ДомойLifeStyleВыставки и музеиРафаэль и кровавая история картин на выставке в России

Рафаэль и кровавая история картин на выставке в России

На выставке «Roma Aeterna. Шедевры Ватикана» 2017 года были представлены две работы Рафаэля, пределлы «Вера» и «Милосердие». Любое появление работ художника номер один, Рафаэля (даже рисунков, набросков) придает выставкам статус блокбастеров. Художник был почитаем божественным при жизни и слава его сохраняется, хотя нас с ним разделяет полтысячи лет.

Рафаэль. Автопортрет
Рафаэль. Фрагмент автопортрета. Галерея Уфицци

Ватиканский музей Пинакотека обладает тремя работами Рафаэля непривычного для русского зрителя размера и формы. Небольшие, вытянутые в ширину картины названы в каталоге пределлами.  Этим итальянским словом обозначается часть алтаря средневековых и ренессансных времен. Пределла — обрамление основного алтарного образа, дополняющая его историями, раскрывающими сюжет.

Рафаэль. Пределы "Вера" и "Милосердие" алтаря Бальони
Рафаэль. Пределы «Вера» и «Милосердие» алтаря Бальони

23-летний Рафаэль, популярный своими работами во Флоренции, еще не достигший славы Рима, получил заказ от Аталанты Бальони из Перуджи на изготовление алтарных образов в 1506 году. Для молодого художника это была прекрасная возможность проявить себя, тем более, что во Флоренции он заказов на алтари не получал. Алтарь Бальони принес Рафаэлю большую известность.

АЛТАРЬ БАЛЬОНИ

В православном, русском храме алтарь — это высокая и широкая стена из икон, отделяющая верующего от алтарной части храма, в католическом храме алтарь часто невысок и включает в себя небольшое количество картин. Видите три небольшие картины под основной работой алтаря «Положение во гроб», вот о них идет речь. Это пределлы Рафаэля в алтаре Бальони. Ныне работы из этого алтаря находятся в разных музеях Италии и Ватикана.

pala baglioni. Алтарь Бальони в Перудже. Рафаэль. Roma Aeterna

Алтарь Бальони был выполнен Рафаэлем по заказу Аталанты Бальони в память о её сыне Грифонетто, который в 1500 году погиб в бою и был похоронен в церкви св. Франциска (Сан Франческо аль Прато) в Перудже. Аталанта, оказалась во главе клана Бальони, одного из влиятельнейших семейств Перуджи, после гибели всех взрослых мужчин, в июле 1500 года потеряла сына, Грифонетто, погибшего в кровавой борьбе за власть в городе. При описании данной истории сразу вспоминаются образы Шекспира, который родится через 64 года от описываемых событий. Так вот, семейство Бальони было злейшим политическим врагом другого Одди, для которых ранее Рафаэль написал алтарный образ «Коронование Богоматери». Семейная погребальная капелла Бальони, для которой скорбящая мать заказала алтарь, должна была стать данью памяти ее убитому сыну.

Церковь святого Франциска в Перудже, где располагался алтарь Бальони
Церковь святого Франциска в Перудже, где располагался алтарь Бальони

Работа над алтарем была завершена в 1507 году, о чем свидетельствует подпись и дата на центральной картине: RAPHAEL/URBINAS/MDVII. Алтарь оставался в церкви святого Франциска течение 101 года, пока не был вынесен ночью в результате заговора священника и отправлен папе римскому Павлу в 1608 году. Папа подарил его своему племяннику кардиналу Боргезе для его коллекции. В 1797 году алтарь, в том числе пределла был конфискована Наполеоном и вывезена в Париж, но позже, в правление папы Пия VII, вернулась в Италию и затем попала в коллекцию Ватикана.

Перуджа
Перуджа

Джорджо Вазари, итальянский живописец и писатель отмечает: «Не умолчу я и о том, что к тому времени стало очевидным, насколько Рафаэль, побывав во Флоренции и повидав многие произведения искусства, в том числе произведения выдающихся мастеров, изменил и украсил свою манеру, которая отныне уже ничего не имела общего с его прежней манерой, словно и та и другая были делом разных рук, в большей или меньшей степени, но все же превосходно владеющих живописью.

Перуджа
Перуджа

Еще до отъезда Рафаэля из Перуджи госпожа Аталанта Бальони попросила его, не согласится ли он написать образ для ее капеллы в церкви Сан Франческо. Не будучи в состоянии оказать ей в то время эту услугу, он обещал ей, однако, что тотчас по возвращении из Флоренции, куда он вынужден был отправиться по своим делам, он не преминет исполнить ее просьбу,
И вот, пробыв во Флоренции, где он с невероятным усердием предался изучению искусства, он сделал картон для означенной капеллы с твердым намерением при первой же возможности вернуться в Перуджу, чтобы на месте использовать его в работе…

Рафаэль Положение во гроб (центральный образ алтаря Бальони). Галерея Боргезе. Рим
Рафаэль Положение во гроб (центральный образ алтаря Бальони). Галерея Боргезе. Рим

Рафаэль был снова вызван в Перуджу, где он в первую очередь закончил в церкви Сан Франческе работу для упомянутой выше госпожи Аталанты Бальони, картон для которой был им, как уже говорилось, заготовлен еще во Флоренции. В этой божественнейшей картине усопший Христос, которого вносят в усыпальницу, выполнен так свежо и с такой любовью, что, глядя на него, кажется, что он только что написан. Создавая это произведение, Рафаэль представлял себе свое горе, испытываемое самыми близкими и любящими родственниками при погребении самого дорогого для них человека, в котором поистине заключены и благо, и честь, и опора всей семьи. Видны на картине и Богоматерь, лишившаяся чувств, и полные грации фигуры и плачущие лица всех остальных, в особенности же лицо св. Иоанна, который, скрестив руки, склоняет голову с видом, способным потрясти даже самого черствого человека и вызвать в нем сострадание. И действительно, всякий, кто примет во внимание все умение, любовь, искусство и грацию, вложенные в это произведение, имеет полное основание считать его чудом, ибо оно поражает любого зрителя выразительностью фигур, красотой их одежд и, вообще говоря, особой добротностью каждой части.»

Грифонетто Бальони. Рафаэль. фрагмент картины "Положение во гроб". Алтарь Бальони
Грифонетто Бальони. Рафаэль. фрагмент картины «Положение во гроб». Алтарь Бальони

Историки искусства считают, что центральный образ на картине «Положение во гроб» — портрет убитого Грифонетто Бальони.

«Положение во гроб» находится теперь в римской галерее Боргезе; пределла с монохромными богословскими добродетелями «Вера» и «Надежда» в Ватиканской пинакотеке, «Бог Отец с херувимами», выполненный помощниками Рафаэля, — в Национальной галерее Умбрии в Перудже. Вся работа подписная и датирована 1507 г.

Мастерская Рафаэля Бог-Отец с херувимами
Мастерская Рафаэля. «Бог Отец с херувимами». Алтарь Бальони. Национальная галерея Умбрии в Перудже

ПРЕДЕЛЛЫ

Две небольших пределлы Рафаэля, выполнены в технике гризайль (от французского gris-серый), живописи, выполняемой тональными градациями одного цвета, чаще всего серого. В гризайли учитывается только тон предмета, цвет не имеет значения, только его оттенок.

Две пределлы «Вера» и Милосердия», представленные на выставке в Третьяковской галерее, имеют еще одну составляющую, пределлу «Надежда» из алтаря Бальони. Она осталась в Пинакотеке Ватикана. Фигуры, символизирующие три христианских добродетели,  помещены на темно-зеленый фон в иллюзорных медальонах с иллюзорными же нишами по сторонам.

Рафаэль. Пределлы алтаря Бальони. Вера, Надежда и Милосердие
Рафаэль. Пределлы алтаря Бальони. «Надежда», «Милосердие» и «Вера»

ВЕРА

На выставке в Москве представлена пределла «Вера». Боковая часть пределлы предстает в виде женской фигуры с кубком-потиром в руке. Ангелы-путти в боковых частях пределлы держат таблички с монограммами имени Иисуса Христа: греческой — СРХ и латинской IHS.

Рафаэль Санти. Алтарь Бальони
Рафаэль Санти. Пределла «Вера». Алтарь Бальони

МИЛОСЕРДИЕ

В XV веке пределлы рассказывали истории, что было принятой нормой, Рафаэль же новаторствовал, он заменил рассказы аллегориями. Пределла «Милосердие», представлена в виде матери, обнимающей младенцев. Эта пределла находилась в центре композиции алтаря, обрамленная «Верой» и «Надеждой». Ангел-путти справа держит на плечах котел с огнем — древний, связанный с Олимпийскими играми символ мира. Милосердие, величайшая и самая земная их христианских добродетелей представлена традиционно — мать, обнимающая младенцев. Так вот, ангел справа от нее держит на плечах пылающий котел мира, а ангел слева щедро рассыпает деньги, символизируя изобилие, которое обычно ассоциируется с аллегорией Добродетели.

michelangelo_Тондо Питти
Микеланджело. Тондо Питти (Национальный музей Барджелло, Флоренция)

Рафаэль создает в работе иллюзию мраморной скульптуры, в чем можно усмотреть ответ Микеланджело. Медальон с аллегорией милосердия возник из зарисовок Рафаэля с рельефов Микеланджело, изображающих мадонну, в частности с барельефа, известного как Тондо Питти (Национальный музей Барджелло, Флоренция).

Рафаэль. Рисунок Милосердие. МУзей Альбертина, Вена
Рафаэль. Рисунок к пределле «Милосердие». Музей Альбертина, Вена

Влияние Микеланджело становится очевидным, если взглянуть на единственный сохранившийся рисунок к пределле, монументальный, сделанный скупыми и энергичными штрихами. Фигура Милосердия лучше других вписана в предназначенный для нее медальон.

Рафаэль. Милосердие. Пределла
Рафаэль Санти. Пределла «Милосердие». Алтарь Бальони

В дальнейщем Рафаэль не расписывал пределлы, ему явно было тесно в традиционных рамках повествовательных сцен, сопровождающих главный алтарный образ. Своей работой Рафаэль обеспечил себе репутацию талантливого представителя нового стиля, тут же получив заказ во Флоренции на создание алтаря для семейства Деи.

Когда закончится выставка Roma Aeterna, вы сможете увидеть все пределлы алтаря Бальони в Ватиканской Пинакотеке, в зале Рафаэля. Они располагаются в зале с работами Рафаэля не на стене музея, а специальном экспозиционном столе.

Зал с работами Рафаэля в Пинакотеке Ватикана
Зал с работами Рафаэля в Пинакотеке Ватикана. Пределлы экспонируются на столе
5 1 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Продолжайте исследовать...

Санкт-Петербург победил в World Travel Awards

На европейской церемонии награждения World Travel Awards  город Санкт-Петербург завоевал звание лучшего направления для Европейского туризма в 2016 году. Данная победа уже второй год...

8 картин Рафаэля Санти в ГМИИ

13 сентября в ГМИИ Пушкина на Волхонке открывается выставка-блокбастер "Рафаэль. Поэзия образа". Выставка-событие представит зрителям 13 произведений мастера Высокого Возрождения - 8 работ маслом...

Статьи по теме

10 мест в Санкт-Петербурге, которые стоит увидеть обязательно

Здравствуй, дорогой читатель! Если ты случайно наткнулся на эту статью, значит, ты либо собираешься...

Владимир и окрестности: что посмотреть в древней столице

Привет, путешественники! Если вы открыли эту статью, значит, как и я,  вы неравнодушны к...

Лучшие военные музеи России: путеводитель по истории

Россия обладает богатейшим наследием, которое заслуживает изучения. Лучшие военные музеи России представляют собой уникальные...

«Три богатыря» или «Богатыри» Виктора Васнецова

Очень странно, но большинство моих знакомых знают это полотно, как картину Виктора Васнецова «Три...

Что посмотреть в Калининграде: гид по самым живописным местам

Что посмотреть в Калининграде. Этот город, исторически известный как Кёнигсберг, некогда столица Восточной Пруссии,...

Знаменитые военные панорамы России: обзор и фото

Военные панорамы России — это не просто музейные экспозиции, это мощные исторические памятники, позволяющие...

Что посмотреть в Санкт-Петербурге в мае

Санкт-Петербург, с его богатой историей и архитектурным великолепием, является жемчужиной России, привлекающей путешественников со...

Эрмитаж планирует открыть свои центры в Калуге, Оренбурге и Владивостоке

Главный музей страны - Государственный Эрмитаж расширяет свою географию в России. Музей уже открыл...
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x