Василий Верещагин -“своя колея” художника-бунтаря. Жизнь и творчество, отданные борьбе за убеждения. Часть вторая

Василию Верещагину выпала удивительная и на редкость цельная судьба. Воспитанник кадетского корпуса, офицер, человек большого мужества и хладнокровия, он появлялся повсюду, где было опасно, где свистели пули и ядра, лилась кровь.

Русско-японская война

Накануне русско-японской войны шестидесятидвухлетний художник уехал в действующую армию на Дальний Восток, считая своим нравственным долгом быть в центре готовящихся боевых событий.

 «Огненная кисть» художника, по меткому определению Стасова, спешила запечатлеть новые сцены разгорающегося пламени военного конфликта.

В письме к жене Верещагин писал: «Я все еще не уехал, но завтра уезжаю, наконец, и с нехорошим чувством, так как еду в страну, очень враждебно к нам настроенную…

По газетам судя, в Японии часты собрания врагов России, требующих войны с нами, считая теперешний момент для открытия военных действий наиболее удобный…

По всем отзывам у Японии и флот, и сухопутные войска очень хороши, так что она… причинит нам много зла… потому что они обозлены и поведут войну беспощадно, на это последнее наша добродушная нация не способна, и, конечно, будет стараться «не очень вредить». У них все готово для войны, тогда как у нас ничего готового, все надобно везти из Петербурга…».

В сентябре 1903 года Василий Васильевич приехал во Владивосток и стал готовиться к поездке в Японию. Приплыв на пароходе в порт Цуруга, оттуда по железной дороге добрался до Токио и Никко. Его спутником в этой поездке был новозеландец, писатель Доуни Стюард.

Несмотря на тревожную обстановку, Верещагин очарован своеобразием быта Японии.

"Прогулка в лодке". Василий Верещагин
“Прогулка в лодке”. Василий Верещагин
"Япония. Шинтоистский храм в Никко". Василий Верещагин"
“Япония. Шинтоистский храм в Никко”. Василий Верещагин”

В его творчестве просматриваются новые нотки, новый стиль потихоньку прокрадывается и в закаленное сердце Верещагина.

"Японка". Василий Верещагин. 1903 год
“Японка”. Василий Верещагин. 1903 год

Восточный колорит царит вокруг, художник рисует простых людей, служителей культа, японских женщин.

"Храм в Токио". Василий Верещагин
“Храм в Токио”. Василий Верещагин
"Японка". Василий Верещагин
“Японка”. Василий Верещагин

Из-за обострившейся политической обстановки и надвигающейся войны Верещагин покинул эту страну уже осенью того же года. В Россию он привёз фарфор, бронзу, ряд японских этюдов, уже почти готовые картины «Японка» и «Японский нищий».

"Японский нищий". Василий Верещагин
“Японский нищий”. Василий Верещагин

В 1904 году началась Русско-японская война.

Приехав из Москвы на Дальний Восток с поездом Великого князя Бориса Владимировича, Верещагин, перемещаясь по железной дороге, побывал в Ляояне, Порт-Артуре, Мукдене и снова возвратился в Порт-Артур.

«Только что возвратился из Порт-Артура и, захвативши в Мукдене свои вещи, опять туда уеду, потому что здесь, в Ляояне, действия будут еще не скоро. Мне дали целый вагон-микст, с которым могу прицепиться к какому хочу поезду и останавливаться, где мне нужно. Там мои вещи. Там я живу. Денщика, конечно, дадут, лошадь купят. Принимают везде прямо не по заслугам и любезно.

Ранним утром 31 марта 1904 года эскадра адмирала Макарова возвращалась в Порт-артурскую гавань.

Василий Верещагин. ХУДОЖНИК , СКИТАЛЕЦ , ВОИН

Василий ВерещагинВпереди эскадры шел броненосец «Петропавловск». На его грот-мачте развивался по ветру адмиральский флаг.

На командном мостике рядом с Макаровым, делая карандашные наброски, стоял Верещагин. Впереди уже был отчетливо виден Порт-Артур, когда броненосец содрогнулся от страшного взрыва.

Часы показывали 9 часов 34 минуты утра, когда флагман «Петропавловск» наткнулся на японские мины. Тотчас взорвались торпедный погреб и паровые котлы броненосца. Через полторы минуты корабль, зарывшись носом в воду, ушёл в глубины Жёлтого моря.

Погибло более 600 человек, среди которых начальник эскадры Тихого океана вице-адмирал Степан Осипович Макаров и художник Василий  Васильевич Верещагин.

Историки рассказывают, что шлюпки, спущенные с русских кораблей, сразу бросились подбирать плававших в воде людей.

Удалось спасти 80 человек, включая командира корабля капитана первого ранга Яковлева, а также начальника военно-морского отдела штаба командующего флотом на Тихом океане контр-адмирала великого князя Кирилла Владимировича, двоюродного брата императора Николая Второго.

Великий князь скончался в 1938 году от болезни ног — последствия ранений, полученных в 1904.

Поиски командующего флотом вице-адмирала Макарова результатов не принесли. Он погиб вместе с 10 штабными офицерами, включая начальника штаба контр-адмирала М. П. Моласа, 17 корабельными офицерами и 652 матросами.

