Москва — очень неоднородный мегаполис по архитектурному стилю. Из всего разнообразия построек в статье подобраны 5 наиболее оригинальных и неожиданных московских домов.
-
«Дом -яйцо» на Чистых прудах
Дом построен в 2002 году. Оригинальный жилой дом является одним из символов «лужковской» архитектуры. Первоначально проект «дома-яйца» был создан архитектором Сергеем Ткаченко для родильного дома в Вифлееме, но в Израиле осуществления данного проекта отказались. В результате здание возвели на улице Машкова в районе Чистых прудов как пристройку к современному многоэтажному дому.
Где: Машкова, 1/11
В доме-яйце 4 этажа и 5 комнат. На первом этаже находится прихожая, холл и сауна. На втором — кухня со столовой, комната для прислуги и санузел. На третьем — жилая комната. На четвертом — комната купольной формы.
2. Чайный дом Перловых на Мясницкой
Китайская пагода в центре столицы? Да, почему бы и нет! Это частный дом и одновременно магазин с более, чем вековой историей.
Где: Мясницкая, 19
Напротив Главпочтамта на улице Мясницкой расположена «Китайская шкатулка» – так обычно называют Чайный Дом купца Перлова. Объект культурного наследия России выполнен в стиле шинуазри с использованием приемов искусства средневекового Китая.
Построен в 1890—1893 годах архитектором Романом Клейном для чаеторговца Сергея Васильевича Перлова. Вскоре после постройки дома Перлов решил переделать фасад здания в китайском стиле, что было связано с планируемым приездом в Москву на коронацию Николай II чрезвычайного посла и Канцлера Китайской империи Ли Хунчжана: Сергей Васильевич рассчитывал, что сановник по прибытию остановится в его доме на Мясницкой. Для чаеторговца этот визит сулил возможность заключения новых выгодных контрактов.
Крышу дома украсили башенкой в виде двухъярусной китайской пагоды, фасад покрыли лепными изображениями драконов, змей, китайских зонтиков и фонариков, украсили черепицей. Надписи на фасаде выполнили стилизованным под китайские иероглифы шрифтом. Многие отделочные материалы были доставлены из Китая.
Старания купца оказались напрасными: Ли Хунчжан по прибытии в Москву поселился не на Мясницкой, а в доме родного брата и конкурента Семёна Перлова. Тем не менее, внешний вид дома стал визитной карточкой фирмы Сергея Перлова и сыграл большую рекламную роль в его бизнесе.
Фирмы братьев делали ставку на разную категорию покупателей: Семён Васильевич продавал в основном доступные массовому потребителю сорта чая, тогда как Сергей Васильевич ориентировался на состоятельную публику. Именно в магазине Сергея Васильевича впервые стали продавать чай не в картонных упаковках, а в красочно оформленных жестяных банках, а для самых богатых клиентов — в хрустальных чайницах.
В советсткое время в доме всегда работал магазин чая и кофе, как и в настоящий момент.
3. Особняк Арсения Морозова
Однако Морозов был в восторге от дома и оказался прав – прошло сто лет, от многих «правильных» домов московской знати не осталось и следа, а нестандартный замок радует и удивляет гостей столицы и поныне.
4. Дом-теремок в Первом Хвостовом переулке
«Дом — теремок» — оригинальная фантазия на тему «русского узорочья», воплощенная в жизнь архитекторами Александром Щукиным и Михаилом Леоновым.
5. «Дом с рюмкой» на Остоженке
Существует несколько версий, почему на крыше дома в центре Москвы расположена огромная перевернутая рюмка. История первая повествует о раскаявшемся пьянице. Широко умеют гулять русские денежные воротилы. Но, оказывается, и «завязать» могут с шиком. Купец Филатов, известный кутила, едва не пропил все свои средства. Но, дав зарок не пить, вновь разбогател и построил доходный дом, а на крыше велел поставить символическую перевернутую рюмку, чтобы все видели: больше он не пьет.
Где: Остоженка, 3
Есть и другие версии происхождения рюмки. Дескать, дом построил отец пьющего купца и обещал подарить сыну, если тот бросит пагубную привычку. Краеведы высказывают другие догадки. Дом на Остоженке строили два зодчих с временным интервалом в три года. Левую половину доходного дома в 1904 году воздвиг Эрнест Нирензее, приверженец конструктивизма с его минимализмом и функционализмом, а вторую половину, накрытую рюмкой, доделывал с 1907 по 1909 Валентин Дубовской, любитель псевдоготического модерна. Так что пресловутая рюмка на самом деле — готический купол.
Историки рассказывают, что купец Яков Филатов был видным представителем московской старообрядческой общины. Если вспомнить, что за пьянство старообрядцы отлучали человека пожизненно от церкви (а за курение — и посмертно), то перевернутая рюмка получает совсем другой смысл.