Автор: Джованни Беллини (1432-1516)
Название картины: «Оплакивание Христа с Иосифом Аримафейским, Никодимом и Марией Магдалиной»
Пинакль* — навершие на алтаре
Дата создания: около 1471-1474 года
Размер картины: 107х84 см
Слева внизу подпись: IOANNES BELLINVS
Краткая история картины: Создана для из церкви Сан Франческо в итальянском городе Пезаро; с 1779 — в Париже; с 1816- в Риме; с 1820 — в Пинакотеке Ватикана
«Оплакивание Христа» — одно из двух символов (второй символ Ангел Мелоцци) выставки-блокбастера «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана» в Третьяковской галерее, который воспроизводится на афишах. Данная картина выполнена на дереве одним из самых знаменитых венецианских художников Ренессанса.
Это совершенно особенное, по глубине восприятия, произведение невероятного эмоционального накала, очень искусно выстроенная: все в этой композиции тяготеет и к лику Христа, и к той чаше, которая изображена в центре картины, между мертвым Христом и Марией Магдалиной.
Образ венчал алтарь с изображением «Коронованием Девы Марии» в центре, которое хранится в Городском музее Пезаро (Италия). Картина помещалась вверху алтаря, отсюда, наверное, и ракурс изображенного: фигуры увидены немного снизу. Алтарь, известный как алтарь Пезаро или Пала Пезаро — наиболее значительное произведение зрелого творчества Джованни Беллини.
Точную дату его создания установить пока не удается, ровно как и имя заказчика. Вставленная в единую с главной картиной раму, предела (нижняя часть алтаря) содержит семь отдельных сцен; еще восемь (с фигурами святых) расположены вертикально на боковых пилястрах.
На левой пилястре — святая Екатерина Александрийская, святой Лаврентий, святой Антоний Падуанский и святой Иоанн Креститель, на правой — блаженная Микелина Пезарская, святой Бернардино Сиенский, святой Людовик Тулузский и святой Андрей Первозванный.
В остальных живописных вставках (в составе пределы) в основаниях пилястр изображены святой Георгий с драконом (слева) и святой Терентий (справа). Под алтарем расположены «Обращение Савла», «Распятие святого Петра», «Рождество», «Святой Иероним в пустыне» и «Стигматизация святого Франциска».
Картина из Пинакотеки Ватикана находилась на самом верху алтаря. Она представляет сцену Оплакивания Христа — именно этот сюжет чаще всего выбирается для пинакля, так называлось навершие алтаря. Беллини не раз обращался к этому мотиву, однако данное «Оплакивание» отличается новизной как концепции, так и иконографии. Христос изображен не фронтально, а вполоборота к зрителю, который видит его снизу вверх.
Персонаж, поддерживающий Иисуса сзади, предположительно, Иосиф Аримафейский. Святой Никодим подает сосуд с миром коленопреклоненной Марии Магдалине.
В отличие от традиционной трактовки данного сюжета необходимо отметить отсутствие среди изображенных Мадонны, которая представлена в «Короновании Девы Марии», центральной части алтаря. Фигуры старца Никодима, сдержанно взирающего в скорбной задумчивости на мертвого Иисуса, и Марии Магдалины, чье лицо опухло от горестных слез, исполнены глубокого драматизма, связанного с осознанием неизбежности божественной жертвы. Задумчивое молчание трех фигур рядом с телом Христа и сложное сплетение рук персонажей придают этой сцене редкую психологическую остроту, свойственную произведениям нидерландских мастеров.
Беллини, как и они, вступает в прямой эмоциональный контакт со зрителем, но по воздействию его произведение даже превосходит искусство Северной Европы.
Контраст между сияющей яркостью золотистого света, заливающего картину, и мрачностью теней создан с помощью приема, напоминающего характерную технику нидерландской масляной живописи. Мы видим это на примере тени, падающей на одеяние святого Никодима и нагнетающей атмосферу мистической драмы.
