Великий Пост для новичков и неофитов

258
сретенский монастырь интерьер. Великий пост
Сретенский монастырь

Содержание:

Главная задача Великого Поста – очищение души, поэтому отступление от чистоты помыслов не допускается. В статье рассказывается история возникновения календаря Великого Поста, основные требования Поста, его философия и иные традиции. Почему Пасха каждый год празднуется в разные дни? Что можно употреблять в пищу православному христианину во время Великого Поста? Как постились русские в разные времена? Что было в древности? Как проходил Пост во времена Ивана Грозного, Петра Великого и как сейчас в XIX веке? Высокие скорости жизненного течения XXI века, ориентиры на общество потребления неожиданно привели общество к наполнению духовностью. Некогда полупустые церкви обрели паству. В России всегда была очень сильна духовная составляющая.

Календарь Великого Поста

Пасха ежегодно празднуется в разные дни, как в начале апреля, так и в начале мая! Немного исходных дат для ориентира: Великий пост в Православии длится семь полных недель, 48 дней. Святая Четыредесятница. Первые 40 дней поста.

Страстная седмица. Христос идет к нам через последние проповеди: Тайную Вечерю, Голгофу и Воскресение.

Пост. Спас. Икона
Икона «Спас Нерукотворный»

Автор статьи не самый ортодоксальный верующий, тем не менее искренне верю в Высшую силу. Достигнув определенного возраста, захотелось разобраться с календарностью и самим явлением Великого поста. В более молодые годы я его не соблюдал. Сразу появились вопросы…

Почему Пасха каждый год празднуется в разные дни?

Почему Пасха каждый год празднуется в разные дни? Ответ оказался неожиданным. Специально обученные, образованные церковные профессионалы, ежегодно высчитывают дату по лунному календарю и фазам луны. Светский календарь, по которому мы живет — солнечный. Почему Пасха высчитывается по лунному? Ответ увел в дебри истории…

Иконопись. Пост

Изначально почти все календари на Земле были лунные. Луну и ее влияние на природу было проще наблюдать. Большинство обитателей Земли в те времена были либо аграриями, либо кочевниками — животноводами. Очень важно было точно знать: когда сажать, когда убирать, на какие дни выпадают приметы, чего остерегаться. Все привязывалось к урожаю.

В глубокой древности существовало огромное множество лунных календарей: вавилонский, древнекитайский, древнегреческий, индийский, еврейский, вьетнамский. Возможно 500 000 лет назад им уже пользовались сибирские якуты и жители острова Никобар в Индонезии.
Был свой лунный календарь и у древних славян: Даарийский Круголет Числобога, а проще – Коляды Дарь.

Коляды дар

Календарь непростой. Он содержал три природных сезона: Осень, Зима и Весна. Эти три сезона объединены в единый солнечный цикл, который называется — Лето. Лето состоит из девяти месяцев, на каждый природный сезон приходится по три месяца.

В календаре есть два понятия: Простое Лето и Священное Лето. Они составляют Круг Лет, в котором 15 простых и одно Священное Лето. Девять Кругов Лет, составляли Круг Жизни, который состоит из 144 лет. Эти повторяющиеся циклы, называют Круголетом Числобога.

Коляды дар
Коляды дар/ Круголет

Вот такая арифметика. Календарь исчислялся от сотворения мира и просуществовал до 7208 года, когда был упразднен Петром Первым. Опять назрел вопрос. Что значит от сотворения мира? Это что, от Адама и Евы?
Историки трактуют так. В глубокой древности произошла глобальная, длительная и кровавая война.

Северные народы бились с восточными. Победили северяне и сотворился мир. Вот от этого сотворения мира и пошел отсчет календаря.
Появился символ: белый воин северянин на коне пронзает копьем дракона. Победа Севера над Востоком. Постепенно этот символ приладили к современным реалиям. Георгий Победоносец пронзает копьем змея, победа добра над злом. Теперь этот символ является гербом Москвы.

Георгий_победоносец_чудо_георгия_о_змие_старая_ладога
«Чудо Георгия о змие». XII век (домонгольская фреска). Старая Ладога. Ленинградская область

А что-же календарь? Наличие у каждого народа своего календаря создавало огромную путаницу. Трудно было понять: когда что происходило, когда что делать, когда что праздновать.

Юлианский календарь

Руководители крупных государств взялись навести в этом деле порядок. В 45 году до нашей эры Императором Юлием Цезарем была введена новая календарная система, которую требовалось соблюдать на всей территории Римской империи. За основу был взят действующий календарь жрецов Египта. Юлий Цезарь его несколько изменил, таким образом появился всем известный Юлианский календарь.
При крещении Руси Князь Владимир вводит этот календарь на своей территории. Введённый Юлианский календарь, народ не принял.

