Рембрандта и Вермеера привезут в Россию. Посетить экспозицию Лейденской коллекции в Москве, в Пушкинском музее можно будет с 28 марта по 22 июля 2018 года, в Государственном Эрмитаже с 5 сентября 2018 года по 13 января 2019 года.
В экспозиции будет представлено 82 произведения, ни одно из которых ранее не выставлялось в России: 80 картин и 2 рисунка.
Посетители выставки увидят двенадцать полотен Рембрандта Харменса ван Рейна, по одной картине Яна Вермеера Делфтского и Карела Фабрициуса, два портрета Франса Халса, девять произведений Геррита Дау, четыре работы Яна Ливенса, рисунок Рембрандта, Леонардо да Винчи и другие шедевры.
Ранее часть коллекции с успехом выставляли в Лувре и Пекине. Российская экспозиция в два раза больше, будут показаны восемьдесят две работы. Все представленные полотна принадлежат миллиардеру из США Томасу Каплану и его супруге Дафне Реканати-Каплан.
Сделавший состояние на успешных инвестициях в добычу полезных ископаемых (прежде всего золота) Каплан за полтора десятилетия создал «Лейденскую коллекцию», названную так в честь родного города Рембрандта Харменса ван Рейна, а также других интересных художников той эпохи, входивших в лейденскую гильдию святого Луки.
Собирать произведения голландского искусства Том Каплан начал в 2003 году, в возрасте сорока одного года. Супруга горячо поддержала увлечение мужа.
Сегодня их коллекция исторических картин, портретов и жанровых сцен старых мастеров превосходит по масштабам все частые собрания в мире и уступает лишь немногим национальным музеям.
Основу коллекции составляют одиннадцать картин и два рисунка Рембрандта, а также десять работ, выполненных в его мастерской. Сам бизнесмен называет себя «крупнейшим частным коллекционером работ Рембрандта за последние двести лет».
Всего в мире существует около тридцати пяти картин Рембрандта, принадлежащих частным коллекционерам.
Самая дорогая работа Рембрандта в собственности Каплана — «Минерва», стоимость которой, как признался Каплан одному из изданий, «немного меньше, чем работа Уорхола «Зеленая автокатастрофа», которая была продана на аукционе за $72 миллиона. Настоящая цена картины скрывается.
Кто такая богиня Минерва? Совершим небольшой экскурс в историю.
Богиня особо почитаемая древними, с необыкновенными талантами не могла появиться на свет, как простой смертный. Ее история полна варварского очарования и коварства.
Минерва (она же Афина) — любимая дочь Зевса и породил ее он сам, способом необычным и извращенным. Мойры нашептали громовержцу, что собственный сын от мудрой Метиды станет причиной его погибели. Те же прорицательницы предупредили, Метида беременна. На свет должны появиться разнополые близнецы силы и ума необыкновенного.
Бога таковой поворот событий не устраивал, недолго размышляя, Зевс проглотил жену. Через некоторое время его стала мучить сильнейшая головная боль. Чтобы избавиться от нее Зевс повелел Гефесту разрубить себе череп. Из головы отца и явилась миру Минерва: богиня мудрости, воителей и справедливых воинов.
Минерве (Афине) приписывают изобретение кораблей и строительство первой колесницы. Считалось, что именно это божество подарило людям трубы и флейты, научило изготавливать керамическую посуду и прясть. Она же научила готовить пищу.
Небожители поспорили о том, в честь кого будет назван главный город древней Греции. Они устроили своеобразное состязание. В нем Минерва противостояла Посейдону. Судили их двенадцать божеств во главе с Зевсом.
Посейдону приписывается создание лошади. По другим источникам, он ударом трезубца создал в скалах соленый источник. Минерва же даровала народу оливковые рощи. Они оказались ценнее в глазах людей.
Город был назван в ее честь — Афины.
Знаменитая «Минерва» только часть серии, остальные работы из которой хранятся в Эрмитаже, Музее Прадо в Мадриде и Музее Метрополитен.
Картина, о которой пойдет речь, не числится в коллекции Каплана, но состоит в одной серии работ Рембрандта с «Минервой в кабинете» из коллекции.
Она является частью небольшой группы аллегорий, олицетворяющих «героических женщин» – богинь и героинь античности и Ветхого Завета, написанных Рембрандтом между 1633-1635 годами. Это работа Рембрандта, написанная в 1634 году, известна как «Artemisia». На картине изображена Артемисия, дочь Гекатомна, правителя Карии (IV век до нашей эры).
Артемисия была выдана замуж за своего брата Мавсола.
После смерти мужа Артемисия выстроила в его честь великолепный Мавзолей в Галикарнассе, известный как одно из чудес света. По легенде, Артемисия так скорбела по своему умершему мужу, что подмешивала его прах в своё питьё, тем самым, стараясь ускорить свою смерть. Именно этот момент и запечатлён на картине Рембрандта «Artemisia». Работа украшает коллекцию Мадридского музея Прадо.
Вернемся к коллекции Каплана.
Гостям выставки будут представлены шедевры раннего лейденского периода творчества Рембрандта из серии аллегорий чувств, в числе которых «Извлечение камня глупости (Аллегория осязания)», «Три музыканта (Аллегория слуха)» и недавняя находка — «Пациент, упавший в обморок (Аллегория обоняния)», самая ранняя из работ, подписанных художником.
Последнюю картину «Аллегория обоняния» Каплан купил пару лет назад на аукционе, где сначала ее приняли за работу неизвестного художника того же периода, когда творил Рембрандт.
