«Название картины менялось со временем: «Женщина, боронящая поле», затем – «Крестьянка в поле, ведущая лошадей», после того – «Деревенская женщина с лошадьми». Нынешнее название за картиной закрепилось после создания нескольких последующих картин серии «Времена года», в которую было включено и полотно «На пашне. Весна».
Особую любовь художник вложил в написание пейзажа. В истории русской живописи это первый пейзаж русской природы, до этого живописцы изображали только заграничные виды, русская земля считалась недостойной кисти и красок. Венецианов первый открыл ее неповторимую красоту.
На картине Венецианова движения крестьянки, ведущей лошадей, плавны и изящны. Она в своем сарафане, напоминающем античную тунику, похожа на богиню цветов Флору, шествующую босой по своему царству. Повсюду в картине разлита торжественная тишина.
![На пашне. Весна Венецианова История одного щедевра](http://Wanderings.Online/wp-content/uploads/2017/05/1424.jpg)
Шедевр: «На пашне. Весна»
Автор: Алексей Венецианов (1780—1847)
Дата написания: первая половина 1820-х годов
Размер полотна: 51,2 х 65,5 см
Постоянно экспонируется: Третьяковская галерея, Лаврушинский переулок, 10, зал 14
![Венецианов.Автопортрет 1811 год](http://Wanderings.Online/wp-content/uploads/2017/05/Venetsianov.Avtoportret-1811-god.jpg)
Алексей Венецианов. Жизнь художника и трагический конец
Род Венециановых происходил из Греции. Прадед художника Федор Проко с женой Анджелой и сыном Георгием приехали в Россию в 1730—1740 годах. Там и получили прозвище Венециано, позднее превратившееся в фамилию Венециановы.
Художник родился в 1780 году в Москве. Отец его был Гаврила Юрьевич, мать — Анна Лукинична (в девичестве Калашникова, дочь московского купца). Семья Алексея Венецианова занималась торговлей, продавали кусты смородины, луковицы тюльпанов, а также картины.
С 27 лет Алексей Венецианов служил землемером при лесном департаменте, параллельно он учился живописи сначала самостоятельно, затем у знаменитого мастера портрета Владимира Боровиковского.
![Боровиковский. Портрет Лопухиной](http://Wanderings.Online/wp-content/uploads/2017/05/Borovikovskij.-Portret-Lopuhinoj.jpg)
В 1811 году Венецианов, не смотря на свою работу чиновником, получил звание академика живописи! Устав от раздвоенности жизни, когда ему приходилось работать чиновником и урывками заниматься любимой живописью он к сорока годам решил закончить карьеру чиновника и уехать из столичного Петербурга в Тверскую губернию, где он поселился с семьей будучи помещиком.
Итак, с 1819 года Венецианов жил в деревне Сафонково Тверской губернии, посвятив свои усилия разработке «крестьянского» жанра. Там же осуществил свою давнюю мечту — организовал собственную художественную школу, принципы преподавания которой не признавались Академией художеств в Петербурге (не смотря на статус академика у Венецианова). В данной школе прошли обучение свыше 70 человек. В их судьбе деятельное участие принимал великий поэт и приближенный к царской семье Василий Андреевич Жуковский. Работы своих учеников Венецианов выставлял вместе со своими на академических выставках.
![Районы Тверской области](http://Wanderings.Online/wp-content/uploads/2017/05/tverskoy-oblasti-raiony.jpg)
В 1829 году, в царствие императора Николая I, Венецианов получил звание придворного живописца.
В своей деревне Сафонково Венецианов построил больницу, содержал доктора, устроил школу для крестьянских детей. Впоследствии добился, что самый бедный его мужик имел две лошади и по четыре-шесть голов рогатого скота, небывалая роскошь для крестьян того времени. Порой ему казалась, что взятая на себя обязанность непосильна, и тогда он писал родным: «Обязанности помещика очень тяжелы, ежели их выполнять по законам гражданским и церковным».
Жизнь его оборвалась случайно. По дороге в Тверь, где он должен был расписывать иконостас в соборе, художник не справился с управлением санями, которые врезались в высокие каменные ворота. Выброшенный на дорогу Венецианов умер раньше, чем к нему подоспела помощь. Это случилось 16 декабря 1847 года, художнику было 67 лет.