Непонятна была причина смены русского календаря на иностранный. Нумерация месяцев шла на латинском языке, которых на три больше, так же календарь начинался не в День Осеннего равноденствия, а в начале весны.
Изобретательные христиане нашли выход из создавшегося положения, они придумали славянские названия для Юлианского календаря. Месяца, вместо номеров на латыни, получили славянские названия: Березень, Травень, Вересень … В таком виде христианам удалось навязать славянским народам чужой календарь.

Коляды дар / Круголет

Пошла борьба календарей. Старый календарь, нужен был для повседневной жизни, по нему определяли, когда и как начинать, и когда заканчивать сельхоз работы. По новому Юлианскому календарю в основном можно было узнать о церковных праздниках, и о событиях прошлого, произошедших далеко от славянских земель.

Иван III

Таким образом на Руси параллельно существовали две календарные системы: старая и новая. Власти это не устраивало. Для наведения порядка в несогласованности нового календаря, в лето 6856 года (1348 г. н.э.) по указу царя Ивана III, Новолетие в новом календаре было зафиксировано на 1 марта. Число же года взяли от старого Славянского календаря.

Началась подгонка нового календаря под повседневную жизнь, одни праздники запрещали, другие, которые праздновали несмотря на запреты, христианская церковь стала адаптировать под себя.

День Масленицы-Марёны был объявлен просто Масленицей. Праздник Бога Купалы, стал днём Иоанна Крестителя, на русский манер — Иваном Купалой. День Триглава (Сварога – Перуна — Свентовита) превратился в Троицу. Праздник Бога Перуна заменили Днём Ильи-Пророка…
В таком виде, параллельно, оба календаря просуществовали аж до времени правления Петра Первого.

Жан-Марк Натье. Пётр I со знаком ордена Св. Андрея Первозванного на голубой андреевской ленте и звездой на груди 1717 год (прижизненный портрет
Жан-Марк Натье. Пётр I со знаком ордена Св. Андрея Первозванного на голубой Андреевской ленте и звездой на груди 1717 год (прижизненный портрет)

Изменение календаря при Петре Первом

Из указа Петра Первого от 20 декабря 7208 года от сотворения мира: «Ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а с будущего Генваря с 1 числа станет новый 1700 год купно и новый столетий век. Впредь лета считать не с 1 сентября, а с 1 января и не от сотворения мира, а от Рождества Христова».
Год 7208 от «сотворения мира» оказался самый короткий и длился всего четыре месяца. 1699 же новый год законно встречался дважды: 31 августа и 31 декабря.

В 1702 году, в Амстердаме, был напечатан первый русский печатный календарь с началом года с 1 января и счетом лет от Рождества Христова.

Календарь 1917 года

Этот календарь просуществовал аж до Великой Октябрьской революции в 1917 году. В настоящее время мы пользуемся датировкой лет от Рождества Христова и Григорианским календарём. Не забыт и Юлианский календарь, так называемый «старый стиль». Ежегодно в январе мы вспоминаем о нём, когда отмечаем «старый» Новый год.
Мы специально подробным образом проследили эволюцию календарей для объяснения, почему мы ежегодно празднуем старинные праздники. Ведь они определены по лунному календарю. Хвала образованным церковнослужителям: совсем не просто рассчитать эти даты.

христос в пустыне. иван крамской
Христос в пустыне. Иван Крамской. 1972. Третьяковская галерея в Москве

Требования во время Поста для обычных мирян

Возникают естественные вопросы: что можно и что нельзя во время Великого поста?
Главное в посте – ограничения. И не еда в них главное. Не рекомендуются увеселения, уклон должен быть на созерцание и совершенствование себя и окружающего мира. Замечательно выразили главный запрет Поста Святые отцы: «Главное во время поста – не ешьте друг друга!»

До революции в это время закрывались театры, увеселительные учреждения. Люди старались как-то собраться, обдумать свою жизнь. Пост — время покаяния и воздержания, время, когда надо оглянуться. Не зря течение жизни сравнивают с течением реки. Изначально бурная и широкая река заиливается, течение становится медленнее, русло становится уже. Человек, изначально открытый и инициативный, постепенно тонет в рутине. Наша телесная сторона все время оказывает давление на душевную.

Фотография крестьянской семьи. Начало XX век
Фотография крестьянской семьи. Начало XX век

Как появилась идея Поста?

