Красная горка – это особый праздник, сочетающий в себе православные традиции и отголоски языческого прошлого. «Красный» – значит, красивый, что есть прямой отсылкой к набирающей силе весне.
Но почему же именно горка стала красной? Потому что на возвышенности тепло приходило в первую очередь. На таких очищенных и обсушенных солнцем горках происходили народные гуляния, связанные с полноправным вступлением весны во власть и началом периода сватовства.
Православная Церковь дала празднику Красная горка новый смысл, связав его с христианскими событиями.
Празднуется данное событие в первое воскресение после Пасхи, поэтому его дата каждый год меняется. Этот праздник в народе имеет и другие названия: Фомино воскресение и Антипасха.
Фома неверующий
Первоеназвание напрямую связано с библейскими событиями. Название «Фомин день» или «Фомино воскресенье» праздник получил из-за случившегося в этот день чуда – уверования святого Фомы. Один из апостолов Христа, Фома, не верил в возможность воскресения сына Божьего.
Апостол заявил, что пока не увидит на руках его ран от гвоздей, не поверит в том, что перед ним вновь живой Христос. На восьмой день после своего воскрешения Христос появился перед Фомой и протянул к нему руки со следами от ран.
Явление Христа апостолу стало доказательством того, что плоть и кровь Сына божьего был настоящими, равно как и страдания Его на кресте за все человечество тоже были истинными. День, когда Фома уверовал в чудо, и получил название Фомина воскресенья. В названии Антипасха частица «анти» используется в значении «вместо».
Венчания
Данный праздник является дополнением к Пасхе, поскольку это первый день после длительного поста, когда можно проводить венчание. Именно на этот праздник припадает наибольшее количество свадеб.
Красная Горка – время для свадеб и свадебных сговоров.
Весна – пора любви. Недаром у славян существовала поговорка, наиболее точно характеризовавшая отношение к союзам, заключенным сразу после Пасхи: «Кто на Красну Горку жениться, тот вовек не расстанется».
В этот день также проводились обряды, призванные отгородить село от невзгод и привлечь счастье и хороший урожай. Так, еще затемно все женщины собирались на краю поселения, впрягались в плуг и делали борозду вокруг всего села, читая при этом молитвы. Если при замыкании круга образовывался крест – то это считалось хорошей приметой.
Глубокая борозда символизировала защиту поселения от болезней, засухи, неурожая и других напастей.В этом обряде участвовали только женщины, а мужчин к нему не подпускали.
Еще одна традиция, принятая на Фомино воскресенье, напрямую была связана с яйцами, символом Пасхи, возрождения и новой жизни. Перед началом пахоты о плуг, который первым должен был начать пахоту, разбивали яйцо, расписанное красивыми узорами, несущими сакральный смысл.
Примета на богатство – чтобы не знать недостатка в деньгах, на Красную горку необходимо умыться перед иконой. При этом младшим родственникам нельзя умывать старших. Лучше всего, если самый старший в семье умоет тех, кто моложе.
Красная горка
На Красную горку прежде приходилось первое весеннее гуляние молодых девушек. Игры и гулянья происходили на пригорках, раньше других освобождавшихся от снега, отсюда название — «красная» (то есть красивая) горка. Обычно в России к Красной горке приурочивались свадьбы, но в некоторых местах она начиналась поминанием покойников (на кладбище), после чего устраивался праздник.
Повсеместно девушки ходили по улицам и пели веснянки. Красная горка была одним из самых любимых праздников в дореволюционной России. Кроме того, Красная горка — это популярный день для заключения браков и венчания.
В течение недели устраивались праздничные прогулки заневестившихся девушек. Женихи, в свою очередь, выходили на смотрины, совершавшиеся на весеннем вольном воздухе, под зеленеющими навесами распускающихся деревьев.
Это самое весёлое время деревенской молодёжи. Молодёжь в те ночи песни играет, хороводы водит, в горелки бегает от вечерней зари до утренней.
В храме
Кончено, с приходом православия на Русь празднование Красной горки стало связано с богослужениями.
Так, сегодня церкви проводят торжественную литургию, по окончанию которой прихожанам раздается «антидор» — небольшие ломти просфоры, из которой извлекли мякиш для причастия.
Принимать «антидор» у священника необходимо, положив правую руку на левую ладонями вверх, образовывая крест. Священный хлеб нужно съесть еще в церкви натощак.