Сергей Дягилев и “Русские сезоны”: 100 лет назад он ввел моду на все русское в Европе, а после в Америке

1752
afisha russkie sezoni diagilev serov anna pavlova

Важнейшей задачей своей жизни Сергей Дягилев считал пропаганду русского искусства в Европе. Восприятие России в качестве крупнейшей европейской культурной нации начала XX века, еще до наступления революции и массовой эмиграции, было положено усилиями Сергея Дягилева. Он тонко чувствовал запросы времени, понимал, что публика хочет увидеть. А еще у него был редкий дар находить таланты. Он мечтал стать певцом, композитором, художественным критиком. В итоге он взялся за более сложную работу – создавать образ нового искусства в живописи, музыке, танце, в моде. Умение уловить и вывести в свет новое и небывалое – суть его работы. Самым знаменитым проектом Дягилева стали “Русские сезоны” – театральная антреприза, где гастролировали лучшие артисты Императорских театров Санкт-Петербурга и Москвы.

“Русские сезоны” на 100 лет определили вектор развития современного искусства. Они закрепили репутацию русского искусства как передового, экстраординарного. Биография Дягилева похожа на экстравагантный авантюрный роман. Все в его жизни связано с искусством, живущим свободно вне всяких границ. Именно поэтому его проекты в основном были частными, не связанными с государственными финансами.

Дягилев и Русские сезоны

Он родился в Новгородской губернии, в 1872 году. Семья Дягилевых была потомственными дворянами. Отец Сергея служил офицером императорской армии. Сам Дягилев после переехал в столицу, где закончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Привожу перечислением некоторые факты о Сергее Дягилеве:

bakst 1905 dyagilev sergej pavlovich - Сергей Дягилев и "Русские сезоны": 100 лет назад он ввел моду на все русское в Европе, а после в Америке
Л. Бакст. Портрет Дягилева с няней. 1905 год. Находится в собрании Русского музея. Санкт-Петербург

* многолетняя кличка “Шиншила” из-за одной седой пряди волос

* он прекрасно играл на рояле. Музыка в жизни Сергея Павловича была всегда

* знаменитый творческий лозунг Дягилева – “Удиви меня!”

* девиз жизни – человек может все, самое важное – умение захотеть!

* миссия жизни – славить русское искусство

* открыл миру Федора Шаляпина, русский балет, Анну Павлову, Вацлава Нижинского, художника Бакста. Он ввел моду на все русское!

d73c723ec20a1cab580bd1a209e5df56 - Сергей Дягилев и "Русские сезоны": 100 лет назад он ввел моду на все русское в Европе, а после в Америке
Слева- Тамара Карсавина и Вацлав Нижинский в балете “Видение розы”. Справа – фото Сергея Дягилева

Отношения Дягилева с мачехой

Мама Дягилева вскоре после его родов скончалась в горячке. Сергей всю жизнь переживал, что стал невольно причиной смерти матери. Отец женился во второй раз на очень доброй и достойной женщине, которая искренне любила маленького Сергея. Отношения их были удивительными на протяжении всего периода общения. Кроме любви, необходимой каждому в детстве, мачеха , а ее звали Елена Валерьяновна Панаева. Она наставляла Дягилева: “слова “не могу” не существует! человек может все!”

spektakl baksta - Сергей Дягилев и "Русские сезоны": 100 лет назад он ввел моду на все русское в Европе, а после в Америке
Балет Шехерезада на музыку Римского-Корсакова
bakst set - Сергей Дягилев и "Русские сезоны": 100 лет назад он ввел моду на все русское в Европе, а после в Америке
Эскиз Л.Бакста на балет Шехерезада

Дягилев обладал кипучей энергией

У Дягилева была репутация непотопляемого импресарио. У него был талант быть успешным! Он создавал все условия для успеха. Все начинания проводил ярко и с размахом. Он часто устраивал провокации в искусстве, призывая на помощь влиятельных друзей и передовых молодых и самых талантливых композиторов, художников и танцовщиков. Проблемы закаляли Дягилева. Он всегда стремился к новаторству в искусствах, часто следуя наперекор сложившимся традициям.

Дягилев один из первых понимал важность рекламы предстоящего выступления. Он отдельно заботился о рекламе и порой устраивал провокации для привлечения зрителя в театр.

