Данной статьей мы открываем цикл рассказов о витражах Сент-Шапель, представленных на выставке «Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель» в Музеях Московского Кремля. В России витраж, как искусство, был достаточно широко представлен только на рубеже XIX — XX веков во время расцвета искусства модерн. Соприкосновения с витражным искусством Средневековья, широкого распространенным в католической традиции Западной Европы, у россиян нет, тем ценнее выставка об искусстве времен Людовика Святого в сердце столицы.
Драгоценные витражи возрастом восемьсот лет впервые пересекли границы России.
Витражи — картины, сложенные из цветного стекла, преломляют солнечный свет и создают столь важную для храма атмосферу таинственности и причастности высшим сферам. В средние века становление искусства витража было напрямую связано с активным храмовым строительством. В ярких витражных композициях содержались послания для неграмотных о спасении души, иллюстрации библейских историй.
Капелла Сент-Шапель в центре Парижа была построена в качестве ковчега, сохраняющего реликвии Христа, приобретенные королем Франции Людовиком Святым. Нижняя церковь Сент-Шапель является основанием для всей конструкции, от нее вверх поднимаются огромные окна, а изящная верхняя церковь Сент-Шапель напоминает драгоценную шкатулку.
Окна занимают основное пространство капеллы — всего пятнадцать стрельчатых окон высотой около 15 метров. Они посвящены традиционной теме — преемственности правителей разных периодов, от ветхозаветных патриархов к правлению Христа и наследных королей Франции.
I витраж: «Двойная помолвка»
Время создания: до 1248
Создан для: Капеллы Сент-Шапель (Париж, остров Сите) по распоряжению Людовика Святого, короля Франции
Размеры: 72х83 см
История: Витраж был демонтирован в процессе реставрации 1848-1853 годов
В данный момент витраж постоянно хранится в Центре национальных памятников, хранилище исторических памятников дворца Шан-сюр-Марн под Парижем
Витраж «Двойная помолвка» до извлечения в XIX веке был частью большого витража «Реликвии». Витраж достаточно хорошо сохранился. Всего несколько фрагментов были заменены в процессе реставрации — пола плаща вверху слева у девушки, стоящей справа, желтый плащ юноши в правой паре и его же синее платье ниже талии. Под тройным сводом две пары заключают помолвки соединением рук. По предположению специалистов, сюжет этой сцены относится к истории Иисуса Навина*.
- Иисус Навин — предводитель еврейского народа, преемник Моисея. Его деятельность подробно изложена в Книге Иисуса Навина (Ветхий Завет)
Это библейская история об обещании, данном посланными Иисусом Навином в Иерихон, пощадить Раав*, когда город будет захвачен (Нав. II, 14). Две молодые женщины — это Раав и ее служанка.
- Раав — жительница Иерихона, блудница, которая, согласно Книге Иисуса Навина, укрыла в своем доме двух посланников из войска Иисуса Навина. За то при взятии города была вместе со всеми домочадцами пощажена, прославлена (она числится в списке героев веры) и «объявлена праведной на основании дел», и одним из таких дел было то, что она направила по ложному следу слуг царя (Иак. 2:24-26). Всё остальное население Иерихона, кроме семьи Раав, было поголовно перебито
Стиль витража соответствует общей манере главной витражной мастерской, где изготовляли витражи для капеллы Сент-Шапель. На витраже между сводами видна каменная кладка, над которой просматриваются зубцы, с правой стороны своды покоятся на стенах города, вероятно, Иерихона.
II витраж: «Фараон отдает приказ слуге»
Время создания: до 1248
Создан для: Капеллы Сент-Шапель (Париж, остров Сите) по распоряжению Людовика Святого, короля Франции
Размеры: 67х49 см
История: Витраж был демонтирован в процессе реставрации 1848-1853 годов
В данный момент витраж постоянно хранится в Центре национальных памятников, хранилище исторических памятников дворца Шан-сюр-Марн под Парижем
На витраже из капеллы Сент-Шапель изображен правитель в короне, облаченный в синий плащ поверх бордового хитона. Правитель восседает на желтой скамье. Он разговаривает с юношей в пурпурной одежде.
Жесты их интерпретировать сложно: неясно, слуга обращается к правителю или, наоборот. Фигура правителя изображена на фоне внутреннего убранства дворца, обозначенного аркой на двух колоннах в каменной кладке стены.
Исследователи полагают, что форма витража указывает на то, что он располагался в верхней правой части витража «Исход» в Сент-Шапель, что подтверждается также фрагментом декоративного орнамента, дополняющего эту сцену справа, и манерой исполнения лица главного героя.
- Книга «Исход» — вторая книга Ветхого Завета, описывает период времени от начала порабощения евреев в Египте фараоном до первого месяца второго года по их Исходу из Египта.
Правитель изображен на витраже без скипетра в руке, потому специалисты склонны отождествлять его с фараоном. Вся же композицию соответственно связывается с сюжетом их жизни евреев в Египте (Книга Исход, Библия).
III витраж: «Царь на смертном одре»
Время создания: до 1248
Создан для: Капеллы Сент-Шапель (Париж, остров Сите) по распоряжению Людовика Святого, короля Франции
Размеры: 72х83 см
История: Витраж был демонтирован в процессе реставрации 1848-1853 годов. В XIX веке был реставрирован
В данный момент витраж постоянно хранится в Центре национальных памятников, хранилище исторических памятников дворца Шан-сюр-Марн под Парижем
В XIX веке данный витраж подвергся значительным изменениям, которые, не затронули общей формы и композиции. Данная сцена относится к витражу «Книга Иисуса Навина» и к сценам из жизни Людовика Святого.
На кобальтовом фоне, ограниченном двойным красным сводом, который свидетельствует, что действие происходит в помещение, на первом плане представлен царь, возлежащий на ложе, обрамленном двумя крупными подсвечниками, атрибутами смертного одра.
За царским ложем стоят четверо юношей. Царь, голова которого покоится на голубой подушке, протягивает некий предмет, возможно, свиток или книгу, юноше, стоящему непосредственно позади него.
Юноша, обращенный лицом к царю, держит в руках корону. Другие два молодых человека жестом выражают свое согласие. Ноги царя покрыты плащом.
Известно, что на момент демонтажа данной работы в 1848-1853 годах, витражная панель являлась частью витража под названием «Реликвии». Современные исследователи предполагают, что на панели изображен Людовик VIII в момент передачи власти наследнику.
- Людовик VIII, по прозвищу Лев, отец Людовика XIX Святого.
Статья о витражах Сент-Шапель расположена здесь — https://wanderings.online/vitrazhi-sent-shapel/
Продолжение следует…