В языческие времена пост был явлением вынужденным. Постились в основном от недостатка продуктов.
С приходом христианства на Русь в 988 году, Пост появился, как организованная мера, перед массовым крещением на Пасху. Изначально постились, воздержанием очищали душу и тело, язычники, которые решились принять таинство крещения перед Пасхой, их называли — оглашенные. В языческие времена пост длился от нескольких часов до нескольких дней: человек сам назначал себе период.

Крестились люди преимущественно взрослого возраста, к крещению относились очень серьезно и долго готовились. На праздник Светлого Христова Воскресения собирающиеся окрестится оглашенные шли на берег реки, пруда или другого водоема, где и совершалось общее крещение.
Вместе с желающими креститься оглашенными, стали поститься и уже крещеные христиане.

Постный стол в монастыре
Постный стол в монастыре

На благодатной почве Руси, с принятием христианства, обнаружилось сильное стремление к монашеской жизни. В разных концах огромной страны стали создаваться монастыри, в больших городах их насчитывались десятки. Некоторые очень скромные и небольшие были очень многолюдными.

Многие русские подвижники, лидеры религиозного мира, приняли монашество в восточных монастырях под непосредственным руководством старцев. Преподобный Антоний, основатель Киево-Печерского монастыря и родоначальник русского подвижничества принял монашеский постриг и научился иноческой жизни на Святой горе Афон.

Повесть временных лет

«Повесть временных лет», составленная монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в начале XII века, сообщает, что уже первых насельников обители отличало неукоснительное соблюдение правил монашеской жизни.
В 1051 году игуменом монастыря был поставлен преподобный Феодосий.

В «Повести» говорится: когда он принял монастырь, то стал вводить воздержание и строгие посты по примеру великих подвижников Православного Востока. Сам преподобный Феодосий во время поста жил в пещере. Общался с братией он через маленькое окошко один раз в неделю. В остальные дни пребывал в посте и молитве, соблюдая строгое воздержание.

Вербное воскресение

Сорокадневный Великий пост был установлен в память о постном подвиге Спасителя, который после своего Крещения, 40 дней без воды и еды находился в пустыне. Такой пост выдерживали не все последователи. Многие так и не возвращались из пустыни. Поэтому, перед уходом, праведники прощались с миром и людьми, и просили у них прощения. Это еще одна версия появления традиции отмечать Прощеное воскресенье.

Окончательно сорокадневные сроки поста были сформированы в IV веке. Тогда же правило поститься в этот период стало обязательным для всех христиан.
В начале длительный пост приравнивался к подвигу и подвижничеству, впоследствии он стал нормой. Великий пост – один из древнейших обрядов христиан.

Дискуссии на тему полового воздержания во время Поста

Одни священники призывали к частичному воздержанию, другие к полному, третьи на усмотрение постящихся.
Часть русских пастырей проявляли излишнее творчество. Канон этого не требовал. Супружеское воздержание предписывалось во все праздники, а заодно и в дни накануне, и после праздников, и во все длительные четыре поста. С подобными взглядами спорили как простые люди, так и авторитетные иерархи.

Из книги в книгу, из века в век следовали не разумные мнения иерархов и богословов Церкви, а псевдо-благочестивые. Дожили они и до наших дней.
Многие священники и сегодня вторгаются в интимную область супружеских отношений и не мягко советуют, а жестко предписывают супругам строгую и для многих неподъемную меру воздержания.

Супружеское общение в Пост

Из источников XI века известно, что новгородское духовенство следило, чтобы прихожане воздерживались от супружеской близости все дни Великого поста. Их архипастырь, новгородский архиепископ Нифонт, решительно осуждал подобную практику. Нововведение не согласуется с требованиями и правилами Церкви. Воздержание супружеского общения следует проводить лишь одну пасхальную неделю.

Вопрос непростой, неоднократно обсуждался на самом высоком уровне. Священный Синод в определении от 28 декабря 1998 года указал священникам, на недопустимость принуждения или склонения верующих, вопреки их воле, к отказу от супружеской жизни в браке.

В Социальной доктрине Русской Православной Церкви, принятой на соборе в 2000 году, на эту тему говорится так:

«необходимо памятовать слова апостола Павла, обращенные к христианским супругам: “Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим».
Очевидно, что решения в этой области супруги должны принимать сами, по обоюдному согласию. В любом случае предпочтение следует отдавать апостолу Павлу, святым Дионисию и Тимофею, чьи мнения вошли в сборник канонов Церкви. Главное – не злоупотреблять!

Разбираемся в тонкостях питания во время Великого Поста. Что разрешено, а что не рекомендуется есть?

