Василий Верещагин -“своя колея” художника-бунтаря. Жизнь и творчество, отданные борьбе за убеждения. Часть вторая

Василию Верещагину выпала удивительная и на редкость цельная судьба. Воспитанник кадетского корпуса, офицер, человек большого мужества и хладнокровия, он появлялся повсюду, где было опасно, где свистели пули и ядра, лилась кровь.

1589

Трилогия казней

После Палестинской серии Верещагин создаёт ряд новых работ на тему массовых расправ правящих кругов с бунтующим населением. Трилогия казней, так называется цикл из трех картин. Работа над «Трилогией» началась со второй картины:
«Этот сюжет проберёт не одну только английскую шкуру»,— мы приводим строчку из письма художника искусствоведу Владимиру Стасову, невероятному авторитету в сфере искусства в XIX веке.

Подавление индийского восстания англичанами. Василий Верещагин
“Подавление индийского восстания англичанами”. Василий Верещагин

Подавление индийского восстания англичанами. Василий Верещагин

Он оказался прав. Картина «Подавление индийского восстания», изображавшая варварскую казнь «цивилизованными» англичанами мятежных индийских сипаев — их разрывали на части пушечными выстрелами,— куда-то подевалась из американского музея лет сто назад: говорят, ее выкупили и уничтожили оскорбленные британцы.

Распятие на кресте у римлян. Василий Верещагин
“Распятие на кресте у римлян”. Василий Верещагин

«Распятие на кресте во времена владычества римлян». Это полотно вызвало острое неприятие религиозных кругов, как в России, так и на Западе из-за несоответствия принятым канонам. Местонахождение ее неизвестно.

Казнь заговорщиков в России. Василий Верещагин
“Казнь заговорщиков в России”. Василий Верещагин

Сложно найти даже фотографию картины “Казнь заговорщиков в России” приемлемого качества. На посмертной выставке Верещагина в 1904 г. она отсутствовала. В 1908 году Илья Ефимович Репин видел ее в музее петербургского Общества поощрения художеств повёрнутой лицом к стене, выставлять ее было запрещено.

Картину приобрёл проживавший в России французский подданный Левитон, у которого ее отобрали полицейские власти, невзирая на протесты французского посла Палеолога.
По некоторым данным «Казнь заговорщиков в России» хранится в запасниках Музея политической истории и не выставлялась с 1920 годов. Русский музей не смог ее получить «по техническим причинам».

На одной из выставок Верещагин знакомится с представителями американской Ассоциации художеств, которые предложили ему провести ряд выставок в США. Успешно показав эти полотна вместе с «балканской» и «палестинской» сериями во всех столицах Европы, Верещагин отправляется покорять Америку в 1889 году.

Американские партнеры обещали Верещагину большие деньги, на деле же выставки и последовавший за ним аукцион не принесли художнику ощутимой выгоды. «Палестинская серия» пользовалась большим успехом на передвижных выставках в американских городах.

Два еврея. 1884 год. Василий Верещагин
“Два еврея”. 1884 год. Василий Верещагин
"Пушка" Василий Верещагин
“Пушка”. Василий Верещагин
Старая еврейская могила близ Иерусалима. Василий Верещагин
“Старая еврейская могила близ Иерусалима”. Василий Верещагин

Чтобы собрать деньги на возвращение в Россию, Верещагин вынужден устроить аукцион, поэтому большая часть работ (их было сто десять) была распродана и целиком серия никогда не экспонировалась. Многие полотна затерялись. Впоследствии часть рисунков и картин оказалась в России.

Стена соломона. Василий Верещагин
“Стена Соломона”. Василий Верещагин

В целом, Палестинская серия до сих пор остается Terra Incognita для всех, кто интересуется творчеством художника. Несколько лет назад одна из картин этой серии «Стена Соломона» оказалась в Москве.

На контрасте с блестящими, праздничными картинами Константина Маковского, ранее представленными американской публике, выставка Верещагина произвела сильное впечатление.
Побывавший на ней молодой журналист, будущий известный писатель Теодор Драйзер, изложил свои впечатления от картин Верещагина в своём романе «Гений».
Герой романа Юджин, увидев полотна Верещагина, был потрясён «великолепной передачей всех деталей боя, изумительными красками, правдивостью типов, трагизмом, ощущением мощи, опасности, ужаса и страданий…»
Верещагин отдавал себе отчёт в том, что на родине подобного успеха он не добьётся, но и не испытывал ни малейших иллюзий в отношении к своим картинам американского зрителя.
Американцы традиционно любят и хорошо воспринимают всё яркое, экзотичное и большое. Не без иронии Василий Васильевич приводил слова одного из посетителей, сказанные во время открытия выставки в Америке: «Мы, американцы, высоко ценим ваши работы, господин Верещагин; мы любим всё грандиозное: большие картины, большой картофель…»
Для предприимчивых жителей американских штатов был гораздо важнее коммерческий успех живописца, т.е. продаваемость его картин.
Аскетичный в быту художник, «делать» деньги, а тем более тратить их с пользой, совершенно не умел.
Очевидно, поэтому Верещагин отклонил предложение американских властей навсегда остаться в США и возглавить одну из художественных школ страны. В итоге часть картин «балканской» серии купил Павел Третьяков. Остальное автор выставил на торгах в США.

По вполне понятным причинам, они продавались дешевле, чем модные «боярские» полотна Константина Маковского: не каждый богатый человек захочет повесить у себя в гостиной сцену казни или кровавой битвы.
Тем не менее, спрос на творчество Верещагина в Америке был велик, и большинство картин из «палестинской» серии и Трилогии казней были раскуплены.

В 1901 году была организована выставка картин в Чикаго. Неожиданно Василию Васильевичу пришлось столкнуться с американскими гангстерами. К нему явились два «джентльмена», заявив, что если он хочет выставляться в США, то должен им платить. Художник возмутился наглым вымогательством и ответил, что «людей, осмелившихся сделать ему такое предложение, нельзя считать джентльменами».
Мафиози бросились на художника с кулаками, однако Василий Верещагин, обладавший огромной физической силой, дал такой отпор обнаглевшим бандитам, что те едва сумели унести ноги.