245722 11 i 160 - Сергей Дягилев и "Русские сезоны": 100 лет назад он ввел моду на все русское в Европе, а после в Америке
А. Головин. Федор Шаляпин в роли Бориса Годунова. Русский музей в Санкт-Петербурге

Дягилев отказался от ордена Почетного легиона

В 1906 году, Дягилев организовал крупнейшую художественную выставку современного русского искусства в Париже. Выставка стала открытием для Парижа и пользовалась огромным вниманием и успехом. Правительство Французской республики решило наградить Дягилева орденом Почетного легиона, однако он отказался, сказав, “еще не время“. Дягилев акцентировал, что успех выставки основан на работах русского художника Леона Бакста. В итоге, именно Бакст стал обладателем ордена Почетного легиона. Он не стал отказываться.

bakst - Сергей Дягилев и "Русские сезоны": 100 лет назад он ввел моду на все русское в Европе, а после в Америке
Работы Льва Бакста для балетов “Русских сезонов”: Послеполуденный отдых фавна, Нарцисс, Шехеразада.

Дягилев стремился к знакомствам со знаменитыми людьми

Петр Ильич Чайковский был дальним родственником Сергея Павловича. Он в юности пару раз гостил у него в Клину и потому называл его “дядя Петя”, хотя он не был дядей ему. Тетку Дягилева, певицу Панаеву, Петр Ильич выбрал для первого исполнения роли Татьяны в опере «Евгений Онегин». В доме знаменитой Панаевой так же часто бывал и музицировал Мусоргский.

Юный Дягилев мечтал стать композитором. Он написал произведение и пришел с ним к Римскому-Корсакову, который прослушал сочинение, но советовал не питать надежд на будущее композитора. Он сказал Сергею: “если можете заниматься чем-то другим – занимайтесь!” Дягилев вспылил, но вскоре остыл и оставил мысли о сочинительстве музыки, но общение с Римским-Корсаковым не оставил. Вспоследствие Дягилев обращался к Римскому-Корсакову “дорогой учитель”, который был таковым более чем с натяжкой.

full mdwvcla4 1 - Сергей Дягилев и "Русские сезоны": 100 лет назад он ввел моду на все русское в Европе, а после в Америке

Так случилось, что Дягилев стал одним из первых, кто узнал о смерти Чайковского. Он сразу направился в дом Петра Ильича на углу Малой Морской и Гороховой улицы в Санкт-Петербурге. Завидев вошедшего Дягилева, прислуга попросила его помочь перенести тело скончавшегося с кровати (где не стало композитора) на стол. Дягилев вспоминал, что он взял за ноги композитора и помог перенести. Далее он бросился в цветочную лавку и принес первым прощальный букет в дом Петра Ильича.

Дягилев легко мог от разговоров перейти к кулакам

Набить морду критику Буренину мечтали многие, но лишь Дягилев сделал это воспользовавшись цилиндром. Однако не только критики страдали от рук Дягилева. В своих воспоминаниях великий Бенуа отметил, что в начале знакомства с Дягилевым при первом же личном споре, когда Сергей рассвирепел, он повалил его и начал мять кулаками. Утонченный и рафинированный интеллигент Бенуа впервые столкнулся с применением силы в разрешении спора. О рукоприкладстве от Дягилева вспоминали и композиторы, которые любили настойчиво торговаться о гонораре.

nijinsky vaclav 1024x451 1 - Сергей Дягилев и "Русские сезоны": 100 лет назад он ввел моду на все русское в Европе, а после в Америке
Вацлав Нижинский

Дягилев ввел моду на русский балет

До Дягилева в Европе более ста лет на балет как на искусство не обращали внимания. На постановки балета не приходила публика. “Русские сезоны” Дягилева все изменили. В XIX веке балет расцветал при российском дворе, привлекая лучших европейцев принять участие в постановках. Для Дягилева язык балета был универсальным. Для того, чтобы донести до европейской публики русскую оперу надо было преодолевать языковой барьер. Балет был универсален, язык танца и музыки не требовал перевода. Лучший преподаватель танца Энрико Чекетти многие годы работал при императорском дворе. Чекетти стал главным педагогом антрепризы “Русские сезоны” Дягилева и давал уроки всем ведущим танцовщикам. С ним они становились лучшими в мире. Начиная с первых спектаклей “Русских сезонов” и по сей день мир восторгается русским балетом.

dyagilev i stravinskij - Сергей Дягилев и "Русские сезоны": 100 лет назад он ввел моду на все русское в Европе, а после в Америке
Стравинский и Дягилев

Матильда Кшесинская и Сергей Дягилев

При организации первых “Русских сезонов” Дягилев позвал всесильную Матильду Кшесинскую выступать в ведущих балетных партиях. Она согласилась и царский дом подтвердил щедрое финансирование зарубежного проекта, однако Сергей Павлович передумал, засомневавшись, что Кшесинская сможет исполнить сложные партии достойно и сообщил ей об этом. В финансировании “Русских сезонов” ему сразу было отказано.

