Вопрос о внешности легендарного правителя Франции до сих пор остается открытым, ведь нас отделяет от него 800 лет. Людовик жил в 1214-1270 годах. Скульптура, выставленная на выставке «Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель» в Кремле была создана примерно через 30-40 лет после смерти короля от эпидемии чумы в Тунисе, во время 8 крестового похода, организатором которого он являлся.
Среди сохранившихся произведений искусства нет ни одного скульптурного портрета Людовика Святого, выполненного в его эпоху и достоверно идентифицированного. Скульптура с выставки в Москве датируется правлением внука Людовика Святого, короля Филиппа Красивого, соответствует общепринятой внешности короля, когда после канонизации Людовика IX (1297 год) создавался культ святого короля. Согласно канону у него были короткие волнистые волосы, обрамляющие лицо с резко выраженными чертами, лицо одновременно строгое и благосклонное.
Дата создания: Около 1300 года
Материал: Тисовое дерево, следы полихромной покраски
Размеры: Высота — 63 см., ширина — 20 см, толщина — 15 см
История скульптуры: Происходит из Сент-Шапель (?), Париж
Находилась в коллекции Дюге
Приобретена музеем Клюни 7 марта 1851 года
В настоящее время экспонируется: Национальный музей Средневековья, Клюни, Париж
Статуя, представленная на выставке в Московском Кремле, выполнена из тисового дерева. Датировка, около 1300 года, не вызывает сомнений: мягкие изгибы одеяния, прорезанного складками и прикрытого сверху широкими полотнищами ниспадающей мантии, характерны для произведений искусства 1300-х годов.
Происхождение статуи до того, как она была куплена музеем Клюни, неизвестно, но в каталоге продаж 1851 года она уже названа изображением Людовика Святого. Это предположение подтверждается: на голове скульптуры сзади видны следы отрыва, указывающие на то, что первоначально здесь был нимб.
Мнения, что статуя была частью внутреннего декора Сент-Шапель, впервые высказал Э.Дю Соммерар. Эдмон Аракур уточнил ее местонахождение, предположив, что она украшала большой ковчег с головой Людовика Святого. Конечно, есть искушение признать в этой статуе изображение короля, находившиеся на ковчеге в «миссале герцога Бетфордского» (1424-1432 гг), утрата которого компенсируется существованием копии XIX века (Национальный музей Средневековья, Клюни).
К тому же ярким цветам этого графического изображения соответствуют следы полихромной окраски, пусть и появившиеся в более позднюю, чем Средневековье, эпоху. Редкий и драгоценный материал, использованный для создания статуи, тисовое дерево, указывает на высокоставленного заказчика. Если совокупность этих аргументов и не дает однозначно разрешить сомнения по поводу назначения статуи, вполне позволительно считать, что она могла быть предназначена для Сент-Шапель.
Статья о реликварии Святого Тернового венца с выствки «Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель» https://wanderings.online/relikvarii-svyatogo-ternovogo-ventsa/
Информация о выставке и ее экспонатах. Часть 1 https://wanderings.online/vystavka-svyatoj-lyudovik/ и часть 2 https://wanderings.online/vystavka-lyudovik-svyatoj-i-relikvii-sent-shapel-2/
Выставка открыта в Музеях Кремля до 4 июня 2017 года.