Выставку картин Ивана Айвазовского в Государственном Русском музее посетили 300 тысяч человек, при этом экспозиция оказалась более популярной, чем предыдущая крупная выставка работ Василия Кандинского. Хотя экспозиция выставки мариниста отличалась от той, что была показана в Третьяковской галерее, Айвазовский поставил рекорд популярности в обеих столицах (в Москве выставку посетило 599 тыс. человек).
«Сегодня мы закрываем одну из тех выставок, которые жалко закрывать. За время работы выставки картин Айвазовского на ней побывало 300 тысяч человек. На выставке Кандинского побывало 250 тысяч человек«, — сказал журналистам во вторник директор Русского музея Владимир Гусев.
Как рассказала на пресс-конференции замдиректора по научной работе Евгения Петрова, затраты на выставку Айвазовского оказались несравнимы с полученной прибылью. Проект, который обошелся музею приблизительно в 10 млн рублей, собрал 60 млн только за счет продажи билетов, еще 20 млн дала продажа каталогов и сувенирной продукции. Практически полностью распродан 3000-ный тираж каталога, однако в сувенирном киоске еще можно увидеть тапочки с «Девятым валом» за 8 тысяч рублей. Теперь музею нужно найти применение такому неожиданно большому притоку внебюджетных средств, и сотрудники надеются не только на выплату премии, но и на то, что часть заработанного будет инвестировано в будущие проекты.
Сроки ожидания в очереди на Айвазовского достигали трех часов, но на посещаемости постоянной экспозиции такая популярность не отразилась. По сравнению с Мраморным дворцом и Инженерным замком выставочные залы в Михайловском дворце (всего у ГРМ четыре выставочные площадки) остаются самыми большими и способны принять много масштабных произведений живописи. Однако исторические интерьеры, охраняемые законом, невозможно оборудовать современной вентиляцией и модернизировать в них систему освещения. Один из уроков, который Русский музей извлек из завершившейся выставки Айвазовского, касается музейной логистики, и в дальнейшем музейщики постараются разделять потоки экскурсантов и одиночных посетителей. Стало ясно, что надо продлевать время работы Корпуса Бенуа до позднего вечера, не дожидаясь ажиотажного спроса публики, возрастающего к концу выставок-блокбастеров.
В заключение отчетной пресс-конференции бригада такелажников впервые в истории Русского музея дала показательное выступление, сняв со стен три картины Айвазовского, которые возвращаются в фонды.
Русский музей уже запланировал несколько столь же крупных выставок искусства в Корпусе Бенуа. Так, после демонтажа картин Айвазовского в экспозиционных залах подготовят выставку работ Василия Верещагина, посвященную 175-летию со дня его рождения.
«Будет более 200 произведений из собрания Русского музея, из Третьяковки. Мы впервые покажем Верещагина с другой стороны. Все знают его как художника батальных сцен, но Верещагин — это не только война, это и пейзажи, и акварели«, — отметил Владимир Гусев.
Кроме того, Русский музей готовит выставку искусства Великого Новгорода XVI века.
Выставка работ Айвазовского была открыта в Русском музее в конце декабря.