Илья Ефимович Репин – необычайно популярный художник, ставший классиком еще при жизни. Выдающийся мастер портретного искусства представлял в своих работах представителей разных сословий — простого народа и аристократии, интеллигенции и царских сановников — своеобразная летопись целой эпохи России в лицах. Мы приведем 10 интересных фактов о жизни и живописи Ильи Репина.
Творчество Репина отличается необыкновенной плодотворностью, причем многие полотна он писал одновременно. Одна работа еще не была закончена, как создавалась другая и третья. Он был одним из художников, кто с энтузиазмом откликнулся на идею основателя Третьяковской галереи о создании портретов выдающихся русских людей.
Репин заслуженно считался одним из лучших портретистов своего времени, благодаря чему он неоднократно писал картины по заказу царского двора и лично для Александра III.
За свою жизнь ему удалось создать целую галерею портретов современников. Также кисти Репина принадлежит множество исторических персонажей. Илья Репин является одним из ярчайших представителей русского реализма, картины которого мы знаем из школьных учебников, названия картин и иных точек приближения Репина знакомы нам по словам в обиходе русского человека «приплыли», «родные Пенаты».
Малоизвестные факты о биографии Ильи Репина
*Репин был вегетарианцем
Одним из 10 интересных фактов о жизни Репина является история о том, что вторая супруга Репина Вера Алексеевна, ярая пропагандистка вегетарианской еды, кормила семью и гостей блюдами из трав, котлетами из овощей и т.п. Зная это, приезжающие к Илье Ефимовичу тайно привозили с собой мясные блюда и потом съедали припасы в своей комнате, прислушиваясь, не идет ли кто-нибудь. На знаменитых «средах» в Пенатах среди гостей Репина на вегетарианских обедах неоднократно бывали Горький и Шаляпин, а также живший по соседству Корней Чуковский.
Однажды Репин пригласил знаменитого писателя, будущего лауреата Нобелевской премии Ивана Бунина для позирования к портрету. Но, в отличие от художника, Бунин был гурманом, любителем отличной еды и дорогих напитков. Писатель в воспоминаниях описал этот случай так: «Я с радостью поспешил к нему: ведь какая это была честь — быть написанным Репиным! И вот приезжаю, дивное утро, солнце и жестокий мороз, двор дачи Репина, помешавшегося в ту пору на вегетарианстве и на чистом воздухе, в глубоких снегах, а в доме — окна настежь.
Репин встречает меня в валенках, в шубе, в меховой шапке, целует, обнимает, ведет в свою мастерскую, где тоже мороз, и говорит: «Вот тут я буду вас писать по утрам, а потом будем завтракать как господь бог велел: травкой, дорогой мой, травкой! Вы увидите, как это очищает и тело и душу, и даже ваш проклятый табак скоро бросите».
Я стал низко кланяться, горячо благодарить, забормотал, что завтра же приеду, но что сейчас должен немедля спешить назад, на вокзал — страшно срочные дела в Петербурге. И сейчас же пустился со всех ног на вокзал, а там кинулся к буфету, к водке, закурил, вскочил в вагон, а из Петербурга послал телеграмму: дорогой Илья Ефимович, я, мол, в полном отчаянии, срочно вызван в Москву, уезжаю нынче…»
Не смотря на описанный Буниным случай у Репиных всегда было многолюдно за столом, а атмосфера на этих встречах была крайне демократичная. Репин запросто мог сесть за один стол с самыми простыми людьми. Слуги же и вовсе обедали с ним постоянно, что было удивительно для России того времени. Илья Ефимович считал, что хорошее отношение и вегетарианская пища способны сделать людей добрее, и всегда старался помочь ближнему.
* Репин спал на свежем воздухе летом и зимой
Мало известен интересный факт из жизни Репина: однажды художник познакомился с молодым врачом, который рассказал ему о большой пользе сна на открытом воздухе «от удушливого и смертельно опасного яда спальни». С того момента Репин с домочадцами отдавал предпочтения сну на открытом воздухе даже в лютые морозы. Круглый год сам художник спал на балконе, из-за необычной формы носившем название «Аэроплан». Летом живописец просто засыпал на воздухе, а зимой пользовался спальным мешком. Там же, на «Аэроплане», Илья Ефимович частенько брался за кисти.
Супруга и дети спали в так называемой холодной — комнате, в которой открывались настежь все окна. Для детей были сшиты длинные с заячьего меха мешки. «В холодной, — вспоминала дочь художника, — спали и папа, и мама, и наутро у папы замерзали усы, а снежок сыпался в окно прямо нам на лица».
-
В доме художника принципиально отказывались от прислуги, хотя семья была состоятельной
В усадьбе Пенаты не было прислуги в обычном тогда понимании, то есть помощника, который всегда под рукой. В дом прислуга приходила в определенные дни и часы, имела выходные.
Небывалым в доме Репина был тот факт, что гостям за столом не прислуживали. На выходе, никто, кроме иногда хозяина, не подавал им пальто. В доме повсюду висели плакаты: «Не ждите прислугу, её нет», «Снимайте пальто и калоши сами!», «Открывайте дверь в столовую сами!» и тому подобное.
По воспоминаниям поэта Давида Бурлюка: «Прислуги по этикету «Пенатов» не было. Круглый стол, за которым сидели обедающие и стояли приборы, был неподвижен, зато тот, на котором стояли яства (исключительно вегетарианские), был снабжен ручками, и каждый из присутствующих мог повернуть его, потянув за ручку, и таким образом поставить перед собою любое из кушаний. Так как народу было много, то не обходилось без курьезов: захочет Чуковский соленых рыжиков, вцепится в «карусель», тянет рыжики к себе, а в это время футуристы мрачно стараются приблизить к себе целую кадушечку кислой капусты, вкусно пересыпанной клюквой и брусникой».