О питании во время поста рекомендует памятник XVI века «Домострой», в котором регламентировалась вся хозяйственная и семейная жизнь русского человека. Главная задача Поста – очищение души, поэтому отступления от постной диеты допускается. Отступление от чистоты помыслов – нет.

постная пища календарь

Во время сорокадневного Великого поста необходимо питаться исключительно растительными продуктами. В их число входят фрукты, овощи, крупы, орехи, сладости. Запрещено полученное от животных: мясо, молоко, яйца, масло, жир, сыры, творог. Это главная догма.
Из выпечки можно есть пироги, блины, лепешки, оладьи и овощную пиццу. А начинкой сделать грибы, крутое гороховое пюре, картофельное пюре, свежие фрукты или повидло. В выпечку вместо маргарина и яйца применяйте растительное масло.

Что можно есть в пост из первых блюд?
Готовятся они из овощных бульонов, можно сварить грибной суп. Постные первые блюда: супы, щи, борщи, суп-пюре из тыквы и бобовых.
Что можно есть из вторых блюд?
Разные овощные пюре, каши, овощные рагу и запеканки. Положите в кашу или пюре немного растительного масла, заправки или томатного соуса. Подавать пюре и каши советуем с овощными котлетами.

Что можно есть в те дни, когда запрещено есть вареную пищу?
В дни сухоядения можно кушать: свежие фрукты и овощи, консервированные и квашенные овощи, морскую капусту, мед и варенье, грибы соленые и консервированные, сухофрукты, орехи, морсы из овощей и фруктов.

Напитки, белковая пища и сладкое во время Поста

Допустимые и недопустимые напитки.
Молочные и соковые напитки, в составе которых молоко, однозначно нельзя. Разнообразные кисели, соки, морсы и компоты пить можно, даже нужно. Очень полезен для организма клюквенный морс. По поводу чая и кофе, тут имеется важность воздержания. Есть ощущение, что без них никак? Тут следует побороться, и пост для этого очень подойдет.
Как соблюсти пост без алкоголя? Как с кофе и чаем. Церковный распорядок позволяет мирянам по выходным пить виноградное вино.

Не волнуйтесь из-за отсутствия в рационе животного белка – его с успехом заменит белок из бобовых продуктов. Блюда из гороха, фасоли, чечевицы и сои помогут восполнить потребность организма в белке. Очень полезен топинамбур – он поставляет в организм углевод инулин. Каши, зерновые и картофель – источники крахмала, белка и углеводов. Клюква – поставщик бензойной кислоты, орехи – белка и жира, а отвары из шиповника, болгарский перец, лимоны и все цитрусовые отвечают за витамин С.

Постные блюда
Постное блюдо

В постное меню можно включать супы из капусты, постные щи, борщ с черносливом, густой суп минестроне, каши с грибами, овощными заправками, постные пирожки с картошкой, грибами и яблоками.
Из сладостей – халва, изюм, курага, орехи. Из напитков – компоты, квас, травяные чаи.

Не забывайте главное, что Пост — это не голодание. При этом пища должна быть простой, употребление изысканно приготовленных постных блюд Церковью осуждается.
Великий Пост длится семь недель. Самые строгие недели воздержания в еде – это первая и последняя. В эти дни запрещается употреблять в пищу даже растительное масло.

Остальные дни поста не такие строгие. В понедельник, среду и пятницу надо отказаться от вареной пищи и придерживаться сухоядения. Во вторник, четверг, субботу и воскресенье можно приготовить постные блюда с растительным маслом. В Страстную Пятницу, это последняя пятница перед Пасхой – нельзя есть целый день.

Тот факт, что большинство дней в году, от 192 до 216, в разные годы были постными, вызывало вполне естественное стремление к разнообразию постного стола.

Фотография. Крестьянская трапеза
Фотография. Крестьянская трапеза

Как постились в старые времена? Попробуем проследить питание во время поста от язычников до наших дней

Что вообще ели люди тогда в исторической перспективе? Возглавляет перечень продуктов, конечно, хлеб. Это был кислый ржаной хлеб, который служил основной пищей крестьянина. Помимо хлеба повсеместно употребляли в пищу блины и оладьи из овсяной, ячной, а порой и из гречневой муки. Оладушки любили подавать на завтрак.
За хлебом шли каши: гречишная, овсяная, ячменная и из полбы. Каши делились на два типа по уровню густоты – «размазня» и густая.

В древности на Руси любой суп называли ухой. Со временем место на крестьянском столе себе завоевали щи.
Щи готовили из рубленой кислой капусты, которую солили в бочках и кадках. Капусту клали слоями, перемежая со слоем ржаной муки и соли. Обычно в щи добавляли так называемый сок (конопляное масло) и сметану. Начинка щей зависела от того, какой день – скоромный или постный.

