Особое почитание Рафаэля началось в России в XVIII веке при формировании коллекции Эрмитажа. Екатерина II — основательница коллекции Эрмитажа разбиралась в живописи, желала иметь у себя в России все самое лучшее. Не смотря на то, что она не выезжала за пределы своей страны, пожелала иметь копию ватиканских лоджий Рафаэля.
Мастерская Рафаэля начала в 1518 году роспись Лоджий Ватикана. Длинная галерея (65 метров) разделена на 13 частей. В каждой из них изображены по 4 эпизода Ветхого и Нового заветов. Лоджии Ватикана были расписаны учениками Рафаэля по эскизам и под наблюдением самого художника. Спустя три с половиной столетия, по указу российской императрицы архитекторы и художники обмеряли и копировали оригинальные лоджии и с течением времени в Санкт-Петербурге была сделана копия части Папского дворца в Ватикане. Надо отметить, что та часть Папского дворца, где расположена лоджии Рафаэля в данный момент закрыты для посещения туристами. В Эрмитаже любой купивший билет в музей может насладиться легкостью и изяществом галереи, копирующей замысел и творение Рафаэля.
Рафаэль был любим А.С. Пушкиным, хотя поэт не был в Италии и мог видеть работы художника только в Эрмитаже. В своем творчестве поэт сравнивал своих возлюбленных с мадоннами Рафаэля. Из классиков литературы самым большим приверженцем художника был Ф.М. Достоевский. Он много путешествовал и подолгу жил в Европе. Копия Сикстинской мадонны висела в доме Ф.М. Достоевского. Писатель восхищался работой Рафаэля.
Идеально прекрасная молодая женщина с младенцем-Богом на руках, которого она отдает в искупление человеческих грехов. Взгляд Мадонны, направленный сквозь зрителя, полон скорбного предвидения трагической судьбы сына (взор которого также недетски серьезен). Жена Ф.М. Достоевского в своем дневнике записала: «Федор Михайлович выше всего в живописи ставил произведения Рафаэля и высшим его произведением признавал «Сикстинскую Мадонну».
В усадьбе Ясная поляна, у Л. Н. Толстого так же висела копия «Сикстинской Мадонны».
В середине XIX века первый директор музея Эрмитаж приобрел «Мадонну Конестабиле» Рафаэля. Это одно из самых ранних произведений Рафаэля. Свою прелестную «Мадонну Конестабиле» Рафаэль поместил в круг — символ совершенства и бесконечности. Великолепна и сама рама обрамляющая картину, она была изготовлена по рисункам Рафаэля. Художник написал картину в 20-летнем возрасте. Император Александр II приобрел ее у семьи графа Конестабиле из города Перуджа в 1871 году.
В России сегодня представлены две картины Рафаэля Санти – «Мадонна Конестабиле» и «Святое семейство», обе в коллекции Эрмитажа. Когда-то их было больше. В конце 1920х годов в начале 30х годов в связи с голодом в стране многие шедевры музея Эрмитаж были проданы за рубеж. В связи с этим картины Рафаэля «Святой Георгий» и «Мадонна Альба» сейчас находятся в Вашингтонской Национальной галерее искусств.
«Святое семейство» (или «Мадонна с безбородым Иосифом»). Изображение Святого семейства: Марии, Иосифа и младенца — были в Европе очень популярны. Картина много раз неудачно реставрировалась, в связи с этим ее не смогли продать в начале ХХ века за рубеж.
Статья о картинах Рафаэля на выставке «Рафаэль. Поэзия образа» в ГМИИ имени Пушкина (Москва, улица Волхонка) расположена в этой статье: 8 картин Рафаэля Санти в ГМИИ
Статья о картинах Рафаэля на выставке шедевров Пинакотеки Ватикана расположена здесь: Рафаэль и кровавая история картин на выставке в России