинторетто был признанным мастером и оставил после себя богатое живописное наследие высочайшего качества.
Традиционно в венецианской живописи тема Крещения Христа раскрывалась на фоне яркой зелени и вод Иордана, Тинторетто пошел в своей работе иным путем: он пишет на контрасте фигуру Христа на фоте залитого божественным золотым светом пейзажа. Оригинальность художественного решения картины проявляется так же в том, что действие происходит на закате, тяжелые тучи раздвинуты, и из сумерек выделена лишь фигура Христа. Примечательно, что фигура Иоанна Крестителя представлена на картине значительно выше Иисуса. Художник концентрирует внимание зрителя на почти мистичных контрастах светотени, подобно противопоставлению добра злу.
Воскресение Христа
Автор: Веронезе
Время создания: Около середины 1570-х годов
Размеры: 97 х 140 см
Место постоянного экспонирования: Москва, ГМИИ им А.С. Пушкина (Пушкинский музей)
История картины
Из достоверно известной истории картина Веронезе происходит из собрания первого премьер-министра Великобритании (XVIII века) Роберта Уолпола. Свою блестящую коллекцию премьер-министр собрал в том числе на огромные деньги, полученные в связи с его участием в позорной истории первой финансовой пирамиды, известной современникам как «Компания Южных морей» (в нашей стране тоже самое произошло под названием «МММ» спустя 300 лет). Премьер-министр не был прямым организатором финансовой пирамиды, но не противился данному явлению и заработал на нем лично огромное состояние, которое вложил в картины Рембрандта, Рубенса, Ван Дейка, Веласкеса, Веронезе, итальянских и французских великих мастеров кисти.
Справка: Роберт Уолпол (1676 -1745) — британский политический лидер (фактически руководил парламентов на протяжении двух десятилетий 1720-х и 1730-х), Рыцарь ордена Подвязки, Рыцарь компаньон ордена Бани. В коллекционировании живописи старых мастеров отдавал предпочтения произведениям большого формата.
Внук Роберта Уолпола продал в 1779 году всю коллекцию российской императрице Екатерине II для только что основанного ей Эрмитажа. Продажа коллекции Уолпола до сих пор считается крупнейшей культурной потерей Великобритании. Так «Воскресение Христа» Веронезе после покупки в коллекцию Эрмитажа стала принадлежать собраниям российских императоров. Она долго находилась в апартаментах Марии Павловны, во второй же половине XIX века была передана в Гатчинский дворец. Картина попала в Пушкинский музей (Москва) в 1927 году.
Традиционно считается, что «Воскресение Христа» была парной картиной к работе «Сошествие Святого Духа на Апостолов» кисти Бенфатто дель Фризо, хранящаяся в Эрмитаже.
Картина «Воскресение Христа» Паоло Веронезе относится к яркому примеру картины религиозного характера, созданной не для храма, а для дома (или виллы). Имя заказчика данной работы сокрыто временной завесой, но возможно будет открыто.
В тексте Библии говорится, что Христос на третий день после распятия восстал из мертвых, более никаких подробностей, потому художник волен интерпретировать сюжет по-своему. Веронезе расположил фигуру Христа парящей над гробом Господним. Внизу композиции спят римские воины, поставленные охранять гробницу. Некоторые из них проснулись и пытаются заслониться от света, исходящего от Иисуса. Некоторые из них бегут от гробницы.
Фигура Христа и ракурсы фигур убегающих воинов придают динамику полотну. Общий колорит картины несет в себе освобожденный духовный свет, столь свойственный кисти Паоло Веронезе, в отличие от напряженности работ Тинторетто.
Веронезе писал на сюжет Воскресения 4 известные нам картины:
- «Воскресение Христа» из собрания Пушкинского музея (Москва, Россия), который представлен на выставке «Венеция Ренессанса. Тициан, Тинторетто, Веронезе»
- «Воскресение Христа» из церкви Сан Франческо делла Винья (Венеция, Италия)
- «Воскресение Христа» из Дрезденской картинной галереи старых мастеров (Дрезден, Германия)
- «Воскресение Христа» из Палаццо Питти (Флоренция, Италия)
Все картины (кроме находящейся в московской коллекции Пушкинского музея) имеют вертикальный формат. Некоторые фигуры и их расположения повторяются, например, воины и изображенная парящей фигура Христа. В картине Пушкинского музея царит общий подъем духовной энергии в стремлении ввысь и исходящем от Иисуса свете.
На сайте https://wanderings.online/ можно прочитать иные статьи о картинах и самой выставке «Венеция Ренессанса. Тициан, Тинторетто, Веронезе»:
- Две Венеры: Тициана и Веронезе на выставке «Венеция Ренессанса. Тициан, Тинторетто, Веронезе
- История одного шедевра. Портрет Алессандро Фарнезе кисти Тициана
- Три титана Венецианского возрождения в Пушкинском музее
Официальный сайт выставки: http://www.arts-museum.ru/events/archive/2017/venice/index.php