Вот как об этом написано у Дмитрия Жукова: “Японцы атаковали русскую эскадру в районе Порт-Артура без объявления войны в феврале 1904 года…

Художник соглашался стать ординарцем у любого генерала и выехал на Дальний Восток уже в феврале. И вот он стоит на мостике «Петропавловска» с альбомом в руке.
Утром, переходя с крейсера «Диана» на броненосец «Петропавловск», Степан Осипович Макаров сказал Верещагину:
— Василий Васильевич, вернитесь в порт. Будет бой, и бог знает, кто из нас уцелеет. Вы нужны России…
— Степан Осипович, я приехал в Порт-Артур не ради праздного любопытства, а именно для того, чтобы запечатлеть морское сражение, — почти раздраженно ответил художник.
Броненосцы «Петропавловск», «Полтава», «Победа», «Пересвет» и другие русские суда атаковали эскадру японских крейсеров, пока на горизонте не показались главные силы неприятельского флота.
Макаров называл художнику вражеские броненосцы, а тот быстро набрасывал их силуэты.

Сил у японцев оказалось больше, чем в макаровской эскадре.

Минный офицер Иениш рассказал о последних секундах жизни художника Верещагина:
«Смотрю, на самом свесе стоит группа матросов и среди них в расстегнутом пальто Верещагин.

Часть из них бросается в воду. За кормой зловеще шумит в воздухе винт. Несколько секунд — и взорвались котлы.

Всю середину корабля вынесло со страшным шумом вверх. Громадная стрела для подъема шлюпок исчезает — я слышу над головой лишь басистый вой…

Взрывом ее метнуло на корму, и место, где стояли еще люди и Верещагин, было пусто — раздробило и смело…» 

Не успев написать здесь ни одной батальной картины, Верещагин погиб при взрыве флагманского корабля «Петропавловск» в Порт-Артуре. Трагедия произошла в 9 часов 43 минуты 31 марта (13 апреля) 1904 года. 

Всю жизнь любил он рисовать войну.
Беззвездной ночью наскочив на мину,
Он вместе с кораблем пошел ко дну,
Не дописав последнюю картину…
К. Симонов

Памятник Василию Верещагину в Череповце
Памятник Василию Верещагину в Череповце

После гибели Верещагина семья художника осталась без средств к существованию. Дом и мастерскую на берегу Москвы-реки пришлось продать, чтобы расплатиться с долгами.

Картины Русской серии были куплены за сто двадцать тысяч рублей императором Николаем II, но на руки вдова получила лишь девяносто.

Привыкшая жить умом, талантом и делами Василия Васильевича, жена совсем растерялась, лишившись поддержки мужа. В 1911 году, через семь лет после гибели мужа, Лидия Васильевна покончила собой. Она была похоронена на Ваганьковском кладбище, на 36 участке. В настоящее время могила её утеряна.

Верещагин. Семья

Сын Верещагиных Василий (1892–1981) в 1911 году поступил на юридический факультет Московского университета. В начале Первой Мировой войны ушел добровольцем на фронт. Подобно отцу проявил храбрость, был ранен и награжден Георгиевским крестом. В 1919 году выехал из Москвы, затем эмигрировал в Чехию.

Дочь Анна (1895–1917)  закончила гимназию и накануне Первой Мировой войны вышла замуж за Павла Эдуардовича Готтвальда. По рассказам Г. П. Андреевского (племянника Л.В. Верещагиной), застрелилась, узнав о смерти мужа. Есть другие данные: она умерла от тифа.

Младшая дочь Лидия (1898–1930) вышла замуж за В. Филиппова, которого в 1930 году репрессировали. После тяжелых родов она умерла, перед смертью попросив своих друзей, семью Плевако, взять на воспитание её сына. Став совершеннолетним, Саша взял фамилию и отчество приемного отца. А.С. Плевако – внук В.В. Верещагина, живёт в Москве.

В память о художнике и испытывая уважение к нему в 1914 году, к десятой годовщине гибели художника, в городе Николаев был открыт Художественный музей имени В.В.Верещагина.

Благодаря высокому уровню произведений самого Верещагина, которые были переданы в Николаев его вдовой Лидией Васильевной Андреевской, а также работ из частного собрания российского императора Николая ІІ, от начала существования музея в нём был предусмотрен очень высокий художественный уровень всего собрания.

Сейчас, помимо экспозиции полотен Верещагина, здесь хранятся подлинники произведений ярких русских художников, таких как Ф. Рокотов, И. Айвазовский, В. Суриков, И. Репин, Н. Рерих, И. Левитан, В. Серов, К. Коровин.

Череповец. ВерещагинЕдинственный скульптурный памятник В.В.Верещагину – «бюст на родине героя» – был открыт в Череповце в 1957 году.. Там же, в Череповце существует и дом-музей Верещагина: дом где родился художник и жил в семье родителей.

Официальный сайт музея ссылка здесь.

Череповец. Памятник Верещагину
Череповец. Памятник Верещагину

В русском искусстве Василий Васильевич Верещагин стоит особняком. У него нет непосредственных учителей и прямых последователей, он не связывает себя приверженностью ни к какому художественному объединению, стоит вне партий и кружков, не ищет и не принимает ничьих наград.

Судьба В.В. Верещагина укладывается в философию другого В.В. – Владимира Высоцкого.  Художник “ушел за флажки” и прошел жизненный путь “своей колеей”.