В скоромные дни добавляли и сало, и сметану, а в постные ограничивались крупами и грибами. Особо популярны были рыбные щи в соответствующие дни.

Постный суп с грибами
Постный суп с грибами

Для большинства крестьян мясо было роскошью. Его употребляли очень редко – в праздники, на свадьбу или другие торжества. Разводили домашнюю птицу, это было хорошее подспорье: мясо и яйца.
Здорово выручала охота. Леса полны дичи: зайцы, утки, куропатки, тетерева, не говоря о кабанах, а то и медведях. Мясо все же было роскошью, не обыденностью.

Рыба

Реки давали рыбу. Рыба была наиболее любима крестьянами, живущими на берегах рек и озёр. Да и церковные правила поощряли такой рацион. Рыбу солили, вялили и сушили.
Хорошая добавка к овощному меню. Репа, редька, свекла, капуста. Эти овощи были на столах практически всегда. Часто подавались в разнообразном виде. Овощи пареные, вареные, жареные и сырые. Лук и чеснок присутствовали всегда.

Самым популярным овощем на столе была пареная репа. Репа спела за два месяца, что позволяло снимать частые урожаи, поэтому ею засевали огромные площади. Крестьяне ее любили, и часто, кроме «щей да каши», была еще «репа, рыба да грибы».

Не было тогда ни чая, ни сахара, всего этого простой люд не знал. На основе ржи варили кисели, кисель мог быть овсяными и гороховым. Среди напитков наиболее почитались квас (яблочный, грушевый), морс малиновый и клюквенный и пиво из ячменя. Был и крепкий алкоголь: различные меды хмельные, настойки и наливки.

В условиях суровой природы, с коротким земледельческим сезоном работ, весь быт, весь уклад жизни основной массы населения России носил четко выраженный аскетический характер.
Как всегда, состоятельные люди питались по-другому.

Великий Пост во времена правления Ивана Грозного

На званых обедах у царя Ивана Грозного бывало около 200 разнообразных блюд и длились обеды до десяти часов.
Первыми в трапезную залу вносились запеченные лебеди, потом – искусно украшенные перьями-опахалами павлины. За ними приносили гостям кулебяки, расстегаи, мясные и сырные пироги, курники, пирожки, оладьи и блинчики с разными начинками. Из напитков на государевом столе был разнообразный мёд: вишневый, можжевеловый и черёмуховый. На пирах бывали и заморские виноградные вина.

На обедах у Грозного на столе были верченые почки, запеченные караси, баранина на вертеле, зайцы в лапше, перепела в чесночной подливе, жаворонки в шафране, поросенок на вертеле.
К столу подавались исполинские осётры и стерляди, искусно сервированные в виде сказочных птиц и драконов.

пир на Руси. дворцовый пир. терем
Пир в царском тереме

Поразительно, что сам царь и великий князь Иван Васильевич не был гурманом. Он с самого детства страдал колитом и попросту не мог позволить себе невоздержанность в питании. Любое съеденное царем жареное или острое блюдо могло привести к адской кишечной боли на несколько дней.

Царь на данных обедах выступал скорее как зритель, чем как едок. Связано это с паническим страхом отравления, ведь Иван Васильевич не без оснований считал, что его мать – Елену Глинскую, отравили бояре Шуйские во время трапезы. Грозный не любил есть прилюдно. Когда приходилось трапезничать в присутствии гостей, блюдо для царя перед подачей пробовали минимум четыре человека.

Иван Грозный в образе Николая Черкасова (фильс С.Эйзенштейна "Иван Грозный)
Иван Грозный в образе Николая Черкасова (фильм Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный»)

Получается, что простолюдины был ближе к Богу: питались скромно, исправно посещали церковь, постились. Нужно отдать должное, многие цари были людьми набожными и строго соблюдали все религиозные предписания. Иностранцев, посещавших Московию, удивляло столь строгое соблюдение постов.

Австрийский дипломат С. Герберштейн был просто поражен одинаково строгим отношением к постам всех слоев населения. Это понятно: ведь после Реформации в Европе постов не соблюдали. Английский мореплаватель Ричард Ченслор, будучи в Москве в 1553 — 1554 годах, писал: «Во время постов русские не едят ни масла, ни яиц, ни молока, ни сыра… питаются рыбой, капустой и кореньями. Кроме постов, они круглый год свято соблюдают среды и пятницы, а по субботам едят мясо. Русские убеждены, если нарушить пост не пройдешь через небесные врата».

