Две картины и две Венеры изображенные на них, составляют интересную параллель двух великих художников венецианского ренессанса, Тициана и Веронезе. Обе картины соседствуют на выставке в Пушкинском музее «Венеция Ренессанса. Тициан, Тинторетто, Веронезе» в Белом зале музея. Обе Венеры схожи в изображении любовных сцен, пикантных и притягательных. Обе Венеры увлечены своими божественными партнерами и все же есть существенные различия между ними. С одной стороны, сразу бросается в глаза разница в размерах холстов: камерная работа Веронезе и огромная, почти двухметровый квадрат, знаменитая работа Тициана.

На выставке "Венеция Ренессанса. Тициан. Тинторетто. Веронезе" в Пушкинском музее Москвы. На первом плане полотно "Венера и Адонис" Тициана

На выставке «Венеция Ренессанса. Тициан. Тинторетто. Веронезе» в Пушкинском музее Москвы. На первом плане полотно «Венера и Адонис» Тициана

Художники не соперничали друг с другом во время написания работ (между ними 40 лет разницы), поскольку Тициан был старшим мэтром и признанным мастером, когда Веронезе только начинал свой творческий взлет. Сам же Тициан, в знак признания заслуг входящего «в силу» Веронезе, наградил его отличительной наградой Венеции для художников — Золотой цепью. Тициан был недосягаем, его заказчики, сплошь короли и императоры Европы. Веронезе в основном работал по заказам аристократии.

Особо хотелось бы обратить внимание на тот факт, что обе Венеры уже перешагнули возраст 500 лет! Столь почтительный возраст и исключительные дарования художников заставляют нас застывать в восхищении перед ними. Остановимся же на каждой Венере отдельно.

Венера и Марс Веронезе

ВЕНЕРА И МАРС С АМУРОМ И ЛОШАДЬЮ

Автор: Веронезе

Дата создания: около 1570 года

Размер холста: 47х 47 см

Место постоянного экспонирования: Савойская галерея (Сабауда), Турин, Италия

Паоло Веронезе-Автопортрет

Паоло Веронезе. Автопортрет

История происхождения картины

Иметь коллекцию в XVI веке значило иметь высокий социальный статус в обществе. Дворец, вилла, коллекция, библиотека и семейное захоронение — вот по каким признакам судили о положении семьи. В XVII веке картина находилась в венецианском доме богатого торговца тканями из Бергамо Кристофоро Орсетти.

После картина пребывала в разных коллекциях Лондона и Чикаго, в 1924 году холст приобрел адвокат из Турина Риккардо Гуалино. Так картина вернулась из Нового Света в европейскую Италию. После Второй мировой войны полотно попало в Савойскую галерею и приобрела статус собственности итальянского государства.

"Венера и Марс" Веронезе на выставке "Венеция Ренессанса. Тициан, Тинторетто, Веронезе" в Пушкинском музее

«Венера и Марс» Веронезе на выставке «Венеция Ренессанса. Тициан, Тинторетто, Веронезе» в Пушкинском музее

Работа признается критиками как одна из самых изощренных, тонких картин Веронезе. Полотно представляет собой редкий пример картины небольшого формата в творчестве Веронезе. Камерная работа очевидно была выполнена по заказу. Поразительна тщательность в исполнении деталей картины: украшений Венеры, торса Марса.

О чем картина

Изображен момент предельного напряжения сил влюбленных Венеры и Марса под красного цвета балдахином (символом чувственной страсти). Пыл влюбленных остужает внезапное появление Амура. Он грубо прерывает любовную идиллию. Бог любви вводит в картину под уздцы лошадь, символ бога Марса,  и ведет животное вниз по винтовой лестнице в комнату влюбленных.

Венера и Марс Веронезе

«Венера и Марс с амуром и лошадью» Веронезе. Фрагмент

Голова Амура увенчана плющом — символ верности и постоянства в любви или символ любовных утех. Какой именно смысл желал изобразить Веронезе неизвестно, возможно он намеренно играл со зрителем, изображая божественных Венеру и Марса в столь человеческой, комичной ситуации. Возможно плющ на голове подсказывал зрителю о намеке Венере о необходимости сохранения верности супругу Вулкану. С другой стороны лошадь (символ Марса) вводится в картину, где Марс же главное действующее лицо и возможно это намек на счастливый конец любовной истории Марса и Венеры.

Венера и Марс Веронезе

Игра смыслов на картине приглашает зрителя к участию в выборе окончания истории. В отличие от картин Тициана, Веронезе в игривом тоне изображал мифологические сюжеты. Тициан выдерживал своих Марсов и Венер в более эпическом ключе.

ВЕНЕРА И АДОНИС

Автор: Тициан

Дата создания: около 1545 года

Размер холста: 175,5 х 198 см

Картина находится в частном собрании Благотворительного фонда «Классика». Москва, Россия

Венера и Адонис Тициан

О чем картина

Венера и Адонис — одна из самых знаменитых композиций в творчестве Тициана. Тема картины взята из «Метаморфоз» Овидия (сочинение I века н.э.), где Венера, раненная стрелой Купидона, влюбилась в юношу Адониса. Их любви мешала страсть последнего к охоте. Однажды он отправился на охоту и был убит разъяренным вепрем. Чтобы сохранить память о возлюбленном Венера из крови юноши вырастила цветок анемон (см. изображение), отождествляющийся с солнцем. Адонис с Венерой таким образом стали олицетворением жизни, а смерть Адониса символом ее ежегодного умирания.