Анна Павлова и Сергей Дягилев

Вместо Кшесинской на ведущие партии импресарио пригласил Анну Павлову, которая очаровала Париж и был фурор. Даже афиша с ее изображением, написанная Валентином Серовым, стала шедевром изобразительного искусства. Сейчас оригинал афиши находится в Санкт-Петербурге, в театральном музее на улице Карла Росси https://theatremuseum.ru/.

zafkyozheq 1 - Сергей Дягилев и "Русские сезоны": 100 лет назад он ввел моду на все русское в Европе, а после в Америке
Афиша первых “Русских сезонов” работы В.Серова с Анной Павловой в балете “Сильфиды”

Серов, привыкший неспешно работать, создавал афишу в необычайной спешке. Он пошел навстречу из хорошего отношения к участникам проекта “Русские сезоны” Дягилева, среди которых было много друзей. Анна Павлова неохотно позировала Серову. Она долго не соглашалась позировать. В итоге с ней договорился ее гражданский муж, барон Виктор Дандре. К удивлению балерины Валентин Серов попросил ее “попрыгать”, чтобы изобразить на афише в нестатичной позе.

Пикассо, Дягилев и Ольга Хохлова

Самым популярным молодым художником Европы в 1917 году был испанец Пабло Пикассо. Он прежде не был связан с театром, однако Дягилев пригласил его оформить спектакль балета “Парад”. И был успех, и молодой Пикассо влюбился в балерину дягилевской труппы – Ольгу Хохлову. Она станет первой женой Пикассо и родит ему сына Пауло. Не очень талантливая балерина Хохлова была дочерью царского офицера и Пикассо это очень льстило. Художник будет долго сотрудничать с импрессарио и оформит 6 балетов.

5 1 - Сергей Дягилев и "Русские сезоны": 100 лет назад он ввел моду на все русское в Европе, а после в Америке
Пабло Пикассо и Ольга Хохлова

Суеверность Дягилева

Гадалка Блоха из дома Философовых нагадает в юности Дягилеву, что он “умрет на воде”. Он запомнит. В итоге Дягилев всю жизнь боялся любых поездок на воде. Он отказывался от длительных переездов через море или океан и….. умер в Венеции! Блоха оказалась права. Если ему говорили о каких-либо дурных приметах – он всегда верил и не играл с судьбой.

Ниже приведено активное окно на интерьер Гранд Опера, где проходили некоторые спектакли “Русских сезонов”. Вы можете осмотреться в панорамном обзоре зал великой Парижской оперы, побродить по этажам. Справа вверху можно перейти на разные ярусы. Так же в этой гугл карте можно выйти на крышу здания и оглядеть Париж.

Дягилев и деньги

Он не был нищим, но всегда жил в долг. Он всегда одевался у лучших портных и останавливался в лучших гостиницах. Имиджу как самого главы проекта “Русские сезоны” Дягилева, так и его артистов отдавалось предпочтение в организации жизни труппы. Импресарио поддерживал видимость элитарного благополучия, даже если дела шли из рук вон плохо. Дягилев одевался как франт, заказывал костюмы у лучших портных.

full 4gqhandl - Сергей Дягилев и "Русские сезоны": 100 лет назад он ввел моду на все русское в Европе, а после в Америке

Преклонение перед Пушкиным

Как-то в юности, проезжая Святые горы Псковской области, Дягилев узнал, что обвалилась ветхая могила Пушкина и что виден гроб поэта. Он бросился к месту захоронения. Дягилев не только поцеловал гроб, но так же отломил фрагмент гроба на память. Дягилев был знаком с двумя из детей Пушкина.

В течение жизни собирал автографы Пушкина, его письма. После его кончины, танцовщик дягилевского балета Сергей Лифарь попытается передать 12 неопубликованных писем Пушкина в советскую Россию. В обмен он просил право организовать собственные гастроли в Большом театре. Ему будет отказано. СССР выкупят в 1988 году эти письма на аукционе Сотбис за один миллион рублей.

245722 11 i 167 - Сергей Дягилев и "Русские сезоны": 100 лет назад он ввел моду на все русское в Европе, а после в Америке
Сергей Лифарь и Алисия Маркова

Русская революция, Маяковский и Дягилев

Пропаганда новейшего русского искусства и поступление новых творческих сил при закрытых после революции 1917 года границах – стало большой проблемой для неутомимого импресарио. “Русские сезоны” Дягилева начали принимать на службу талантливых иностранцев. Они принимали русские имена (например, Антон Долин), потому что представлять русский балет и не быть русским – нонсенс.

