ДомойНовостиИстория одной картины"Грачи прилетели". Где была написана картина?

«Грачи прилетели». Где была написана картина?

Картина: Грачи прилетели

Автор: Алексей Кондратьевич Саврасов

Дата создания: 1871 год

Место экспонирования: Третьяковская галерея (Лаврушинский переулок, 10, зал 18)

Описание картины

Картина художника-передвижника Алексея Саврасова стала одной из ключевых в русской живописи. Эта картина — тихий гимн русской природе, весне, которая еще только начинается, весеннему настроению, которое только пробуждается в нас. Эта картина говорит о весне не прямо, а намеком, чувством, что весна началась буквально в этот миг, когда мы взглянули на картину.

А. Саврасов. «Весна. Грачи прилетели». 1872 год, частное собрание
Вариант картины. А. Саврасов. «Весна. Грачи прилетели». 1872 год, частное собрание

Картина представляет собой довольно обыденный пейзаж. Мы видим природу, совсем не отошедшую от зимнего сна, не преобразившуюся, а только пробуждающуюся. С первого взгляда, кажется, что художник нарисовал зиму. И, лишь вглядевшись в детали, понимаешь: это — весна.

Много серой и темной краски в картине подчеркивает заурядность пейзажа. Но эта заурядность кажущаяся. Во-первых, из-за берез видна церковь с колокольней, типичная для русской деревни средней полосы.

Саврасов А.К.
Саврасов А.К.

Во-вторых, стоит посмотреть внимательнее и мы видим признаки весны — огромную проталину с водой с правой стороны, луч солнца, освещающий картину откуда-то извне. А еще мы видим то, что нарисовать невозможно, но можно изобразить — воздух. Алексей Саврасов был большим мастером именно по изображению воздуха, который и давал его картинам чувство, дыхание, наполненность. Картина наполнена воздухом — весенним, свежим, теплым.

Главная же деталь, которая подтверждает наступление весны — грачи. Они облепили ветки березы, вернулись в свои старые гнезда, которые покинули осенью. Грачи — перелетные птицы, раз они прилетели, значит, весна точно началась, в этом нет сомнений.

Церковь_в_селе_Сусанино_в_Костромской_области
Церковь в селе Сусанино в Костромской области

Изображенное место

Этюды к этой картине были написаны в селе Молвитино Костромской губернии (в настоящее время посёлок Сусанино Костромской области). На ней изображена Воскресенская церковь, сохранившаяся до наших дней (сейчас в церкви — музей Ивана Сусанина). Доработка картины происходила в Москве, в мастерской художника.

Памятная табличка в селе Сусанино
Памятная табличка в селе Сусанино

Произведение было сразу же куплено Павлом Третьяковым для его коллекции. В 1872 году Саврасову было впервые заказано повторение картины «Грачи прилетели». Позже Саврасовым было сделано ещё несколько реплик картины.

История написания картины

В конце 1870 года, вдохновленный впечатлениями от летней поездки на Волгу и получив (видимо, от Павла Третьякова) заказ на исполнение «рисунков и картин зимнего пейзажа на Волге», Саврасов взял отпуск до первого мая и вместе с семьей надолго уехал в Ярославль. Сняв большую квартиру, они какое-то время вели счастливую, «тихую и сосредоточенную» жизнь в старинном живописном приволжском городе.

Саврасов. Ранняя весна. Оттепель 1880-ые. Астраханская картинная галерея. Астрахань
А.К. Саврасов. Ранняя весна. Оттепель 1880-ые. Астраханская картинная галерея. Астрахань

Приподнятое состояние духа, в котором находился художник (об этом он писал Герцу и Третьякову), было внезапно нарушено трагическими событиями: в феврале умерла новорожденная дочка (уже третий умерший ребенок Саврасовых), тяжело заболела жена. О глубине горестных переживаний живописца свидетельствуют исполненные им в это время на ярославском кладбище изображения могилы дочери.

И все-таки именно ранней весной 1871 года под влиянием помогающего преодолеть страдания «врачующего простора», красоты вечно обновляющейся, воскресающей природы, под кистью Саврасова рядом с исполненными душевной боли этюдами появляются подготовительные работы к картине «Грачи прилетели». Первый биограф художника А. Солмонов, видимо, со слов самого Саврасова писал в 1894 году об охватившем мастера в ту весну творческом экстазе. Это весеннее вдохновение (вообще присущее душе художника) отразилось и в исполненных в Ярославле рисунках и этюдах к задуманной картине.