Великий Пост во времена правления Петра Первого

Кухня селян российского государства в наименьшей степени ощутила на себе свежий ветер перемен. По-прежнему крестьяне выращивали злаки: пшеница, овёс, ячмень, рожь, просо, из которых пекли хлеб и варили каши — основа рациона как тысячу лет назад.
В области огородных культур появилось много нового. Ещё будучи в Голландии, Пётр отправлял на родину посылки с семенами и указами культивировать новые овощи.
В этот период в России появились баклажаны, савойская капуста, сельдерей, петрушка, кольраби, тмин, фенхель, сахарная свекла, шалфей, мята, шпинат, эстрагон, фасоль.

Одним из главных огородных нововведений явился подсолнечник. В Европу он прибыл с Колумбом, и рос уже 200 лет, успешно вытесняя другие источники растительного масла. Потихоньку подсолнух добрался и до России.
То же самое можно сказать о картофеле. При Петре Первом крестьяне всё ещё мало доверяют новому и подозрительному «земляному яблоку», в конечном счете к концу века ситуация меняется.

Картофель

Крестьяне варили и жарили картофель с маслом или салом, а так же добавляли его в муку. Представьте, разваренный картофель перемешивался с мукой, и из этого тоже делали хлеб. Подобный продукт быстрее зернового черствел. Сытность же картофельного хлеба убирала все недостатки.
Крестьянин всегда был ограничен в продуктах и способах их обработки. Главной целью хозяйки было накормить семью простой в обработке и очень сытной пищей.

Что обеспечивало сытность – «нажористость»? Конечно, картофель. Картофель вареный, картофель жареный, картофельная похлебка с «забелой» — добавлением молока в скоромный день, с постным маслом в день постный.
Другой главный овощ, столп крестьянской кухни – капуста. Щи из серой капусты, с такой же приправой, как и похлебка, и все это под черный хлеб.

Таково было ежедневное будничное «меню» обеда и ужина для крестьянина центра России. Завтрак и полдник – просто ломоть черного хлеба с вареной картошкой.
Конечно же, чай. Чай – как молитва. Дважды в день крестьянин пил чай, «душу отводил».

В посты рацион менялся. В пищу шли белая квашеная капуста, сдобренная луком и квасом, редька с маслом, «мура» или «тюря» – смесь из хлебных сухарей, искрошенной картошки, лука и кваса, с добавлением хрена, растительного масла и соли. С удовольствием ели рубленую вареную свеклу с квасом и огурцами. Шла эта нехитрая радость под черный хлеб.
Не обходилось дело без лакомств. Ими были не пряники, печенье, конфеты – весьма затратные для крестьянского кошелька. Лакомились – пареной репой! Любили ее дети, а в пост зимой и взрослые.

Борис Кустодиев. Купчиха за чаем. 1918 год. Русский музей (Санкт-Петербург)
Борис Кустодиев. Купчиха за чаем. 1918 год. Русский музей (Санкт-Петербург)

Великий Пост в XIX веке на примере купеческого быта

К Великому посту купечество относилось серьезно. Постное меню купцов между тем не было скудным. Обратимся к «Лету Господню» Шмелева, самой полной на сегодняшний день энциклопедии православных традиций российского купечества:

«В число обязательных ритуалов Великого поста, помимо отказа от скоромных продуктов и воздержания, от телесных радостей, в купеческих семьях входило изменение убранства дома: с окон снимались шторы, картины завешивались, парадная посуда убиралась в шкаф, а мебель покрывалась серыми чехлами, чтобы придать дому более аскетичный вид. Зачастую в передней зажигалась лампадка, которая должна была гореть вплоть до Пасхи.

В первый день Великого поста, согласно традициям, было предписано вовсе воздерживаться от еды, а на второй день употреблять в пищу лишь воду и хлеб. Даже в самые строгие дни поста в купеческих семьях совсем от еды редко отказывались.

В передней стоят миски с желтыми солеными огурцами, с воткнутыми в них зонтиками укропа. С рубленой капустой, густо посыпанной анисом, такая прелесть», — начинает свой рассказ о чистом понедельнике, первом дне Великого поста, главный герой романа — отрок Ваня.
В постное купеческое меню неизменно входили соленые огурцы с укропом, хреном и смородиновым листом, которые держали в бочках со льдом, капуста с клюквой и моченый чернослив. Моченые яблоки разрешалось есть по воскресеньям. Нарезанная редька под конопляным маслом, моченый горох, жареная гречневая каша с луком и разнообразные версии грибных блюд.