Тициан Вечелио Автопортрет. Музей Прадо Испания 1567

Тициан Вечелио Автопортрет. Музей Прадо Испания 1567

Если внимательно рассматривать картину, то персонажи и детали расскажут историю. Спящий Амур со стрелой в руке спит в тени большого дерева. О любовном опьянении говорит опрокинутый сосуд у ног Венеры. В небе, между облаков еще раз появилась Венера в образе богини любви в окружении голубей. Венера пытается удержать возлюбленного, предчувствуя беду.

Анемон или Anemone coronaria

Цветок Анемон или Anemone coronaria

Адонис стремиться на охоту, увлекаемый собаками за пределы картины. Аллегорический эротический смысл картины сделал тему Венеры и Адониса чрезвычайно популярной в аристократических кругах Европы. Данным обстоятельством объясняется многочисленные авторские повторения композиции для разных заказчиков.

Венера и Адонис Тициан

Фрагмент «Венера и Адонис» Тициан. Выставка «Венеция Ренессанса. Тициан, Тинторетто, Веронезе»

«Венера и Адонис». Авторские варианты

Любовная страсть и соседствующая драма однозначно была по душе заказчикам, потому картина известна в авторских повторениях. Самая знаменитая работа Тициана «Венера и Адонис» хранится в Музее Прадо в Мадриде. Авторские повторения и копии хранятся в музеях:

  • Лондонская Национальная галерея
  • Музей Метрополитен в Нью-Йорке
  • Национальная галерея искусств в Вашингтоне
  • Музей Пола Гетти в Лос-Анджелесе
  • Частной коллекции в Лозанне и в иных собраниях

Все варианты авторских повторений различаются то размером, необходимым для интерьера заказчика, то количеством собак, тянущих Адониса на охоту, и т.д. Изображения вариантов картин представлены внизу повествования.

Венера и Адонис. Зал Тициана в Прадо Мадрид

«Венера и Адонис» в зале Тициана в Прадо Мадрид. картина висит в правой части зала

Как в России появился свой Тициан «Венера и Адонис»

Сразу оговоримся, картина, экспонирующаяся на выставке «Венеция Ренессанса» принадлежит не музею, а частному собранию. Полотно впервые было выставлено на европейском аукционе в 2005 году как работа венецианской школы кисти последователя Тициана (датирована около 1600 года). Она была куплена российским коллекционером и привезена в Россию. Знаменитый эксперт по итальянской живописи старых мастеров, Виктория Маркова (сотрудник Пушкинского музея), атрибутировала картину как работу Тициана. Обладая неоспоримым авторитетом, ее мнение и доказательства подтвердили знаменитые эксперты из музея Прадо и ряд других специалистов. Так картина, купленная за «копейки» стала стоить в сотни раз выше своей стоимости на аукционе в 2005 году.

После приобретения полотно прошло научную реставрацию и полное исследование.

Венера и Адонис Тициана

«Венера и Адонис» Тициана на выставке в Пушкинском музее (2017 год)

Рентген картины. Сенсационные открытия

На рентгенограмме полотна с выставки Пушкинского музея видно большое количество авторских правок, а так же метод работы Тициана, когда он наносил следующий слой масляной краски на еще не высохший предыдущий.  В знаменитой «Венере и Адонисе» из испанского музея Прадо правок нет (только в ноге Венеры). В 2014 году мадридскую картину отреставрировали и подвергли современным исследованиям. В результате на испанской картине обнаружены под красочным слоем рисунок, переведенный калькой с российской «Венеры и Адониса». Вследствие данных открытий именно картина с выставки Пушкинского музея признана первым вариантом «Венеры и Адониса» Тициана, который послужил удачным образцом для следующих авторских повторений. Именно данный вывод был сделан сотрудниками испанского музея Прадо в 2014 году.

Тициан "Филипп II в юности" 1551

Тициан «Филипп II в юности» 1551

Картина с выставки в Москве была создана ранее картины музея Прадо, которая была написана около 1554 года для короля Испании и Португалии Филиппа II, о чем в письме к заказчику писал Тициан.

Российская картина скорее всего была создана во время (или сразу после) нахождения Тициана в Риме для работы по заказам папы Римского и его внука, кардинала Алессандро Фарнезе, портрет которого также экспонируется на выставке Пушкинского музея, о котором мы подробно уже рассказывали.

Портрет Алессандро Фарнезе на выставке "Венеция Ренессанса. Тициан, Тинторетто, Веронезе" в ГМИИ Пушкина

Портрет Алессандро Фарнезе на выставке «Венеция Ренессанса. Тициан, Тинторетто, Веронезе» в ГМИИ Пушкина

Две Венеры, соседствующие на выставке Пушкинского музея в Москве, картины разной судьбы и разного характера, не смотря на томный и любовный характер двух работ кисти величайших венецианских титанов Ренессанса, Тициана и Веронезе. После выставки они займут свои места в частном собрании Венера Тициана и в итальянском собрании Турина (Савойской галерее) Венера Веронезе.

Венера и Адонис. Тициан. Музей Прадо в Мадриде

«Венера и Адонис» Тициан. Музей Прадо в Мадриде

Венера и Адонис. Тициан. Национальная галерея Вашингтон

«Венера и Адонис» Тициан. Национальная галерея Вашингтон

Венера и Адонис Тициан_Музей Пола Гетти в Лос-Анджелесе

«Венера и Адонис» Тициан. Музей Пола Гетти в Лос-Анджелесе

Венера и Адонис. Рим, Национальная галерея Античного искусства

«Венера и Адонис» Рим, Национальная галерея Античного искусства

Заглавная иллюстрация: 
 «Венера и Адонис» Тициан. Выставка «Венеция Ренессанса. Тициан, Тинторетто, Веронезе» в ГМИИ имени А. С. Пушкина (Москва)