Выставка «Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель». 2 часть

Корона-реликварий. Сент-Шапель

Событие: выставка «Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель»

Когда: C 3 марта по 4 июня 2017 года

Где: в Одностолпной палате Патриаршего дворца Музеев Московского Кремля

Официальный сайт выставки: http://saintlouis.kreml.ru/

Видеоролик о выставке: представлен здесь

Первая статья “Выставка «Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель». 1 часть” представлена здесь – https://wanderings.online/vystavka-svyatoj-lyudovik/

Витражи Сент-Шапель

В Москву привезли 12 фрагментов витражей Сент-Шапель из 1113. Некоторые из них легко “прочесть”: это сюжеты из Ветхого Завета, в частности история царя Саула и Давида, сцены, связанные с историей иудейского народа в египетском плену, новозаветная сцена Крещения Христа, а также композиция, иллюстрирующая книгу Апокалипсиса. О других сюжетах историки спорят до сих пор. Например, в возлежащем правителе угадывают отца Людовика Святого — Людовика VIII, который передает власть своему сыну на смертном одре. А в загадочном витраже “Двойная помолвка” — иллюстрацию к библейской истории Раав и ее служанки.

Двойная помолвка. Витраж Сент-Шапель
“Двойная помолвка”. Витраж Сент-Шапель

Чтобы посетители выставки в Музеях Кремля поняли, какие чувства испытывает каждый, оказавшийся в Сент-Шапель, организаторы расположили витражи так, чтобы свет, проходя через стекло, создавал тот особый волшебный эффект, которым знаменита часовня.

Краски знаменитых витражей Сент-Шапель не приглушили ни возраст почти в восемь столетий, ни годы Великой французской революций (1789-1799 годов), когда громили статуи, а лица святых и монархов соскабливали с венецианского стекла.

Крещение Христа. Витраж Сент-Шапель
“Крещение Христа”. Витраж Сент-Шапель

Освещение на выставке в Московском Кремле будет максимально приглушенным, чтобы при помощи света подчеркнуть и выделить те редкие предметы эпохи Людовика Святого, которые дошли до наших дней.

Транспортировка экспонатов

Главной проблемой, с которой столкнулись французские организаторы выставки, стала воздушная транспортировка экспонатов. Как это ни удивительно, самое большое беспокойство вызывали даже не витражи. Сделанные из прочнейшего венецианского стекла, они и сегодня готовы если не к революционным испытаниям, то к перелетам.

Два ангела с чашей. Иллюстрация к Апокалипсису. Сент-Шапель
“Два ангела с чашей”. Иллюстрация к Апокалипсису. Витраж Сент-Шапель

Чтобы перевезти витражи из Парижа в Москву, их поместили в некое подобие рамы. Средневековые изделия из золота и серебра оказались более хрупкими. Некоторые музеи не решились предоставить свои коллекции именно из-за страха навредить экспонатам. Причем тут дело вовсе не в условиях экспонирования произведений в самом Кремле. Хуже всего такого рода вояжи переносят изделия из слоновой кости и эмали.

Ковчег с изображением Христа во славе, Распятия и святых-Сент-Шапель
Ковчег с изображением Христа во славе, Распятия и святых Франция, Лимож, 1200-1210. Франция, Лимож, 1200-1210 Государственный Эрмитаж. Дерево, медь, непрозрачная эмаль; ковка, чеканка, резьба, гравировка, выемчатая эмаль, золочение.

В связи с этими особенностями организации выставки в Кремле эмали и изделия из кости будут представлены экспонатами не из Сент-Шапель, а из Эрмитажа — это российский вклад в выставку. Например, изготовленные из слоновой кости створка диптиха с изображением Страстей Христовых (середина XIII века) и статуя Богоматери с Младенцем (конец XIII — начало XIV века): испытание на прочность перепадом температур, давления и влажности во время продолжительной авиаперевозки им не грозит. Из Эрмитажа в Москву доставят так же хрупкие шедевры, украшенные знаменитыми эмалями из Лиможа. Примерно такие же находятся сейчас во французских музеях, сохраняющих наследие Сент-Шапель.

Нижняя крышка переплета Евангелия с изображением Распятия. Сент-Шапель
Нижняя крышка переплета Евангелия с изображением Распятия. Франция, Париж, около 1260-1270 Золото, драгоценные камни, жемчуг Национальная библиотека Франции (BNF)

Лиможские эмали

Большая часть церковной утвари того времени производилась лиможскими эмальерами, и Людовик Святой заказывал ее для своей капеллы именно в Лиможе. Среди эмалей, которые приедут из Эрмитажа, нет ковчегов, имеющих непосредственное отношение к Сент-Шапель, но типологически это именно то, что видели молящиеся в часовне того времени.

Людовик Святой. XIII век. Сент-Шапель
Статуя Людовик Святой. XIII век.

Статуя Изабеллы из Пуасси

Для статуи Изабеллы из Пуасси (дочери короля Людовика Святого; статуя хранится в церкви в Пуасси, где был крещен Людовик) Музеи Кремля заказали специальную климатическую витрину, поскольку экспонирование Изабеллы предполагает очень жесткое соблюдение условий температурно-влажностного режима. Витрина, в которую будет помещена статуя,— это дорогостоящее, не слишком мобильное оборудование, но Музеи Московского Кремля, являясь музеем международного уровня, разумеется, соблюдает условия, выдвигаемые направляющей стороной.

Миниатюры из рукописной книги Гийома де Сен-Патю «Житие и чудеса Святого Людовика» Франция, 1330-1340 Национальная библиотека Франции (BNF)
Миниатюры из рукописной книги Гийома де Сен-Патю «Житие и чудеса Святого Людовика» Франция, 1330-1340.                                                                                                               “Людовик Святой вершит правосудие” Национальная библиотека Франции (BNF)

Средневековые рукописные фолианты

Готовыми ко всем трудностям путешествия по воздуху оказались и рукописи XIV-XV веков из Национальной библиотеки Франции. В Патриаршем дворце можно будет в деталях разглядеть средневековые рукописные книги с миниатюрами настолько яркими, что кажется, будто их авторы вдохновлялись витражами из самой часовни на острове Сите. Недаром Жан де Жуанвиль, один из первых биографов короля Людовика IX, сравнивал его с художником, который украшает рукописи золотыми инициалами и миниатюрами. Только произведением правителя стала сама Франция, которую он щедро украсил церквями.

Людовик IX и Маргарита Прованская вступают на корабль
“Людовик IX и Маргарита Прованская вступают на корабль”. Миниатюра из рукописи «Житие и деяния монсеньера святого Людовика» Вторая половина 15 века Велень Национальная библиотека Франции (BNF)

Само название выставки подчеркивает: главных героев здесь как минимум два. И один из них немыслим без другого. Сент-Шапель говорит о Людовике Святом, а Людовик Святой выразил самого себя в Сент-Шапель.