Сладкое

Из сладостей допускались: обсахаренная замороженная клюква, малина и рябина. Популярностью пользовались мушмала, изюм, рябиновая пастила. Допускалась сдоба: бублики, сайки и постная калужская выпечка.
Были в постном купеческом меню блюда, которые и сегодня редко встретишь: гороховый кисель, картофельные котлеты с сухофруктами, кутья с мармеладом, «грешники» с луком, бурачки с хреном, лимонный сахар.

Самыми популярными постными супами в дореволюционной России были всем известные щи. Во время Великого поста щи готовили с грибами. Популярна была так же калья. Калья — похлебка, сваренная на огуречном рассоле, постный суп с пряным и насыщенным бульоном, предшественник современных рассольников.

Калья считалась праздничным блюдом. В огуречный рассол часто добавляли говядину, мясо птицы или жирную рыбу. Постную же калью традиционно заправляли рыбой и икрой, подавали блюдо в воскресенье на шестой неделе поста.

Постная еда. Пища постная

В случае если постящийся не выполняет главного:

не причащается, не исповедуется, не молится, не ходит в храм, то все становится профанацией. Еще одна иллюстрация фарисейского отношения к Великому посту.

Степан Писахов. «Как купчиха постничала»

Отрывок из текста Степана Писахова. «Как купчиха постничала»:
«Уж так ли благочестива, уж такой ли правильной жизни была купчиха, что одно умиленье!
Вот как в масленицу сядет купчиха с утра блины есть. И ест, и ест блины – и со сметаной, с икрой, с семгой, с грибочками, с селедочкой, с мелким луком, с сахаром, с вареньем, разными припеками, ест со вздохами и с выпивкой. И так это благочестиво ест, что даже страшно. Поест, поест, вздохнет и снова ест.

А как пост настал, ну, тут купчиха постничать стала. Утром глаза открыла, чай пить захотела, а чаю-то нельзя, потому пост.
В посту не ели ни молочного, ни мясного, а кто строго постился, тот и рыбного не ел. А купчиха постилась изо всех сил: она и чаю не пила, и сахару ни колотого, ни пиленого не ела, ела сахар особенный – постной, вроде конфет.
Дак благочестивая кипятку с медом выпила пять чашек да с постным сахаром пять, с малиновым соком пять чашек, да с вишневым пять, да не подумай, что с настойкой, нет, с соком. И заедала черными сухариками.

Пока кипяток пила, и завтрак поспел. Съела купчиха капусты соленой тарелочку, редьки тертой тарелочку, грибочков мелких, рыжиков, тарелочку, огурчиков соленых десяточек, запила все квасом белым. Взамен чаю стала сбитень пить паточный. Время не стоит, оно к полудню пришло. Обедать пора. Обед постной-постной! На перво жиденька овсянка с луком, грибовница с крупой, луковая похлебка.
На второе грузди жареные, брюква печеная, солоники – сочни-сгибни с солью, каша с морковью и шесть других каш разных с вареньем, и три киселя: кисель квасной, кисель гороховый, кисель малиновый. Заела все вареной черникой с изюмом. От маковников отказалась:

– Нет-нет, маковников есть не стану, хочу, чтобы во весь пост и росинки маковой во рту не было!
После обеда постница кипятку с клюквой и с яблочной пастилой попила.
А время идет и идет. За послеобеденным кипятком с клюквой, с пастилой тут и поужинала.
Вздохнула купчиха, да ничего не поделать – постничать надо!».

Василий Кустодиев. Московский трактир
Василий Кустодиев. Московский трактир. 1916. Третьяковская галерея

Великий Пост в XX веке и сейчас

Постепенно строгость в соблюдении поста стала принимать уродливые формы. Это совсем не касается людей, профессионально живущих в мире религии. Там все по- старинке, все как нужно.
Наше атеистическое советское прошлое тоже наложило свой отпечаток. Пост перестал быть всенародным.
В то же время генная инженерия, заложенная веками православия, влечет людей к Церкви. В советское время партийным людям было запрещено крестить детей. Выход был найден, детей крестили тайно. Многие из них, не ходили регулярно в церковь, а в душе верили в Бога.

Массовое паломничество людей на кладбище в Пасху, тоже яркий пример советского подхода к религии. Люди знают, что это неправильно. Для посещения мест погребений есть другие дни, регламентированные церковью. Желание прийти в пасхальный день в храм для общения с Богом не пропадало.

В конечном счете получается некий коктейль из всего этого. То же самое происходит с Постом. Я знаю многих людей, которые придерживаются Поста, стараются ограничивать свой стол, беседуют на религиозные темы, выпекают и светят куличи. Пасхальные яйца красят практически все.

Причины и содержание различий поста в XX и XXI веках

Строгий Пост согласно канону почти никто не держит. За исключением людей очень близких к религии, сделавших служение Церкви смыслом жизни. Их очень много!