Когда после первой революции Россией управляло правительство Керенского Дягилеву поступило предложение занять в управлении страной кресло министра изящных искусств, но Сергей Павлович отказался.

Он мечтал поехать в советскую Россию. В Париже он познакомился с Владимиром Маяковским и так случилось, что они вместе были на похоронах великого писателя Марселя Пруста. Дягилев помогал Маяковскому продлить французскую визу. Для этого он “включил” все свои связи, вплоть до президента Французской республики и двухмесячную визу советскому поэту предоставили.

original - Сергей Дягилев и "Русские сезоны": 100 лет назад он ввел моду на все русское в Европе, а после в Америке
Репетиция труппы Русских сезонов. У рояля Игорь Стравинский и Михаил Фокин. В центре зала – балерина Тамара Карсавина

Венеция – любимый город Дягилева

Дягилев считал, что в его любимый город, в Венецию, необходимо въезжать “только морем”. К тому времени уже была возведена дамба, соединяющая уникальный город на воде с континентом железнодорожным сообщением. Он сравнивал приезд в Венецию с железно-дорожного вокзала – все равно что войти во дворец с черного входа.

Приезжая в Венецию, Дягилев обычно останавливался на одном из венецианских островов, на Лидо. Его любимый отель – роскошный Grand Hotel des Bains (в номере которого он впоследствии скончается).

plyazh u otelya v veneczii - Сергей Дягилев и "Русские сезоны": 100 лет назад он ввел моду на все русское в Европе, а после в Америке
Отель Grand Hotel des Bains и пляж на острове Лидо (Венеция)

Мися Серт и Сергей Дягилев

Обладательница огромного состояния Мися Серт познакомилась с Дягилевым в 1908 году во время премьерного показа оперы «Борис Годунов» с участием Федора Шаляпина в главной роли в парижской Гранд-Опера. Спектакль так потряс женщину, что она скупила все нераспроданные билеты, чтобы у Дягилева сложилось впечатление финансового успеха и он вновь вернулся в Париж.

s misej sert - Сергей Дягилев и "Русские сезоны": 100 лет назад он ввел моду на все русское в Европе, а после в Америке
Мися Серт и Сергей Дягилев

Их дружба продолжалась более 20 лет. Дягилев говорил, что Мися Серт — единственная женщина, на которой он мог бы жениться. Ее мать тоже умерла в родах и это обстоятельство в начале отношений быстро сроднило Дягилева и эту необычайную женщину.

Не раз деньги Миси выручали «Русские сезоны» Дягилева от неминуемого, как казалось, краха. Именно благодаря 4 тысячам франков, которые женщина подарила импресарио, состоялась премьера великого балета «Петрушка». Без этой суммы служащие Гранд-Опера отказывались выдавать русским артистам костюмы.

23130928.694751.2884 1 - Сергей Дягилев и "Русские сезоны": 100 лет назад он ввел моду на все русское в Европе, а после в Америке
Фотография траурной процессии Сергея Дягилева в Венеции

Ближайшей подругой Миси Серт была Коко Шанель. Именно эти дамы случайно окажутся в Венеции и будут организовывать похороны 57-летнего Дягилева, поскольку своих средств для похорон импресарио не имел. Покупку участка для захоронения оплатила Мися Серт, сняв с себя колье с бриллиантами. Были наняты 4 гондолы для похоронной процессии с острова Лидо и до острова Сан-Микеле Венеции (острова мертвых). Греческие монахи с пением провожали умершего с острова живых на остров мертвых. Рядом с Дягилевым нашли последний приют Стравинский и Бродский. Принято считать, что причиной смерти 57-летнего Дягилева стало обострение фурункулеза в сочетании с хроническим диабетом.

cimitero di san michele in isola   tomba di sergej djagilev - Сергей Дягилев и "Русские сезоны": 100 лет назад он ввел моду на все русское в Европе, а после в Америке
Могила Сергея Дягилева на острове Сан-Микеле в Венеции

Умирая Дягилев, который пропагандировал все самое бунтарское и современное в искусстве, попросил поставить любимую им Патетическую симфонию Чайковского, которую любил с юности.

У балетных есть примета, что будучи в Венеции, нужно обязательно посетить могилу Дягилева и оставить там свои пуанты – это приносит удачу в карьере. На мраморном надгробном памятнике выбито имя по-русски и по-французски (Serge de Diaghilew) и эпитафия: «Венеция — постоянная вдохновительница наших успокоений». Эта фраза была написана Дягилевым незадолго до смерти в дарственной надписи танцовщику “Русских сезонов” Сержу Лифарю. 

