Святки — традиционные зимние гуляния в крестьянском календаре, знаменующий собой переход от старого года к новому. Святки длились две недели, начинаясь в рождественский сочельник 6 января и завершаясь в день Крещенья.

Рождественский базар. БУчкури Александр 1870-1942.1906

Александр Бучкури  (1870-1942). «Рождественский базар» 1906

Корни большинства святочных обрядов, совершаемых в связи с наступлением нового солнечного года, восходят к глубокой древности и имеют ярко выраженный языческих характер. Вместе с тем, на архаичную основу праздника сильное влияние оказало христианство, поскольку к святочному циклу приурочены события жизни Иисуса Христа.

Бучкури-Катание-на-святках

Александр Бучкури (1870-1942). «Катание на Святках»

Основными праздниками в рамках Святок являлись Рождество Христово и Крещение Господне. В кануны этих дней вечером в каждой крестьянской семье совершались торжественные обрядовые трапезы.

Федот Сычков. Христославы. 1870-1958. 1935. Мордовский республ музей изо искусств имени СД Эрьзи

Федот Сычков (1870-1958). «Христославы » 1935. Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи

Весь святочный период был чрезвычайно насыщен разнообразными традициями. Так, в первый день Рождества группы детей, парней и девушек, а иногда и взрослые мужчины совершали  славление Христа: они ходили по всем домам деревни с рождественской звездой и пели специальные песни, в которых славили праздник и поздравляли с ним своих односельчан.

В рождественский сочельник или рано утром в Рождество по деревне ходили колядовщики и исполняли поздравительные песни хозяевам домов, за что вознаграждались обильным угощением.

Карл Брюллов. Гадающая Светлана

Карл Брюллов. «Гадающая Светлана» 1836. Нижегородский государственный художественный музей. Картина написана на сюжет баллады В. А. Жуковского «Светлана»

Святочный период можно назвать временем активного формирования брачных пар.

В Святки являлись одним из принятых в традиции периодов гощения девушек у родственников или подруг, живущих в более крупных деревнях или селах, где вероятность найти жениха была значительно реальней. Девушки старались привлечь к себе внимание с помощью ярких праздничных нарядов, умения петь, танцевать, поддерживать беседу, а также, демонстрируя свой характер, веселый и бойкий, но в то же время и скромный, что в народных представлениях считалось эталоном девичьего поведения.

Святочное гадание. Пимоненко 1888

Николай Пимоненко «Святочное гадание» 1888. Русский музей, Санкт-Петербург

Одной из ярких особенностей Святок как переходного периода являлись разного рода гадания. В каждой крестьянской семье или всей общиной накануне главных святочных праздников совершались гадания об урожае. Девушки и, реже, парни на протяжении всех Святок в полночь совершали самые разнообразные гадания, в надежде понять, удастся ли им в новом году выйти замуж или жениться.

За всеми этими многочисленными яркими обрядами и событиями, превращающими две святочные недели в чрезвычайно эмоциональное и красочное действо, стоят древние нехристианские мифологические представления, позволяющие понять место и значимость Святок в ряду праздников календарного цикла.

Святкам посвящены некоторые знаменитые русские произведения  литературы, живописи и музыки:

Василий Андреевич Жуковский (из баллады «Светлана»)

«Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны…»

Повесть Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством«

Пьеса П.И. Чайковского «Декабрь. Святки» из цикла «Времена года«