Сретенский монастырь. Пасхальная служба
Сретенский монастырь. Пасхальная служба

Мы не случайно очень подробно остановились на обзоре продуктов питания в России в прошлом. Церковные Посты очень тесно связаны с образом жизни и питания основного населения в стране.
У крестьянства, начиная с незапамятных времен и почти до шестидесятых годов прошлого века, рацион питания был очень скудный, а к весне и того хуже. Питание в будни и пост не очень сильно разнилось. Постящимися были практически все.

По мере развития продукты прибавлялись, ситуация улучшалась. Догма оставалась старая: нельзя продукты животного происхождения. Новые продукты позволили сытно и вкусно питаться в Пост.
Изменилась и социальная линейка жителей. Политика властей прошлого века привела аграрную в прошлом Россию, к почти полному исчезновению деревни. Крестьяне переехали в город, стали рабочими. Продукты покупаются в магазинах, их не надо производить. Сельские дома стали дачами для их семей.

Постные рецепты

Революционный атеизм вообще попытался сломать старые каноны. Насыщение продуктами пошло невиданными темпами. Процесс ускорился. Мир стал компактным. Сегодня никто не удивляется красным помидорам, обилию тропических плодов всевозможных сортов, мандарины просто круглый год.

Конечно, это не обошло стороной и Пост. Привожу рецепты теплых салатов для Поста.

Рецепты теплых постных салатов

Салат с печеной тыквой и ядрами конопли
100 г запеченной тыквы, 10 г семян конопли, 15 г шпината, 10 г зерен граната, 5 мл соуса кимчи, 10 г лемонграсса. Можно добавить в салат очень быстро готовящийся кускус, можно положить киноа, полбу, вообще любую крупу.
Теплый салат с киноа
100 г брокколи, ½ батата, 100 г свежего шпината, 160 г отварного киноа, 10 г кедрового ореха, 40 г стеблей сельдерея, 10 г лимона
Для заправки: 100 г тахини, 20 г оливкового масла, 5 г кунжута.

Тёплый салат с грибами, шпинатом и ореховым соусом
50 г вешенок, 15 г шпината, 15 г салата корн, 5 мл растительного масла для жарки, Кедровые орешки
Для заправки: 600 мл соевого молока, 880 мл растительного масла, 15 мл яблочного уксуса, Черная и морская соль
Для орехового соуса: 50 г арахиса, 10 г кунжута, Кунжутное масло, 1 ч. л. сиропа топинамбура.
Согласитесь, это очень далеко от черного хлеба с водой.

О новых тенденциях в духовных стремлениях

Сегодняшняя бездуховность повседневной жизни: алчность, стремление к богатству любым путем, полное падение нравственности, неожиданно привела к парадоксальным результатам. Людям стало не хватать бывшей приличной жизни. Некогда полупустые церкви наполнились паствой. Интерес к религии просто сумасшедший.
Это очень здорово и типично для России. Здесь всегда была очень сильна духовная составляющая.

Посмотрите сколько людей приходит в городах в церковь на Пасху светить куличи и яички. Паломничество. Многолюдные крестные ходы. Для попадания на праздничную службу любого центрального храма обычно нужно отстоять очередь. Прихожане стоят эти очереди. Огромные многотысячные очереди выстаиваются, когда привозят святыню из другой страны. Миллионы желают прикоснуться.

Возродился и массовый интерес к Великому посту. Продуктов в магазинах много. Постится стало сложнее. Есть от чего отказываться. Физически многие работают на износ для большей семейной выгоды. Как без плотной еды?

сретенский монастырь интерьер
Сретенский монастырь (Москва)

По канонам Церкви не все должны поститься. От воздержания в пище освобождаются: больные, воины, беременные и кормящие женщины, занятые тяжелым и физическим трудом. Многие священники не очень настаивают на строгом соблюдении канона нерегулярной паствой. Лучше, если человек от души, осмысленно, попостится неделю или даже три дня, но прочувствованно.

Хуже, если человек возьмется строго постится весь Великий Пост, если страшно измучается, возненавидит все и в будущем полностью отдалится от Веры. Не можешь совсем обойтись без колбасы – поешь. Постится по-настоящему очень не просто. Я снимаю шляпу перед людьми, полностью выполняющими каноны!
В этой статье я попытался ответить себе на возникшие вопросы и помочь людям, желающим приобщится к таинству Великого Поста. Если кто-то, прочитав статью, попробует постится и окунется в мир благих мыслей пусть не на 40 дней, а хотя бы на 40 часов – я буду очень счастлив!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь