12 января 2017 года стартует продажа билетов в кассах Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке (13 января начинается продажа on-line билетов) на выставку-блокбастер Roma Aeterna (кто подзабыл переводится с латыни как Вечный Рим). Продавать билеты будут на сеансы посещения с 17 января по 19 февраля.
Попасть на выставку шедевров Пинакотеки Ватикана чрезвычайно сложно, билеты у перекупщиков стоят по 10 000 рублей. В связи с высоким интересом мы знакомимся с шедеврами в статьях на данном сайте. Пойдете ли Вы на выставку или нет, у Вас есть возможность познакомиться с шедеврами здесь.
В последний раз Вашему вниманию предлагался прекрасный шедевр Гвидо Рени «Апостол Матфей и ангел», ссылка на статью расположена здесь.
Также отдельно была представлена картина Карло Кривелли «Пьета» — ссылка здесь.
Продолжим знакомство с экспозицией выставки на примере одной из знаменитых фресок музицирующих ангелов художника Мелоццо да Форли, а именно «Ангел, играющий на лютне». Данный шедевр Мелоццо стал одним из двух символов выставки в Третьяковке и изображен на афишах. Второй символ — картина «Оплакивание» Джованни Беллини.
Автор: Мелоццо да Форли (1438-1494)
Фреска: «Ангел, играющий на лютне»
Место постоянной экспонирования: Пинакотека Ватикана
Размер: 117,5х93,5 см
Фрагмент фрески, перенесенный на основу.
До 1711 года фреска украшала церковь Санти Апостоли, Рим
Время создания: около 1480 года
Мелоццо да Форли — итальянский художник настоящее имя которого Марко дельи Амброджи (Marco degli Ambrogi). Происходил из маленького города северной Италии Форли, около Болонии и Пармы.
Ангелы Мелоццо стали визитной карточкой Рима. Они воспроизведены в бесконечном количестве календарей, магнитов и других сувенирных продуктах Вечного города. Можно сказать, что это одни из самых популярных ангелов в мире.
Папа Сикст IV пригласил на службу художника Мелоццо да Форли, который расписал его папские покои, а так же несколько церквей. При множественных перестройках (поновлении росписей и зданий) большая часть росписей Мелоццо была утрачена. До наших дней остались считанные работы, которые доказывают величие художника, как одного из крупнейших художников XV века.
На выставке в Третьяковской галерее представлены три знаменитых музицирующих ангела – это фрагменты фресок купола церкви Санти Апостоли Рима. Сюжетом росписи апсиды базилики было «Вознесение Христа». Вся роспись купола строилась на приеме di sotto in su, то есть при взгляде снизу вверх. В связи с этим ангелы представлены в определенных ракурсах, смотрящие на нас сверху.
В XVIII веке судьба фресок складывалась драматически. Было принято решение перестроить храм и поновить фрески, сделать их более современными, потому при папе Клименте XI апсида с фресками была перестроена. Благодаря вмешательству ученых и знатоков искусства Себастьяно Ресты и Агостино Тайи (специально привожу их имена, иначе бы мы ничего не увидели. Спасибо им!) фрагменты фресок были сняты со стен и сохранены. Далее снятые фрески были переданы в Ватикан, где хранятся по сей день.
Ангел, играющий на лютне показан в три четверти, с лютней, повернутой к зрителю круглой частью деки инструмента. Ангел олицетворяет неземную красоту небесных звуков, гармонию сфер. Инструмент ангела изображен с большой достоверностью.
Ангельские оркестры часто присутствуют в сценах, изображающих Христа во славе. Они прославляли Господа и наполняли «звуками» Рай для воскресших. В тексте Библии этот фрагмент отражен так: «Да хвалят имя Его с ликами, на тимпане и на гуслях да поют Ему» (Пс. 149:3).