Все билеты на выставку-блокбастер Roma Aeterna (кто подзабыл название переводится с латыни как Вечный Рим) уже распроданы. Кто не попадет или кто собирается пойти предлагаю познакомиться с шедевром Веронезе из коллекции ватиканского музея, который экспонируется в залах Третьяковской галереи.
Автор — Паоло Веронезе (1528-1588)
Картина: «Видение святой Елены»
Размеры: 166х134 см
Время создания: около 1575-1580
Постоянно в экспозиции: музей Пинакотека (Ватикан)
Картина была приобретена папой Бенедиктом XIV у семьи Пио ди Капри и с 1820 года находится в музее Ватикана.
В последний раз на нашем сайте была подробно описана знаменитая фреска музицирующего ангела «Ангел, играющий на лютне» Мелоццо да Форли. Ссылка на статью расположена здесь.
Знакомство с шедеврами Пинакотеки Ватикана также проходило на примере шедевра Гвидо Рени «Апостол Матфей и ангел», ссылка на статью расположена здесь.
Статья об яркой картине Карло Кривелли «Пьета» расположена здесь.
Продолжим знакомство с экспозицией выставки на примере безусловного шедевра выставки Roma Aeterna в Третьяковской галереи — «Видение святой Елены» кисти Паоло Веронезе.
На этой крупной по размерам картине изображена святая Елена, мать первого римского императора-христианина Константина. Согласно легенде, святая Елена имела видение, где ей было повелено отправиться в Иерусалим на поиски креста Господа. Не смотря на то, что Елена совершила путешествие в Иерусалим в почтенном возрасте, героиня Веронезе молода и красива. По этой причине специалисты сходятся во мнении, что картина была частным заказом (и возможно на картине изображен заказанный портрет в сюжете) или же на картине изображена молодая супруга Веронезе, которую также звали Елена.
Художник женился на Елене в 1566 году, когда ему было 38 лет, а невесте 24 года. Портрет женщины на картине вполне можно предположить примерно 25 лет, что соответствует возрасту супруги на момент свадьбы.
Святая Елена сидит в кресле у стены, завешенной портьерой из испанской кожи с золотым тесненным узором. Святая одета в платье из белого дамаскина с цветочным узором. Драгоценная корона на ее голове венчает покрытую вуалью голову, а бархатная мантия скреплена на груди камеей с купидоном.
Видение святой представлено на первом плане справа картины в виде ангела, который держит крест Христа и тем самым указывает ей путь в Святую землю на поиски креста. Похожая картина Веронезе на тот же сюжет находится в Национальной галерее Лондона (но на ней крест держат два ангела). На картине лондонской галереи скромно одетая святая задумчиво смотрит в окно.
Паоло Веронезе (Веронезе — прозвище, поскольку его родной город Верона) первоначально начал заниматься архитектурой, как его отец, однако живопись увлекла его и он был популярным монументальным живописцем. Он был мастером композиции и непревзойденным колористом. Он был удостоен чести украшать знаменитый Дворец дожей в Венеции, а так же расписать плафоны в библиотеке Сан Марко.
До 1555 года художник жил в родной Вероне, а после снова получил неоднократно заказы в Венеции и подолгу жил в этом городе. В Венеции им была расписана церковь Святого Себастьяна. В конце 50-х Веронезе попробовал писать портреты, и эта затея увенчалась успехом.
В 1573 году Веронезе был обвинен судом инквизиции в ереси, мало святости нашли инквизиторы в Тайной Вечери, наполненной персонажами, где рядом с Христом и Апостолами изображены солдаты, а шуты и карлики развлекают общество. Дело обошлось малой кровью, после уплаты штрафа Веронезе поменял название полотна, и Тайная Вечеря превратилась в Ужин в доме Леви. В результате к венецианскому банкиру Леви на ужин оказались приглашёнными Христос с Апостолами.
Умер Паоло Веронезе 19 апреля 1588 года в Венеции от воспаления лёгких. Художник был похоронен в церкви Святого Себастьяна, которую сам же расписывал.
Деятельность Веронезе произвела необычайный фурор, он расписывал фрески, храмы, церкви, писал портреты. Его произведения впечатляли, впечатляют и непременно будут впечатлять еще не одно поколение.
Выставка-блокбастер Roma Aeterna отгремит и бесценные картины вернутся в залы музея Пинакотека Ватикана. Однако, не стоит расстраиваться, потому как картины великого Веронезе представлены в российский музеях, особенно в Эрмитаже. Так какие же картины Веронезе есть в России? 1 картина Веронезе присутствуют в постоянной экспозиции ГМИИ Пушкина (Москва) и 6 картин в Эрмитаже.
- Москва. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина. 1 небольшое полотно
Картина: «Минерва»
Автор: Паоло Веронезе
Время создания: около 1560
Небольшой размер полотна, всего 28х16 см.
Время создания: между 1558-1563 гг.
Автор: Паоло Веронезе
Размеры: 63×50,5 см
Поступление: Поступил в 1850 г. Приобретен из собрания Барбариго в Венеции
Где расположено в Эрмитаже: здание Большой (Старый) Эрмитаж. Зал: 222
3. Санкт-Петербург. Государственный Эрмитаж
Картина: «Оплакивание Христа»
Автор: Паоло Веронезе
Время создания: между 1576-1582 гг.
Размер: 147×111,5 см
Поступил в Эрмитаж в 1772 г. Приобретен из собрания Л.-А. Кроза, барона де Тьера в Париже
4. Санкт-Петербург. Государственный Эрмитаж
Название: «Поклонение волхвов»
Италия, 1570-е гг.
Автор: Паоло Веронезе
Время создания: 1570-ые годы
Размеры: 45×34,5 см
Поступление: Поступил в 1772 г. Приобретен из собрания барона Л.А. Кроза де Тьера в Париже
Где расположено в Эрмитаже: здание Большой (Старый) Эрмитаж. Зал: 222
5. Санкт-Петербург. Государственный Эрмитаж
Картина: «Диана» (эскиз)
Время создания: конец 1560-х гг.
Автор: Паоло Веронезе
Размеры: 28×16 см
Поступление: Поступил в 1772 г. Приобретен из собрания барона Л.А. Кроза де Тьера в Париже
Где расположено в Эрмитаже: здание Большой (Старый) Эрмитаж. Зал: 222
6. Санкт-Петербург. Государственный Эрмитаж
Картина: «Воскресение Христа»
Время создания: конец 1570-х гг.
Автор: Паоло Веронезе
Размеры: 130х95 см
Поступление: Поступил в 1926 г. Передан из Гатчинского дворца
Где расположено в Эрмитаже: здание Большой (Старый) Эрмитаж. Зал: 222
7. Санкт-Петербург. Государственный Эрмитаж
Картина: «Обручение св. Екатерины»
Время создания: 1547/1548 гг.
Автор: Паоло Веронезе
Размеры: 145,5×205 см
Поступление: Поступил в 1772 г. Приобретен из собрания Л.-А. Кроза, барона де Тьера в Париже
Где расположено в Эрмитаже: здание Большой (Старый) Эрмитаж. Зал: 222