Один из самых почитаемых и древних обителей Православия в России — Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь. Название монастыря связано с находящимися в нём пещерами (по-древнерусски — печорами). По преданию, в XIV веке охотники, устроившие ночлег в данном месте, услышали чудесное пение из-под земли. Попытка отыскать источник пения оказались безрезультатными и за местом утвердилась слава святого. А спустя несколько лет местный крестьянин рубил дерево и часть дерева завалилась под землю, обнажив вход в пещеру отшельников. Дату открытия входа зафиксировали 1392 годом. Сообщается, что над входом в пещеру были начертаны слова «Богом зданная пещера» (в данный момент над входом в пещеры по прежнему находится такая надпись.
Расположение: в 3 километрах от границы с Эстонией, 340 км на юго-запад от Санкт-Петербурга и в 70 км на запад от Пскова, Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь ведет свою историю уже более 500 лет. Монастырь «спрятан» в глубоком лесном овраге так, что издалека его почти не видно.
Пещеры: на семи подземных «улицах» пещер длинной более 200 метров покоится прах более 10 000 иноков и представителей дворянских родов — Бутурлиных, Суворовых, Пушкиных, Кутузовых, Мусоргских.
В пещерах часто селились монахи, бежавшие в псковскую землю с юга, от набегов крымских татар. Обширное каменное строительство развернулось в Печорах начале XVI века, после разорения обители ливонскими рыцарями. Многим обитель обязана преподобному Корнилию, настоятелю монастыря. Согласно распространенной версии, преподобный Корнилий принял насильственную смерть от руки Ивана Грозного, подозревавшего его в нелояльности. По преданию, Иван Грозный убил его посохом в самом монастыре. Ужаснувшись, царь сразу же раскаялся в содеянном и собственноручно отнёс тело игумена в храм, окропив его кровью центральную дорогу, получившую из-за этого мрачное название «кровавая дорожка». Версия об убийстве преподобного Корнилия царем в настоящее время подвергается сомнению.
Монастырь был крепостью, держал осады и обычно выигрывал битвы. В монастыре особая атмосфера, он расположен практически на границе страны с западными соседями и всегда был на границе, а значит всегда первым держал бой. Неспокойные ливонцы, а затем и поляки, и шведы с той стороны границы нередко совершали разорительные набеги на русскую землю, нанося при этом первый удар по Псково-Печерскому монастырю, который отныне, будучи обнесён мощной стеной, стал выполнять также функцию пограничной русской крепости.
Поляки безуспешно осаждали монастырь в 1581-1582 годах, а в 1611-1616 годах монастырь выдержал осады сначала польских же войск гетмана Яна Ходкевича, а затем шведов под командованием короля Густава II Адольфа. Неудачей для шведов закончилась и осада Псково-Печерского монастыря уже в Северную войну — в 1701 и 1703 годах. В общем, Псково-Печерский монастырь, наверное, можно считать одним из наиболее воинственным русским монастырём за всю историю.
Монастырь ни разу за всю свою историю не закрывался. В межвоенный период (с 1920 до 1945 года) он находился в пределах Эстонии, благодаря чему не был затронут антицерковными и антирелигиозными мероприятиями Советской власти. Особенно интересно то, что советская власть не закрыла его и после присоединения Эстонии к СССР в 1940 году. Он продолжал действовать в советские годы и был единственным действующим мужским монастырём на территории СССР.
Жизни монастыря принадлежат многие рассказы популярнейшей книги епископа Тихона (Шевкунова), который начинал свою монашескую жизнь в Псковско-Печерском монастыре. Его рассказы «Несвятые святые» выдержали тираж более 2 000 000 экземпляров. В том числе в книге описаны многие личности и старцы монастыря. Одной из самых интересных автору данной статьи является личность архимандрита Алипия (Воронова) — наместника монастыря в 1959-1975 годы.Художник, реставратор, коллекционер прошел Великую отечественную войну от Москвы до Берлина в составе 4 танковой армии. По воспоминаниям современников, увидев ужасы войны, он принял решение, что если останется жив — посвятит себя служению Богу. Так и случилось.
Неоднократно обитель собирались закрывать и именно архимандриту Алипию принадлежит заслуга в продолжении функционирования обители. Воин на войне защищал обитель на посту наместника монастыря. Поскольку монастырь не был закрыт, в него стекались подвергавшиеся преследованиям властей неординарные, ставшие легендарными сейчас старцы, монахи, священнослужители. В стенах монастыря в том числе было много прошедших войну монахов. Ниже привожу небольшую галерею образов монахов и отшельников монастыря, о которых написана книга.
Любой путешественник, который не является паломником, должен понимать, что Псково-Печерский монастырь — это монастырь с определенными требованиями к туристам, поскольку все в обители создано для служения монастыря. В связи с этим Вас не будут встречать магазины с многочисленными магнитиками и т.п. Обитель всегда была опорой и крепостью Православия в западном регионе страны. Обитель и сегодня живет не как туристический объект, а как монастырь (иногда эти понятия размыты в некоторых обителях). Побывать в этом невероятном месте стоит любому.