682927 - Сергей Дягилев и "Русские сезоны": 100 лет назад он ввел моду на все русское в Европе, а после в Америке
Труппа “Русских сезонов” с Сергеем Дягилевым в центре

Страсть Дягилева к коллекционированию литературных сокровищ

Дягилев собирал редкие издания: Указы Петра Великого, Екатерины I, Петра II, автографы композиторов и писателей. Дягилев мечтал создать в Европе центр изучения русской культуры, в основе которого лежало бы огромное книжное собрание. Сергей Павлович охотился за рукописями Пушкина. В частности, его интересовали 12 неопубликованных писем Александра Сергеевича к Наталье Гончаровой, которые должны были стать жемчужиной его коллекции. Прежде данные письма хранились у внуч­ки Пушкина Софьи (дочери Натальи Александровны). Она была мор­ганатической женой великого князя Михаила Романова, у которого их купил Дяги­лев. 

27 июля 1929 года в парижском доме Сергея Дягилева раздался звонок. Консьержка принесла небольшой перевязанный пакет. Дягилев знал, что там письма Пушкина, о которых он мечтал. Он получил их! Но в тот момент Сергей Павлович спешил на вокзал, потому запер пакет в сейф, чтобы насладиться им по возвращении из Венеции. К сожалению, увидеть его Дягилеву не было суждено. Через три недели он скончался в Венеции и там же был похоронен. Часть коллекции Дягилева досталась танцовщику “Русских сезонов” Сержу Лифарю.

pamyatnik dyagilevu v monte karlo 1 - Сергей Дягилев и "Русские сезоны": 100 лет назад он ввел моду на все русское в Европе, а после в Америке
Памятник Дягилеву на набережной в Монте-Карло (Княжество Монако)

Париж и княжество Монако

Именем Дягилева названа площадь в Париже у стен Гранд Опера. Имя было присвоена этому историческому для театральной культуры месту в 1965 году. Необходимо отметить, что далеко не все постановки были организованы импресарио в Гранд Опера, но площадь с его именем находится именно здесь, в сердце Франции. На этой великой сцене была поставлена постановка “Борис Годунов” с Федором Шаляпиным, исполняющим Бориса царя.

Ниже приведена активная панорамная ссылка на площадь и набережную перед Оперой Монте-Карло в Монако, где в том числе проходили спектакли “Русских сезонов”. Панорама активная, можно осмотреться и выйдя в гугл карту зайти внутрь здания или просто побродить по набережной Монте-Карло.

Монако было основным местом для репетиций и постановок проекта “Русские сезоны” Дягилева начиная с 1922 года. Проекту щедро покровительствовал правящий дом Монако. С этого момента бездомные русские обрели порт приписки и репетиционную базу. У самого Дягилева появился прекрасный кабинет с видом на море.

До революции все премьеры Дягилева готовились в Санкт-Петербурге, декорации и костюмы изготавливали мастерские императорского театра. После 1917 все стало сложнее и тем больше ценили артисты “Русских сезонов” Монте-Карло. Здесь были деньги и русский дух. Аристократы-соотечественники жили на виллах, приобретенных еще до Первой мировой. В проекте “Русских сезонов” княжество интересовала слава не только центра казино, но и утонченной современной культуры! Именно в Монте-Карло установлен памятник Сергею Дягилеву, а так же его именем названы улица и аллея.

Международный Дягилевский фестиваль

Начиная с 2003 года в Перми (где прошло детство импресарио) ежегодно проводится Международный Дягилевский фестиваль. Целью мероприятия провозглашено поддержание и развитие традиций выдающегося импресарио и пропагандиста русской культуры Сергея Дягилева. Пермский академический театр оперы и балета им. Чайковского выступил инициатором первого Дягилевского фестиваля в России.

Программа фестиваля неизменно включает мировые премьеры оперных и балетных спектаклей, панораму выступлений трупп современного танца, художественные выставки, концерты симфонической, камерной музыки, ретроспективу художественных фильмов, фотовыставки. Важной составляющей фестиваля являются «Дягилевские чтения», образовательная программа для студентов творческих вузов. Существует премия для молодых критиков, пишущих о музыкальном театре и академической музыке «Резонанс». Фестиваль проводит первый в культурной истории России конкурс на лучший продюсерский проект — Премия Дягилева.

Сайт Дягилевского фестиваля http://diaghilevfest.ru/