Несчастный случай произошел в селе Поддубье Тверской губернии. Похоронен художник на сельском кладбище деревни Дубровское (ныне Венецианово) в Удомельском районе Тверской области. Могила его сохранилась.
!["На жатве. Лето". Алексей Венецианов. Середина 1820-х. Третьяковская галерея](http://Wanderings.Online/wp-content/uploads/2017/05/Na-zhatve.-Leto.-seredina-1820-h-GTG_.jpg)
Крестьянская серия «Времена года» Венецианова
Вместе с двумя другими произведениями, написанными в середине 1820-х годов, «На жатве. Лето» (Третьяковская галерея) и «Сенокос» (Третьяковская галерея), картина «На пашне. Весна» рассматривается как часть цикла картин художника, связанных с крестьянским трудом.
В Сафонкове для художника были огромные возможности творить, сама природа способствовала тому. Венецианов взялся за картину «На пашне. Весна», будучи классиком и романтиком одновременно, сделал Весну крестьянской женщиной. Стройная, с пропорциями античной богини, одетая в нарядный сарафан и кокошник, она ведет коней по вспаханному полю. Это причащение человека к вечности через слияние с миром природы.
!["Сенокос" Алексей Венецианов. Середина 1820-х, Третьяковская галерея](http://Wanderings.Online/wp-content/uploads/2017/05/Venetsianov.-Senokos.-Seredina-1820-h-GTG.jpg)
Венецианов выбирает простые мотивы, в его картинах почти нет действия, ему интересен не быт, а бытие. Крестьянский труд для художника – нечто исконное, вечное, повторяющееся, схожее со сменой времен года.
«На пашне. Весна»
Картина «На пашне. Весна» рассматривается как часть цикла картин художника, связанных с крестьянским трудом и написанных в период его жизни в Тверской губернии. Начиная с 1840-х годов, в течение нескольких десятилетий история данного полотна не прослеживается. Известно достоверно, что картина «На пашне. Весна» была приобретена коллекционером Павлом Третьяковым не позднее 1893 года.
![Статуя Павла Третьякова во дворе исторического здания Третьяковской галереи (Москва)](http://Wanderings.Online/wp-content/uploads/2017/05/0_c2a78_4eebbe0c_XL.jpg)
Центральным образом является статная фигура нарядно одетой матери-крестьянки, которая босиком ведёт двух лошадей и одновременно наблюдает за сидящим у пашни ребёнком. Фигура женщины изображена в увеличенном масштабе. Движения крестьянки изящны, по земле она не ступает, а будто парит над ней, сарафан красив как греческая туника. В обычной крестьянской сцене художник видит непреходящую красоту древней идиллии.
Критика того времени оценила искусство мастера: «Наконец мы дождались художника, который прекрасный талант свой обратил на изображение отечественного, на представление предметов, его окружающих, близких к его сердцу и к нашему — и совершенно успел в этом«.
![Центральный фрагмент На пашне. Весна Венецианова](http://Wanderings.Online/wp-content/uploads/2017/05/TSentralnyj-fragment-Na-pashne.-Vesna.jpg)
Женщина с лошадьми на этом поле не одна. В левой части картины еще одна пара лошадей направляется в глубину пространства, ведомая крестьянкой. На самом горизонте, исчезает вдали третья такая же группа. Женщины и кони движутся по образованному ими кругу, по бурой земле, под невысоким небом.
Некоторые критики упрекали Венецианова за чересчур нарядную одежду работающей в поле крестьянки. Это, однако, не было «выдумкой» художника — следует помнить о том, что первый день пахоты с древнейших времён считался у русских крестьян праздником, так что в этот день они надевали свои лучшие одежды.
О картине «На пашне. Весна» в поэзии
Иван Есауленков
Где ощущает зритель утро года.
По свежей пашне босиком идёт Весна —
И чутко просыпается природа!
И в воздухе тумана дымка тает.
А поступь женщины божественно легка —
Она парит как будто, не шагает.
Обращена к прекрасному ребёнку;
Его фигурка с краю поля нам видна —
Среди цветов сидит он в рубашонке.
И тишина по всей картине разлита,
И полуфантастична героиня:
Непреходяща у крестьянки красота,
Что кажется античною богиней!
Левей её другая женщина идёт,
И третья возле пня коней уводит
Вглубь полотна, свершая тем круговорот —
Божественное таинство Природы!..