Виртуальная прогулка по парку Царское село

Александровский парк

Название парка идет от имени императора Александра I, его создателя. Император унаследовал от своей бабушки Екатерины Великой любовь к садам и потому придал парку законченный облик, доведя его до совершенства. Александр I, как и венценосная бабушка, любил прогулки в парке.

Александровский дворец

Строительство Александровского дворца началось в 1792 году по приказу Екатерины Великой и было приурочено к свадебной церемонии ее внука, будущего Александра I, с княжной Елизаветой Алексеевной. Работа по воздвижению Александровского дворца завершилась в мае 1796 года, и 12 июня 1796 года молодая чета переехала жить во дворец. Проект дворца принадлежит великому итальянскому архитектору Джакомо Кваренги. 

В эпоху расцвета классической русской культуры император Александр I (1817–1820 годах) расширяет и облагораживает парк. Некоторые пейзажные дороги оформили сибирскими пихтами и елями. На открытых пространствах распланировали луга.

Китайская фигура. Большой китайский мост. Царское село

Большой и малые китайские мосты

Мода на китайское была актуальна в европейской культуре в придворных увлечениях практически всех императоров. Все привезенное из Китая (в основном фарфор и ткани) стоили невероятных сумм денег и относились к роскоши только привилегированных особ. Увлечённость императрицы Екатерины Великой культурой Китая отразилась в архитектуре целых ансамблей парковых построек. Мы уже писали о Китайской (Скрипучей) беседке.

В Александровском парке к таковым относятся три китайских моста. Начнем с Большого китайского моста из розового гранита, спроектированный английским архитектором, ценителем такта и утонченности, Чарльзом Камероном.

Вазы из розового гранита с “коралловыми” ветвями на Большом китайском мосту

Ограждения моста необычайно гармоничны и оригинальны. Они представляют собой 13 изящных ваз розового гранита, из которых ниспадают, переплетаясь, розовые коралловые ветви. По окончанию ограждений с каждой стороны расположены четыре постамента с фигурами ярко раскрашенных статуй китайцев в национальной одежде, каждый из которых держит в руках шест с фонарем. 

Малые китайские мосты

Малые Китайские мосты однопролетные и очень похожи друг на друга, отличаются лишь отдельными элементами. При входе на мост установлены чугунные тумбы, увенчанные фигурными вазами, перила выполнены в виде фигурной решетки.

Крестовый мост

26 мая 1776 года зодчий Неелов получил распоряжение императрицы «построить в селе Царском, в Новом саду через канал и к Капризу, каменную Китайскую беседку на арках, на четыре всхода». Это и было началом истории Крестового моста. Проект строения был взят из популярного альбома английских архитекторов В. и Д. Хальфпенни «Сельская архитектура в китайском вкусе».

Крестовый мост после Малого китайского моста

Крестовый мост на углу Крестового канала расположен по левую сторону входа в парк. Удачно найденные пропорции производят впечатление монументальности сооружения. Внушительные полуарки изгибаются и смыкаются, образуя площадку, увенчанную восьмиугольным павильоном. Павильон представляет собой настоящее произведение искусства — большие стрельчатые окна, искусная облицовка цветным глазурованным кирпичом. Крыша павильона, выполненная в китайском стиле, расписана «под рыбью чешую» и увенчана шпилем с шарами. Вы сможете подняться в павильон по одной из широких, 24-ступенчатых лестниц. Площадка каждой из лестниц отделана двухцветными мраморными плитами. Под верхней площадкой вы сможете увидеть оригинальное украшение — фигурный «глобус», свисающий над водой.

В настоящее время Крестовый мост выполняет декоративную функцию, а раньше по нему Екатерина II переходила с Треугольной площади Царского Села к Китайской деревне.

Египетские ворота. Фрагмент

Египетские ворота

Египетские ворота в Царском селе – один из ярчайших образцов египтомании, охватившей мир после египетского похода Наполеона. Во времена Николая I эта мода пришла и в Россию, мотивы египетского искусства, пережившего вечность, были к лицу блистательной столице Российской империи. 

Китайская деревня

Построенная по приказу Екатерины Великой китайская деревня представляла собой группу домиков, построенных для приезжавших ко двору знатных гостей и придворных Екатерины II. В настоящее время, как и 200 лет назад, домики используются под жилые и гостевые апартаменты.

Центральным зданием должна была стать восьмиугольная обсерватория, стоящая посреди восьмиугольной площади. Площадь и улочку, ведущую к обсерватории, должны были образовывать 18 одноэтажных домиков в китайском стиле с галереями. Проект обсерватории скопировали с китайской пагоды, изображение которой опубликовали в Амстердаме в 1669 году. При въезде на улочку должны были стоять ворота, а за деревней — восьмиярусная башня-пагода, которой отводилась роль смотровой вышки. Для ее возведения был заказан макет знаменитой лондонской пагоды, возведенной архитектором Уильямом Чемберсом.