Ракурс, в котором представлена голова Иисуса, повторил Антонелло да Мессина в картинах «Христос у колонны» (Париж, Лувр) и «Оплакивание» (Национальный музей Прадо, Мадрид), написанных в Сицилии около 1478 года. Следовательно, можно предположить, что Антонелло успел увидеть алтарь в мастерской в Венеции в 1475 году, до того, как он был отправлен в Пезаро.
«Оплакивание», хранящееся в Ватикане, не упоминается в немногих сохранившихся документах, касающихся алтаря Пезаро. Авторство Беллини было установлено довольно поздно. В 1913 году было высказано предположение, что «Оплакивание» из Пинакотеки Ватикана в раме, все еще сохранившейся в Пезаро, первоначально венчало алтарь с «Коронованием Девы Марии».
Единственным письменным свидетельством, подтверждающим наличие пинакля на алтаре Пезаро было мало кем замеченное описание алтаря, сделанное Марчелло Оретти в 1779 году. Алтарь был разобран и отправлен во Францию в конце XVIII века, когда наполеоновская армия реквизировала произведения искусства Италии для того, чтобы создать величайший музей искусств в Париже. По воле Бонапарта в Париж свозили шедевры из всех завоеванных им стран, в том числе и Ватикана. После Венского конгресса картина была возвращена в начале XIX века в Италию и в 1820 году «Оплакивание» Беллини поступило в Пинакотеку Ватикана.
Биография художника
Джованни Беллини является известным итальянским живописцем, величайшим учеником школы живописи Венеции. Беллини заложил основы живописного искусства Возрождения в Венеции.
Беллини был признанным гением еще при жизни, но его жизнь, как творческая, так и обыденная, плохо зафиксирована документально, поэтому все даты, в том числе и датировка произведений, не точны.
Художник родился в семье Якопо Беллиини, который имел трех сыновей, включая Джованни, и одну дочь. Анна Ривенски, его жена, составила завещание перед первыми родами, которое сохранилось в архивах. Однако старшим сыном считается Джентиле, поэтому даты рождения Джованни можно отнести к 30-33 годам XV века.
Кроме того, среди исследователей были предположения, не нашедшие однако документального подтверждения, что Джованни не приходился родным сыном Анны Ривенски, а был внебрачным сыном Якопо, так как в ее последнем завещании упомянут не был, и все имущество переходило сыновьям Джентиле, Никколо и дочери Николозии.
К 1485 году относится свидетельство, что Джованни был женат на женщине по имени Джиневра. Судя по завещанию сына Беллини, она умерла в 1498 году. Однако в нотариальных архивах сохранилось завещание некой Марии, которая именует себя «вдовой живописца Джованни Беллини», из чего часть исследователей сделала вывод, что после смерти супруги Беллини женился вторично.
Творческий путь Беллини
Считается, что обучение он проходил у своего отца, который был художником, около 1449 года, а в 1459 году стал возглавлять мастерскую в Венеции.
Ранние художественные работы Джованни можно охарактеризовать как драматически острые, выдержанные в холодных оттенках. Однако к концу 70-х годов манера его письма изменяется. Толчком для этого послужил приезд в Венецию в 1475 году Антонелло да Мессины и его живописных работ. Работы Беллини становятся ясными и чистыми.
Этому периоду его творчества присущи гармоничные величественные портреты, в том числе многочисленные портреты Мадонн, что стали для него особой темой («Мадонна с деревцами», «Мадонна», «Озерная Мадонна»), написанные на фоне великолепного пейзажа («Пиршество богов», «Стигматизация святого Франциска»).
Здесь четко прослеживаются характерные черты живописи Возрождения: четкая упорядоченная композиция и интерес к человеку. Этот период стал важным не только для творчества художника, но и для венецианской живописи в целом. Позднему периоду творчества Джованни характерны сюжеты античной мифологии («Пиршество богов»).
Джованни Беллини закончил свой жизненный путь в 1516 году. 29 ноября итальянский историк Марино Санудо написал в своём «Дневнике», что утром того дня не стало Джованни Белинни, великого, прославленного во всем мире живописца. Джованни Беллини оставил после себя более двухсот произведений — картин и рисунков.