Грачи прилетели. Саврасов
Итоговый вариант картины. «Грачи прилетели». А.К.Саврасов. Третьяковская галерея

Масштабность замысла, потребность в натурных впечатлениях обусловили продолжение работы в «глубинке» и поездку Саврасова в расположенное в шестидесяти верстах от Костромы село Молвитино, где, видимо, можно было наблюдать более поздний, замедленный приход весны и где были сделаны новые этюды и эскизы. Потом, по возвращении в Москву, художник внес новые подробности и дорабатывал композицию уже в мастерской.

А. Саврасов. «Грачи прилетели». 1879 год, Нижегородский государственный художественный музей. Нижний Новгород
Вариант картины. А. Саврасов. «Грачи прилетели». 1879 год, Нижегородский государственный художественный музей. Нижний Новгород

Искомое художником единство рисунка и живописи, состояния природы и строя чувств и при этом удивительная естественность и непосредственность выражения были достигнуты в картине в полной мере. Не случайно изображение простого, знакомого типичнейшего для России ландшафта и из года в год повторяющегося состояния природы было воспринято чуткими современниками как нечто совершенно новое, как откровение.

В конце 1871 года картина «Грачи прилетели» впервые предстала перед публикой на первой выставке Товарищества передвижных художественных выставок. «Грачи» стали открытием в живописи.

А. Саврасов. Набросок к картине. «Пейзаж с церковью и колокольней». Начало 1870-х ГТГ
А. Саврасов. Набросок к картине. «Пейзаж с церковью и колокольней». Начало 1870-х. Третьяковская галерея

Действительно, мировосприятию Саврасова, его работам была присуща совершенно особенная музыкальность. Чтобы ощутить ее и понять тайну очарования его «Грачей..», стоит внимательнее вглядеться, например, хотя бы в изображения ветвей деревьев, то радостно тянущихся к весеннему голубому небу, то печально застывших и поникших. Порой его картины дают нам возможность словно услышать весенний гомон грачей, пение жаворонка, трепещущего над полем, журчание первых мартовских ручейков, ропот ветвей под порывами ветра.

1 КОММЕНТАРИЙ

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Alex
Alex
4 лет назад

Дату создания картины исправьте. Явно не 1971 год ))

Продолжайте исследовать...

Санкт-Петербург победил в World Travel Awards

На европейской церемонии награждения World Travel Awards  город Санкт-Петербург завоевал звание лучшего направления для Европейского туризма в 2016 году. Данная победа уже второй год...

8 картин Рафаэля Санти в ГМИИ

13 сентября в ГМИИ Пушкина на Волхонке открывается выставка-блокбастер "Рафаэль. Поэзия образа". Выставка-событие представит зрителям 13 произведений мастера Высокого Возрождения - 8 работ маслом...

Статьи по теме

«Три богатыря» или «Богатыри» Виктора Васнецова

Очень странно, но большинство моих знакомых знают это полотно, как картину Виктора Васнецова «Три...

История одного шедевра. Василий Суриков «Взятие снежного городка»

Победа Весны над Ледяной стужей, победа Жизни над Смертью. Масленичные игры с языческими корнями....

Сальвадор Дали: 9 картин художника. Откроем тайны полотен испанца

В статье будет открыта тайна 9 работ для открытия читателю образ мысли Сальвадора Дали. Статья поможет понимать картины Дали, следовать его замыслам, открыть мировоззрение знаменитого испанца.

Картина дня: Борис Кустодиев «Морозный день»

Автор - Борис Михайлович Кустодиев Название - "Морозный день" Дата написания картины - 1913 год Место экспонирования -...

Роман «Щегол» Донны Тартт и Пушкинский музей: что общего?

Знаменитый роман "Щегол" автора Пулитцеровской премии Донны Тартт центральной темой которого является картина Карела Фабрициуса...

История одного шедевра. Константин Васильев — «Человек с филином»

Константин Васильев прожил недолгую, но яркую судьбу. Еще не родившись, попал в застенки, был...

История одного шедевра: «Витязь на распутье» Виктора Васнецова

"Как пряму ехати — живу не бывати — нет пути ни прохожему, ни проезжему,...

История одной картины. «Утро» Татьяны Яблонской

Картина "Утро" кисти советской художницы Татьяны Яблонской была каждом в школьном учебнике, может, и...
1
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x