ДомойНовостиИстория одной картиныКартина дня: "Март" Исаака Левитана

Картина дня: «Март» Исаака Левитана

Художник: Исаак Левитан

Картина: «Март»

Дата написания картины: Март 1895 года

Размер холста: 60 х 75 см

Место постоянного экспонирования: Государственная Третьяковская галерея (Москва)

Глядя на шедевр Исаака Левитана «Март» несомненно, мы проникаемся тем настроением, которое нам хотел передать художник. Картина проникнута чувством ожидания. Об этом говорит и смиренная лошадь с санями, одиноко стоящая неподалёку дома, которая ждёт своего хозяина.

Озарённая солнцем, очевидно, она задремала от тепла ласкающих нежных весенних лучей.

Портрет Исаака Левитана кисти Валентина Серова
Портрет Исаака Левитана кисти Валентина Серова. 1892 год

На переднем плане мы видим крыльцо и короткую желтую стену дома. Жёлтый цвет придаёт картине больше тепла и солнечного света. На шапке крыльца лежит снег, но создаётся такое впечатление, что снег – тёплый, ведь он озарён яркими солнечными лучами. Скоро по железному стоку зазвенит капель! Дверь дома открыта, с минуты на минуту выйдет хозяин, которого так заждалась лошадка, и отправится в путь.

Но главное, что нас привлекает в этой картине – это ожидающая весну природа.

Левитановский зал в Третьяковской галерее
Левитановский зал в Третьяковской галерее

Небо безупречного голубого цвета говорит нам о том, что метелей не предвидится. Неужели пришла весна? Подтаявшая дорога и несброшенная осенняя листва на деревьях ждут перемен. Всё ожидает прихода нового тёплого сезона. Природа нежится в тёплых солнечных лучах. Слева перед нами предстаёт лес, ожидающий весну. Картина здесь разительно отличается. Хвойная зелень отбрасывает тёмные тени. Очевидно, что в лесу царит зимний холод, краски мрачные и тёмные. Солнечные мартовские лучи ещё не успели обогреть хмурые сине-зелёные ели, а так хочется, чтобы солнце ярко-золотым светом озарило их насупившиеся кроны. Скоро это произойдёт, ведь на дворе — март!

Валентин Серов пишет портрет Исаака Левитана. Фотография 1892 года
Валентин Серов пишет портрет Исаака Левитана. Фотография 1892 года

Картина «Март» считается одним из наиболее известных и ярких образцов пейзажного наследия Левитана.

Этот жизнеутверждающий пейзаж, сочетающий в себе живописное изображение снега, весеннего неба и деревьев, считается «открытием в русской пейзажной живописи». Впоследствии этот мотив стал популярной темой у многих русских пейзажистов XX века — Игоря Грабаря, Константина Юона и многих других.

История создания картины

В 1894—1895 годах Левитан прожил несколько месяцев в усадьбе Горка, расположенной в полутора километрах от деревни Островно Тверской губернии. Усадьба принадлежала тайному советнику Ивану Николаевичу Турчанинову, и там часто проводила время его жена Анна Николаевна с дочерьми Варварой, Софьей и Анной. Главным зданием усадьбы был двухэтажный дом с мезонином, окрашенный в желтоватый цвет. Он и изображён на картине «Март», а также на более ранней пастели Левитана «Осень. Усадьба» (1894), которая в настоящее время является частью коллекции.

Март. Левитан
Исаак Левитан. «Март»

Левитан познакомился с Анной Николаевной Турчаниновой летом 1894 года в Островно, где он гостил в имении Ушаковых вместе со своей спутницей — художницей Софьей Петровной Кувшинниковой. У Левитана и Турчаниновой завязался роман, который привёл к ссоре и разрыву отношений с Кувшинниковой. После этого Левитан переехал в усадьбу Горка и жил там в августе и сентябре 1894 года, а затем вернулся туда ранней весной следующего года. Специально для него на территории имения был построен двухэтажный дом-мастерская, расположенный на берегу озера.

1888 Исаак Левитан. Портрет Софьи Кувшинниковой
Исаак Левитан. Портрет Софьи Кувшинниковой. 1888

Именно тогда, в марте 1895 года, и была создана картина «Март». Она была написана полностью с натуры, без предварительных этюдов, за несколько сеансов. Свидетельницей работы Левитана над картиной была младшая дочь Турчаниновых Аня, которая помогала художнику носить ящик с красками, слушала его рассказы о красоте природы и любовалась тем, как создавался будущий шедевр.

Исаак Левитан. Фотография
Исаак Левитан. Фотография 1898 года

В тот же период Левитаном была написана ещё одна картина — «Весна. Последний снег», которая впоследствии находилась в собрании московского мецената Владимира Шмаровина. В настоящее время её местонахождение неизвестно, но сохранился одноимённый этюд (25,5 × 33,3 см, холст, масло, Русский музей).

Картина «Март» экспонировалась на 24-й выставке «передвижников», проходившей в 1896—1897 годах в Санкт-Петербурге и Москве, а также на Всероссийской промышленной и художественной выставке 1896 года в Нижнем Новгороде. В том же 1896 году картина была приобретена у автора Павлом Третьяковым.

Левитан. Весна. Последний снег
Исаак Левитан. Весна. Последний снег. Этюд. 1895

Усадьба Горка не пережила революционных потрясений начала XX века. В 1904 году сгорел дом-мастерская, в котором в середине 1890-х годов работал Левитан. В 1914 году имение Горка было продано другому владельцу. Уже после революции, в июне 1923 года, здание усадьбы было уничтожено пожаром (по-видимому, в результате поджога).

Сюжет картины

35-летний Левитан писал картину на задворках усадьбы Горка, стена главного дома которой видна в самой правой части картины. Солнечный мартовский день, начавший уже таять снег, деревья и просёлочная дорога, подходящая к крыльцу, у которого, греясь на солнышке, смирно стоит лошадь с дровнями. Дианка — так звали лошадку с усадьбы Горка — стоит в центре пейзажа и составляет его неотъемлемую часть.

Левитан_Осень._Усадьба
Исаак Левитан. Осень. Усадьба (1894)

Мажорный, жизнеутверждающий мотив картины показывает борьбу уходящей зимы и наступающей весны, солнечного света и холодного снега. Это подчёркивается цветовым контрастом между тёмными соснами на заднем плане и светлыми, освещёнными солнечным светом стволами осин перед ними, которые своими ветками будто бы тянутся к весеннему солнцу. В частности, это стремление вверх дополняется очень высоким расположением скворечника на одном из деревьев, так что даже создаётся впечатление, что он приделан к слишком тонкой ветке.

Оттенки снега, синие тени деревьев и голубое небо создают очень живописную картину — сюжет, который потом не раз повторялся в пейзажах других русских художников.

Картина «Март» является ярким образцом так называемого «левитановского пейзажа», в котором, даже изображая «ликующее состояние природы», художнику удалось сохранить в картине лирический оттенок переживания.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Продолжайте исследовать...

Санкт-Петербург победил в World Travel Awards

На европейской церемонии награждения World Travel Awards  город Санкт-Петербург завоевал звание лучшего направления для Европейского туризма в 2016 году. Данная победа уже второй год...

8 картин Рафаэля Санти в ГМИИ

13 сентября в ГМИИ Пушкина на Волхонке открывается выставка-блокбастер "Рафаэль. Поэзия образа". Выставка-событие представит зрителям 13 произведений мастера Высокого Возрождения - 8 работ маслом...

Статьи по теме

«Три богатыря» или «Богатыри» Виктора Васнецова

Очень странно, но большинство моих знакомых знают это полотно, как картину Виктора Васнецова «Три...

История одного шедевра. Василий Суриков «Взятие снежного городка»

Победа Весны над Ледяной стужей, победа Жизни над Смертью. Масленичные игры с языческими корнями....

Сальвадор Дали: 9 картин художника. Откроем тайны полотен испанца

В статье будет открыта тайна 9 работ для открытия читателю образ мысли Сальвадора Дали. Статья поможет понимать картины Дали, следовать его замыслам, открыть мировоззрение знаменитого испанца.

Картина дня: Борис Кустодиев «Морозный день»

Автор - Борис Михайлович КустодиевНазвание - "Морозный день"Дата написания картины - 1913 годМесто экспонирования -...

Роман «Щегол» Донны Тартт и Пушкинский музей: что общего?

Знаменитый роман "Щегол" автора Пулитцеровской премии Донны Тартт центральной темой которого является картина Карела Фабрициуса...

История одного шедевра. Константин Васильев — «Человек с филином»

Константин Васильев прожил недолгую, но яркую судьбу. Еще не родившись, попал в застенки, был...

История одного шедевра: «Витязь на распутье» Виктора Васнецова

"Как пряму ехати — живу не бывати — нет пути ни прохожему, ни проезжему,...

История одной картины. «Утро» Татьяны Яблонской

Картина "Утро" кисти советской художницы Татьяны Яблонской была каждом в школьном учебнике, может, и...
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x