ДомойНовостиИстория одной картиныКартина дня: "Февральская лазурь" Грабаря

Картина дня: «Февральская лазурь» Грабаря

Название картины: Февральская лазурь

Автор: Грабарь (до 1891 года -Храбров) Игорь Эммануилович
Дата создания: 1904 год
Холст, масло
Размеры полотна: 141 х 83

Место экспонирования: постоянная экспозиция Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке, д. 10, зал 38

Игорь Грабарь. Февральская лазурь
Игорь Грабарь. Февральская лазурь. 1904 год. Третьяковская галерея. Москва

Художник создавал картину под непосредственным впечатлением от натуры. Писал свою «Февральскую лазурь» Игорь Грабарь зимой-весной 1904 года, когда гостил у друзей в Подмосковье. Во время одной из своих обычных утренних прогулок он был поражен праздником пробуждающейся весны, и впоследствии, будучи уже маститым художником, очень живо рассказывал историю создания этого полотна.

«Я стоял около дивного экземпляра березы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на нее, я уронил палку и нагнулся, чтобы ее поднять. Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенные голубой эмалью неба. Природа как будто праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу«. Неудивительно, что художнику страстно захотелось передать «хоть десятую долю этой красоты«.

Грабарь

И. Грабарь не раз признавался, что из всех деревьев средней полосы России он больше всего любит березу, а среди берез — «плакучую» ее разновидность. На этот раз художник быстро вернулся домой за холстом, а потом в один сеанс с натуры набросал эскиз будущей картины. На следующий день, взяв другой холст, он стал писать с того же места этюд, который и явился всеми любимой «Февральской лазурью». Вдальнейшем над этой картиной И. Грабарь работал на открытом воздухе, в глубокой траншее, которую он специально вырыл в снегу.

Грабарь_фрагмент
Февральская лазурь (фрагмент)

В «Февральской лазури» И. Грабарь достиг предельной цветовой насыщенности, писал этот пейзаж чистым цветом, нанося мазки плотным слоем. Именно такие мельчайшие мазки выявили и объемы стволов деревьев, и узоры ветвей, и бугорки снега. Низкая точка зрения открыла перед художником возможность передать все градации голубого цвета — от светло-зеленого внизу до ультрамаринового наверху.

Грабарь--февральская-лазурь
Грабарь. Февральская лазурь

Игорь Грабарь, освоив лучшие достижения импрессионизма, нашел свой художественный стиль в искусстве — неповторимый и своеобразный. Природа России приобрела в его пейзажах совершенно новый облик, заискрилась радужными красками, наполнилась ощущением простора и света. В этом отношении Грабарь продолжил и развил начала, проявившиеся еще в творчестве И. Левитана, В. Серова, К. Коровина и других выдающихся русских пейзажистов.

Грабарь

Биография Игоря Грабаря

(1871-1960)

Игорь Эммануилович Грабарь родился 13 марта 1871 года в Будапеште, в семье русского общественного деятеля Э. И. Грабаря. В 1876 г. его родители, бывшие в числе сторонников славянского освободительного движения, переезжают в Россию.

Детство Игоря было нелегким. Мальчик часто разлучался с родителями, оставаясь на попечении чужих людей. С детства он мечтал о живописи, старался быть ближе к художественным кругам, посещал все выставки, изучал коллекцию Третьяковской галереи.

С 1882 по 1989 год  Грабарь обучается  в московском лицее, а с  1889 по 1895 в Санкт-Петербуржском университете сразу на двух факультетах – юридическом и историко-филологическом. После окончания университета, он поступил в петербургскую Академию Художеств

1895 году он обучался в мастерской Ильи Репина, где в это же время учились Малявин, Билибин и Сомов.

Грабарь

Лето 1895 года во время каникул, Грабарь путешествует по Европе, посещает  Берлин, Париж, Венецию, Флоренцию, Рим, Неаполь.

Вернувшись в 1901 году в Россию,  художник был вновь  потрясен красотой русской природы. Он заворожен красотой русской зимы, восхищен «грацией» и «магнетизмом» волшебного дерева березы. Его восхищение Россией после долгой разлуки выразилось в картинах: «Белая зима», «Февральская лазурь», «Мартовский снег» и многих других.