Всего было построено 10 домиков, здание обсерватории возвели не полностью. Галереи, ворота и пагоду построить не успели. Использовались для жилья первоначально только 4 домика, но и из них вскоре съехали обитатели из-за крайней сырости. Для обсушения пришлось строить каменные подземные трубы под полами. Изначально стены домиков были облицованы красносельской фаянсовой плиткой, но она потрескалась от мороза, после здания оштукатурили и раскрасили по китайским мотивам. Крыши домиков были «по-китайски» изогнуты в пагоды и украшены изображениями драконов. А сверху на каждой сидело фантастическое животное.

В 1817—1822 годы архитектор Стасов произвел перестройку домиков, объединив их и приспособив под жилые квартиры, при домиках были созданы миниатюрные садики. В XIX веке домики использовались в качестве гостевых апартаментов. Каждый из них был полностью меблирован и снабжен всей необходимой для проживания утварью. Именно с Китайской деревней связаны годы жизни великого российского историка Николая Карамзина.

С Царским Селом тесно связаны последние десять лет его жизни. Закончив первые восемь томов «Истории государства Российского» — итог двенадцатилетней работы – в конце февраля 1816 года Карамзин приезжает из Москвы в Петербург. После аудиенции у Александра I сочинение было «положено печатать» за счет казны, а самому историку предложено летом жить в Царском Селе. Здесь, вблизи роскошных дворцов и парков, в тишине и покое, Карамзин продолжит писать новые тома «Истории». Именно в Царском Селе на улице Садовой до сих пор стоит дом, известный как дом Карамзина. Нынешний его адрес Садовая, 12. В этом доме его посещают лицеисты – поэты Пушкин, Петр Вяземский. Именно в доме Крамзина Пушкин знакомится с Петром Чаадаевым, который оказал огромное влияние не только на культуру России, но знаменит так же духовным и интеллектуальным влиянием на развитие юного Пушкина.

Портрет императора Александра I кисти Джорджа Доу. Русский музей

Александр I запросто мог заглянуть в кабинет историка, подивиться его тесноте и беспорядку. В утренние часы император и его историограф вдвоем прогуливались по царскосельскому парку, в «зеленом кабинете» которого подолгу беседовали «о налогах <…>, о грозных военных поселениях, о странном выборе некоторых важнейших сановников, о министерстве просвещения или затмения <…>, о мнимом исправлении дорог <…>, наконец, о необходимости иметь твердые законы, гражданские и государственные», — писал Карамзин А.И.Тургеневу.

Большой каприз

Немного вернемся вновь к Екатерине Великой. Главным въездом в императорскую резиденцию стала арка Большого китайского каприза. В родной Екатерине II Пруссии (современная Германия) знатные роды, в том числе родственники императрицы соревновались между собой в строительстве китайских павильонов. Поэтому, когда Екатерина решила заняться «строительством» в Царском Селе, первым ее архитектурным образом была китайская экзотика. Идея состояла в том, что прибывающий в ее резиденцию должен был проехать через удивительный въезд, возникший по капризу императрицы.

Автором архитектурного проекта Большого и Малого капризов был архитектор В. Неелов. Капризы возводились два года. Источником замысла этих мостов-насыпей стала гравюра XVII века, изображающая подобное сооружение в Китае. Русский архитектор подошел к воплощению этого проекта со своей, оригинальной точки зрения. 

Большой каприз и Малый каприз – это искусственно образованные насыпи, сделанные из земли, освободившейся от выкапывания соседних прудов, внутри насыпи были прорезаны арки-переходы. Внутри Большого каприза существует значительная по своим размерам пролетная арка, высота ее более семи метров, ширина более пяти, рядом сделана вторая арка меньшего размера. На вершине Большого каприза стоит Китайская беседка.

Павильон Арсенал. Царское село

Арсенал

При Александре I в 1819 г. архитектором Адамом Менеласом начинается реконструкция павильона «Монбижу» и заканчивается в 1834 г. Константином Тоном (автором Храма Христа Спасителя в Москве). Павильон изменили до не узнаваемости, и уже император Николай I дал ему новое имя – Арсенал.

Прототипом нового павильона послужило поместье Шрубс-Хилл, изображенное на Английской гравюре, висевшей в Адмиралтействе. Интерьеры Арсенала были восхитительны: в окнах стояли купленные в Европе подлинные средневековые витражи, помещения украшали росписи и витые колонны. После постройки Арсенал превратили в музей, сюда из Аничкова дворца император перевез свою коллекцию оружия. Свое собрание он регулярно пополнял трофеями, подарками или специально покупал понравившееся образцы. Николай I увлекался историей и в течение все своей жизни собирал старинное оружие и связанные с войной реликвии.

Павильон Арсенал. Царское село
<

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь