Федора Яковлевича Алексеева с полным правом можно считать создателем городского пейзажа в русской живописи. Освоивший в Италии все секреты мастерства знаменитых своих современников, венецианских пейзажистов — Каналетто, Белотто и Гварди, молодой художник вернулся на родину и был очарован строгой и стройной красотой Петербурга. Он сумел почувствовать масштаб столицы на Неве, и это сообщило его полотнам особую торжественность и приподнятость.
Неяркий северный свет, высокое бледное небо, и влажность воздуха определили изысканную серебристо-голубую гамму его лучших пейзажей. Но даже среди его мастерски выполненных картин пейзаж Дворцовой набережной от Петропавловской крепости, выделяется своей тонкостью и поэтичностью, чем совершенно не мешает документальная точность в изображении архитектуры.
За широким зеркалом полноводной Невы, по которой бесшумно скользят лодки и плоты, выстроились вдоль набережной великолепные дворцы и продолжающая их ограда Летнего сада. Четкость линий смягчается расстоянием, насыщенным влагой воздухом, а их отражения в реке дрожат и тают. Ощущение величия и одновременно изящества вызывает этот классический вид Петербурга. В Государственную Третьяковскую галерею поступила из собрания Александра Сергеевича Танеева.
Картина: «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости»
Художник: Федор Яковлевич Алексеев (1753/55 — 1824)
Дата написания картины: 1794 год
Размеры картины: 70Х108 см
Постоянно экспонируется: Третьяковская галерея. Лаврушинский переулок, 10, зал 6
Об этой картине ныне хранящейся в Третьяковской галерее, поэт Константин Батюшков с восхищением писал: «Взгляните теперь на набережную, на сии огромные дворцы один другого величественнее! На сии домы один другого красивее! …Как величественна и красива эта часть города!»
Передний план картины занимает стена Петропавловской крепости. Обращаясь к городскому ландшафту, Федор Алексеев создал в картине идеальный гармонический мир. Вода, воздух и архитектура сливаются в единое неразрывное целое. Поэзия и благородное сдержанное восхищение наполняют пейзаж. Современник художника восторженно писал о «гармонии и прозрачности, кои составляют главное достоинство его кисти».
Академик Императорской академии художеств Федор Алексеев — первый в русской живописи мастер городского пейзажа. В лиричных, с большой тонкостью исполненных картинах он запечатлел строгий облик Санкт-Петербурга, живописную красоту Москвы, поэзию повседневной городской жизни.
С 1803 году и до конца жизни Федор Алексеев преподавал в пейзажном классе Академии художеств перспективную живопись. Его учениками были знаменитые художники и будущие именитые преподаватели М.Н. Воробьев, Ф.Ф. Щедрин, С.Ф. Щедрин.
К сожалению конец жизни заслуженного мастера был печален. Он скончался в бедности 11 ноября 1824 года, через три дня после создания своей последней зарисовки наводнения в Санкт-Петербурге (у Большого театра). Был похоронен на Смоленском православном кладбище Санкт-Петербурга. Деньги на похороны и помощь многодетной семье выделила Академия художеств.