Как только эксперты заподозрили, что ее автором мог быть знаменитый живописец, ее стоимость на аукционе подняли с 500 долларов до одного миллиона долларов.
Зрелый период творчества Рембрандта, связный с длительной и плодотворной работой в Амстердаме, представлен «Портретом мужчины в красном», «Девушкой в расшитой золотом накидке» и «Портретом Антони Копала».
Украшением коллекции безусловно является автопортрет художника «Автопортрет с затененными глазами», ранее принадлежавший миллиардеру, игорному и гостиничному магнату из Лас-Вегаса Стиву Винну.
В коллекции широко представлены и другие очень интересные живописцы из Лейдена.
В частности, фейнсхилдеры «утончённые художники» Фринц ван Мирис и Габриель Метсю, процветавшие под крылом Геррита Доу — первого и любимого ученика Рембрандта.
Среди тринадцати работ ван Мириса в Лейденской коллекции особо ценными являются «Молодая женщина, кормящая попугая», один из самых знаковых образов эпохи, а также «Смерть Лукреции» — величайший шедевр последних лет жизни мастера.
Посетители увидят редчайшее полотно, написанное Карелом Фабрициусом, — «Явление ангела Агари». Это одна из семнадцати работ художника, которые дошли до наших дней.
На выставке показана знаменитая и исключительно редкая работа Яна Вермеера Делфтского «Девушка за вёрджинелом».
Во всем мире известно всего тридцать шесть произведений художника. У наших зрителей есть уникальная возможность увидеть одно из них, поскольку творения мастера вообще не представлены в собраниях российских музеев.
Эта поздняя картина предположительно написана на холсте из того же рулона, что и другая работа Вермеера — «Кружевница», представленная в постоянной экспозиции Лувра.
В коллекции широко представлены работы Геррита Доу, одного из первых и самых известных учеников Рембрандта.
Геррит Доу — один из самых великих художников Золотого Века голландской живописи, который родился 400 лет тому назад. Сын мастера витражей, три года учившийся у Рембрандта, поначалу копировал манеру и даже сюжеты работ Маэстро.
Постепенно стали проявляться собственные находки, при недюжинном таланте и мастерстве, включая любовь к детализации, особую подачу света и тени, и просто особую теплоту и доброту, с задорным юморком, в подаче бытовых сцен.
Самая большая в мире коллекция работ Геррита (Герарда) Доу находится не в музее, а в частном собрании Каплана.
Увидеть шедевры великого «малого голландца» — ученика Рембрандта, который обожал «3Dэффекты», обрел свой стиль и даже основал собственную школу, будет можно и в России.
Еще при жизни Доу прославился и был обласкан судьбой и покровителями. Так, в 1660 году три картины были куплены в подарок самому Карлу II, когда тот посещал Гаагу.
Шведский дипломат Спиринг обеспечивал художнику годовое содержание, а заодно себе — право выбора работ.
Известный коллекционер Ян де Бейе в 1665 году поразил голландскую публику, чуть ли не первой в истории выставкой (в современном понимании термина), устроив вернисаж из двадцати девяти работ Герарда Доу.
Цены на работы росли, а шлейф признания протянулся через века — так, во второй половине XVIII века картины Доу ценились почти в 2000 раз дороже картин… Вермеера!
Конечно, нередко шумиха и мода на какого-то творца сиюминутны, но не в этом случае: ценность и энергетика работ Герарда Доу объективна.
Многообразная панорама выставки включает работы современников Рембрандта: его учителя Питера Ластмана, друга и коллеги Яна Ливенса, с которым они делили в Лейдене одну мастерскую.
Харлемский мастер Франс Халс известен в первую очередь как мастер оригинальных портретов, на которых в выразительной и свободной манере запечатлены представители разных слоев общества, в том числе купцы, пасторы и военные.
На выставке будут показаны «Портрет Самуэла Ампцинга» и «Портрет Конрада Витора».
Ценным дополнением экспозиции являются два рисунка с изображениями животных. Один из них, на котором представлен молодой лев, принадлежит Рембрандту, другой, «Голова медведя» – Леонардо да Винчи.
Помимо этого коллекция гордится работами Герарда Терборха, Хендрика Тербрюггена.
К сожалению мы не можем показать все привезенные работы, да и не ставим перед собой такой цели. Приглашаем наших читателей на выставку, посмотрите все работы сами.
Представляем еще несколько картин из коллекции: «Льстецы» — Питера Брейгеля младшего, «Пир Антония и Клеопатры» — Яна Стена, работа Кивина Ван Брекеленкама, интересный мистический автопортрет Питера Ван Лара…
Томас Каплан так объяснил желание показать миру свою коллекцию: «Сейчас нам нужно возводить мосты между различными культурами, а не сжигать их. Делать существующие стены ниже, а не строить новые».
По случаю показа части своей художественной коллекции в Лувре он впервые поделился с общественностью подробностями своего увлечения искусством.
Цель его собирательской деятельности состоит в том, чтобы вызволить из скрытых частных коллекций художественные ценности и сделать их общественным достоянием через «службу проката произведений искусства».
«Я не считаю, что быть коллекционером само по себе является благородным занятием, — подчеркивает Томас Каплан. — Важнее, чтобы работы выставлялись публично. для широкого обозрения».
Официальный сайт выставки:
«Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции» http://www.arts-museum.ru/events/archive/2018/rembrandt/index.php в ГМИИ Пушкина (Москва).