В 1910-1923 годах он отошел от живописи и увлекся архитектурой, историей искусства, музейной деятельностью, охраной памятников.

Грабарь

Он задумывает и осуществляет издание первой «Истории русского искусства» в шести томах, пишет для нее важнейшие разделы, публикует монографии об Исааке Левитане и Валентине Серове. Игорь Грабарь так же выпускал и другие искусствоведческие издания.

В период с 1913 по 1925 год художник  возглавляет Третьяковскую галерею. Здесь Грабарь произвел реэкспозицию, разместив и систематизировав все произведения искусства в исторической последовательности. В 1917 году он издал каталог галереи,  который имеет значительную научную ценность.

Игорь Грабарь

Игорь Эммануилович является одним из основателей музееведения, реставрационного дела и охраны памятников искусства и старины. В 1918 году художник создает Центральную реставрационную мастерскую. Он помог спасти многие произведения древнерусского искусства и результатом проведенной работы мастерских, было открытие многочисленных выдающихся памятников древнего русского искусства — икон и фресок в Новгороде, Пскове, Владимире и других городах.

С 1924-го и до конца 1940-х годов Грабарь вновь возвращается к живописи, особое внимание уделяет портрету, изображая своих близких, ученых и музыкантов. Среди его знаменитых портретов «Портрет матери», «Светлана», «Портрет дочери на фоне зимнего пейзажа», «Портрет сына», «Портрет академика С. А. Чаплыгина». Широко известны и два автопортрета художника «Автопортрет с палитрой», «Автопортрет в шубе».

Grabar-I.-Istoriya-russkogo-iskusstva

В советское время Грабарь увлекся творчеством Андрея Рублева и И. Е. Репина. В 1937 году он создал двухтомную монографию «Репин». Эта работа принесла Грабарю  Сталинскую премию. С 1944 года Грабарь был директором института истории искусств Академии наук СССР.

Умер Игорь Эммануилович 16 мая 1960 года в Москве.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Продолжайте исследовать...

Санкт-Петербург победил в World Travel Awards

На европейской церемонии награждения World Travel Awards  город Санкт-Петербург завоевал звание лучшего направления для Европейского туризма в 2016 году. Данная победа уже второй год...

8 картин Рафаэля Санти в ГМИИ

13 сентября в ГМИИ Пушкина на Волхонке открывается выставка-блокбастер "Рафаэль. Поэзия образа". Выставка-событие представит зрителям 13 произведений мастера Высокого Возрождения - 8 работ маслом...

Статьи по теме

«Три богатыря» или «Богатыри» Виктора Васнецова

Очень странно, но большинство моих знакомых знают это полотно, как картину Виктора Васнецова «Три...

История одного шедевра. Василий Суриков «Взятие снежного городка»

Победа Весны над Ледяной стужей, победа Жизни над Смертью. Масленичные игры с языческими корнями....

Сальвадор Дали: 9 картин художника. Откроем тайны полотен испанца

В статье будет открыта тайна 9 работ для открытия читателю образ мысли Сальвадора Дали. Статья поможет понимать картины Дали, следовать его замыслам, открыть мировоззрение знаменитого испанца.

Картина дня: Борис Кустодиев «Морозный день»

Автор - Борис Михайлович Кустодиев Название - "Морозный день" Дата написания картины - 1913 год Место экспонирования -...

Роман «Щегол» Донны Тартт и Пушкинский музей: что общего?

Знаменитый роман "Щегол" автора Пулитцеровской премии Донны Тартт центральной темой которого является картина Карела Фабрициуса...

История одного шедевра. Константин Васильев — «Человек с филином»

Константин Васильев прожил недолгую, но яркую судьбу. Еще не родившись, попал в застенки, был...

История одного шедевра: «Витязь на распутье» Виктора Васнецова

"Как пряму ехати — живу не бывати — нет пути ни прохожему, ни проезжему,...

История одной картины. «Утро» Татьяны Яблонской

Картина "Утро" кисти советской художницы Татьяны Яблонской была каждом в школьном учебнике, может, и...
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x